Нормативно-правовое обеспечение деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Изучив теоретический материал, Вы должны знать:
Посредством, каких документов осуществляется нормативное регулирование деятельности менеджера;
Знать определения должностной инструкции, что она должна учитывать;
Знать разделы должностной инструкции;
Разделы и формы предприятия по организации труда;
Знать полномочия и ответственность труда менеджера;
Знать социальные нормы и поведения, которые санкционируются или устанавливаются государством в соответствии с его правами,

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

Индивидуальная  работа по теме:

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности менеджера». 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Мнс 07-3

Середа  Виктория

Проверила:

Старший преподаватель

Жмака Наталья  Владимировна 
 
 
 
 

Донецк 2011

Изучив  теоретический материал, Вы должны знать:

    1. Посредством, каких документов осуществляется нормативное регулирование деятельности менеджера;
    2. Знать определения должностной инструкции, что она должна учитывать;
    3. Знать разделы должностной инструкции;
    4. Разделы и формы предприятия по организации труда;
    5. Знать полномочия и ответственность труда менеджера;
    6. Знать социальные нормы и поведения, которые санкционируются или устанавливаются государством в соответствии с его правами,
    7. Знать обязанностями и полномочиями;

   На  основе приобретенных знаний, вы должны уметь:

    1. Разбираться в законодательной системе, которая юридически устанавливает нормы права в вопросах управления деятельности менеджера;
    2. Распределять между подчиненными конкретные задания;
    3. Описать посредством, каких документов осуществляется нормативное регулирование;
    4. Владеть типовыми требованиями для положений и инструкций;
    5. Описать основные разделы должностной инструкции;
    6. Описать основные разделы стандартов предприятия по организации труда;
    7. Привести классификацию типов работников на предприятии
    8. Понимать суть делегирования, основные принципы;
    9. Владеть общими принципами делегирования;
    10. Знать условия успешного делегирования;
 
 
 
 
 
 
 
 

     План 

1. Законодательное  обеспечение деятельности менеджера.

2. Стандарты  и нормативы труда менеджера.

3. Распределение  обязанностей и полномочий в  организационном менеджменте.

4. Делегирование  полномочий.

Ключевые  понятия и термины:

Должностная инструкция; Цели должностной инструкции; Функции должностной инструкции; Разделы должностной инструкции; Квалификационный справочник должностей руководителей; Полномочия; Ответственность; Работники, которые привыкли к детальному инструктированию; Самостоятельные работники;  Неспокойные исполнители; Работники, которые плохо воспринимают задачи; Делегирование; Принципы делегирования. 

     1. Законодательное обеспечение деятельности менеджера

     Главной задачей на этапе перехода к рыночным отношениям в экономике является создание эффективной и гибкой системы управления, которая состоит в следующем:

  1. переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях;
  2. широкая демократизация управления;
  3. активизация человеческого фактора;
  4. формирование рынка;
  5. переход к биржевой торговле средствами производства;
  6. реформа ценообразования и реорганизация всей системы финансово-кредитных отношений;
  7. перестройка системы внешнеэкономических связей.

     Отсюда  значительно возрастают требования к управленческой деятельности.

     В настоящее время в Украине действует законодательная система, которая юридически устанавливает нормы права в вопросах управления. В своей деятельности предприятия должны строго соблюдать все положения, предусмотренные законами, и не допускать применения нормативных актов, разработанных вышестоящими организациями (министерствами, ведомствами), но противоречащих этим законам.

     Кодекс  законов о труде Украины регламентирует все стороны трудовых отношений. Так, в Статье 2 определены основные трудовые права работников, в Статье 3 рассматриваются механизмы регулирования трудовых отношений, Глава II определяет сущность и структуру коллективного договора, а Глава III – трудового договора. В Главе IV устанавливаются нормы рабочего времени, в Главе VI – нормирование труда. Существующее законодательство регулирует аспекты деятельности предприятия, его органов управления, рабочих и служащих. Наиболее востребованными в процессе юридического обеспечения бизнеса на различных его стадиях являются законы Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве», «О хозяйственных обществах» и некоторые др.

     Повышению эффективности управления предприятием способствует использование в практической деятельности нормативных документов, которые регламентируют и четко  разграничивают права, обязанности и ответственность руководителей с учетом специфической особенности их деятельности в соответствии с занимаемой должностью.

     Нормативное регулирование осуществляется посредством  таких документов как:

  1. нормативные и законодательные акты;
  2. правила аттестации, сертификации и специальной подготовки руководителей и специалистов;
  3. типовые квалификационно-должностные требования;
  4. типовые планы и программы;
  5. руководства по обеспечению…;
  6. листы дополнения к…;
  7. технологическая документация;
  8. руководства по организации работ…;
  9. сертификационная документация;
  10. лицензирование;
  11. кодекс о труде;
  12. сборники нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию.

     Все это образует систему – совокупность принципов и правил, устанавливающих  единые требования к управленческой деятельности. 

     2. Стандарты и нормативы труда менеджера 

     Тарифно-квалификационные характеристики (требования) разрабатываются по общеотраслевым должностям служащих, определяют положения о руководителях различных уровней.

     Должностные инструкции разрабатываются на предприятиях и учитывают особенности организации труда, производства и управления. Основой для составления положений и инструкций на конкретном предприятии служат соответствующие типовые требования. Они обеспечивают единый подход в определении функций, задач, прав, обязанностей и ответственности руководителей. Разрабатываемые на основе типовых требований нормативные документы должны быть конкретными и не допускать дублирования функций руководителей различных уровней, т.к. это приводит к нарушению принципа единоначалия, а дублированные функции не выполняются вообще в надежде на то. Что их выполнит другой руководитель.

     Должностная инструкция – документ, регламентирующий деятельность каждой должности и  содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция:

  1. разрабатывается специалистом службы управления персоналом, либо руководителем соответствующего структурного подразделения, либо самим работником совместно с непосредственным руководителем;
  2. подписывается руководителем подразделения или специалистом-разработчиком;
  3. согласовывается с юристом
  4. доводится до работника под расписку.

     Типовая должностная инструкция состоит  из 6 разделов:

    1. Общие положения.
    2. Цели.
    3. Функции.
    4. Связи по должности.
    5. Права.
    6. Ответственность.

     Общие положения –  раздел должностной инструкции, в котором указывается:

      • отдел (подраздел) и полное наименование должности;
      • порядок назначения и освобождения от занимаемой должности;
      • подчиненность должности и должностные лица, которыми руководит работник;
      • замещение по должности во время отсутствия;
      • квалификационные требования к работнику по образованию, специальности, стажу работы по специальности;
      • правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

     Цели - раздел должностной инструкции, в котором формулируются цели, которые руководство организации ставит перед данным работником по данной должности.

     Функции - раздел должностной инструкции, в котором:

      • определяются конкретные действия работника, периодичность и сроки их выполнения;
      • указывается форма участия работника в управленческой деятельности: руководит, утверждает, исполняет, согласовывает и т. д.

     Связи по должности – Информационные взаимоотношения - раздел должностной инструкции, в котором перечисляются содержание информации, форма ее предоставления, сроки и периодичность поступления или передачи, от каких должностных лиц или подразделений она поступает и кому передается.

     Права - раздел должностной инструкции, в котором определяются права, предоставляемые работнику для самостоятельного выполнения возложенных на него функций, по отношению к его подчиненным, внешним организациям.

     Ответственность - раздел должностной инструкции, в котором:

      • устанавливаются виды ответственности за несвоевременное  и некачественное выполнение работниками  должностных обязанностей и неиспользование предоставляемых ему прав;
      • указываются показатели, по которым руководитель оценивает деятельность работника.

     Квалификационный  справочник должностей руководителей – нормативный документ, призванный регламентировать организацию труда этих категорий работников, обеспечивать рациональный подбор, расстановку и использование кадров. Служит для объединения работников в группы для равной оплаты труда, включает квалификационные характеристики должностей руководителей организации, их структурные подразделения, а также специалистов и др. служащих.

     Стандарты предприятия по организации труда  – включают следующие разделы:

  1. Область применения.
  2. Общие положения.
  3. Нормативные ссылки.
  4. Определения.
  5. Распределение функций и обязанностей.
  6. Права и ответственность.
  7. Организация деятельности.

     Формы:

      • оперативной документации;
      • рабочего журнала;
      • ежеквартального отчета;
      • предписания;
      • журнала контроля за состоянием участка и т.д.

     Может включать:

      • вводный инструктаж;
      • сертификаты… (безопасности);
      • аттестации… (рабочих мест)
 

     3. Распределение обязанностей  и полномочий в  организационном  менеджменте 

     Полномочия  – это ограниченное право использовать ресурсы организации или конкретного человека и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач.

     Ответственность – определяется, как правило, с помощью должностных инструкций, поэтому их не следует составлять формально.

     Практика  управленческой деятельности показывает, что выделяют 4 типа работников при  инструктаже:

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение деятельности менеджера