Нормативные материалы по труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить наиболее важные моменты нормативного регулирования оплаты труда, значение вопросов оплаты труда в отношениях между работодателем и работником.
В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
 определение роли государства в регулировании вопросов оплаты труда
 содержательный анализ законодательства, регулирующего государственные гарантии по оплате труда, порядок установления заработной платы, вопросы правовой защиты;

Работа содержит 1 файл

Нормативные материалы по труду.doc

— 191.00 Кб (Скачать)


Введение

 

В условиях перехода к  системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями  в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.  Рыночные отношения привели к принципиальным изменениям роли заработной платы в оплате труда, механизме ее организации, формировании источника выплаты заработной платы. Государство, передав все вопросы организации оплаты труда предпринимателям, практически самоустранилось на целое десятилетие от их решения, а предприниматели часто оказываются недостаточно подготовленными адекватно реализовывать появившиеся у них возможности с целью стимулирования материальной заинтересованности работников.

В настоящее время  частная собственность на средства производства значительно потеснила государственную собственность. Трудовые отношения складываются на основе постоянного внедрения в экономику страны рыночных принципов хозяйствования. В результате реальные отношения при найме и увольнении работников, условия оплаты труда формируются стихийно, зачастую противореча трудовому законодательству. Раньше труд был не единственным источником средств к жизни, поскольку действовала разветвленная система социальной защиты в форме общественных фондов потребления.

Изменения в трудовых отношениях являются объективным следствием перехода на рыночный способ хозяйствования. Однако наемный характер труда не перестал быть таковым, сохранилось также отчуждение работников от продуктов их труда. Рыночные принципы хозяйствования объективно не приемлют положения, при котором почти 2/3 всего населения страны находится на содержании государства, поэтому рыночные условия диктуют ему необходимость сократить расходы на социальные нужды за счет федерального и региональных бюджетов. Но это сокращение должно быть сбалансировано с ростом реальной заработной платы. При переходе на рыночную экономику работники почувствовали изменение своего положения в организации. Предметом его трудовых отношений с работодателем стала способность трудиться, которая для работодателя выступает в качестве рабочей силы.

Цель данной работы: определить наиболее важные моменты нормативного регулирования оплаты труда, значение вопросов оплаты труда в отношениях между работодателем и работником.

В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:

    • определение роли государства в регулировании вопросов оплаты труда
    • содержательный анализ законодательства, регулирующего государственные гарантии по оплате труда, порядок установления заработной платы, вопросы правовой защиты;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное (централизованное) регулирование трудовых отношений

 

Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях:  

- разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;   

- изъятие части дохода предприятия  через систему налогообложения  и обязательных платежей в  бюджет, ее перераспределение и  воздействие на формирование  рынка труда и соответствующего кадрового потенциала; 

- прямое участие государства  в управлении трудовыми отношениями  в бюджетной сфере.

Прямое участие государства  в управлении трудовыми отношениями  в бюджетной сфере (государственном  секторе экономики) проявляется  в форме финансирования и управления соответствующими предприятиями, утверждения тарифной сетки, разработки и реализации механизма оплаты труда руководителей государственных предприятий, реализации программ социального развития подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях бюджетной сферы и др. Изъятая и перераспределяемая государством часть доходов предприятий направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, регулированию основных параметров рынка труда, осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, организацию общественных работ и др.

Законодательно-нормативная база регулирует:

    • правовые отношения в сфере наемного труда;
    • механизм заключения и реализации коллективных договоров и соглашений;
    • занятость и трудоустройство;
    • порядок заключения, прекращения и расторжения трудовых договоров;
    • организацию и применение наемного труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);
    • механизм разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др.

Согласно статье 5 Трудового  кодекса Российской Федерации, регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами следующими нормативными правовыми актами:

    • трудовым законодательством , состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

При этом нормы трудового  права, содержащиеся в иных федеральных  законах, должны соответствовать Трудовому  кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. 
          Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.

 В соответствии с пунктом (к) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно пункту (в) статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.

    • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    • указами Президента Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить Трудовому  кодексу Российской Федерации и  иным федеральным законам;

    • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

 Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации;

    • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации не должны противоречить  Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

    • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

          Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса РФ):

    • коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса РФ).

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных  подразделениях;

    • соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (статья 45 Трудового кодекса РФ); 

Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 9) предусматривает  возможность регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, а именно путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров и соглашений (которые носят нормативный характер), а также трудовых договоров (последние, в отличие от первых двух актов договорного характера, заключаются между одним работником и одним работодателем и не являются нормативными, поскольку распространяют свое действие на двух указанных в договоре лиц, а не на неопределенный круг лиц).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    • локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (статья 8 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 10 Трудового кодекса РФ, часть 4 статьи 15 Конституции РФ). То есть также "участвуют" в регулировании трудовых отношений. Так, например, в Российской Федерации действует Конвенция относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949 г. N 95 (в ред. от 1 сентября 2001 г.), принятая Генеральной Конвенцией Международной Организации Труда. В соответствии со статьей 10 Трудового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Федеральное законодательство в области труда и занятости населения

 

Основным законодательным актом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на федеральном уровне, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс является кодифицированным федеральным законом. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Таким образом, Трудовой кодекс занимает особое, приоритетное положение в системе федерального трудового законодательства.

Информация о работе Нормативные материалы по труду