Нормативно-правовая основа экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

      Одни  нормы закрепляют должное поведение  различных субъектов, от которого они  не имеют права уклоняться при  наступлении определенных ситуаций. Диспозиции этих норм содержат предписания. Другие - определяют границы и содержание возможного поведения субъектов. Их диспозиции содержат дозволения. Третьи - запрещают определённые деяния. Содержанием  их диспозиций являются запреты.

      Одна  из наиболее важных составляющих правовой регламентации вообще есть правовая регламентация организационно - правового  статуса систем управления, которая  осуществляется с помощью правовых актов, основными из которых являются положения, должностные инструкции и штаты.

      Положения - правовые акты, определяющие порядок  образования и правовое положение, обязанности и права, строение и  организацию функционирования органов  безопасности или их подразделений.

      Различные положения могут быть типовыми и  индивидуальными. Типовые положения  подготавливаются для однотипных организационных  звеньев: органов безопасности ил их подразделений. При наличии типовых  индивидуальные разрабатываются на их основе. 15

Все положения  можно разделить на два основных класса:

1) положения  об органах безопасности;

2) положения  о подразделениях органов безопасности.

Положения об органах  безопасности - это правовые акты, определяющие организационно - правовой статус государственных  бюджетных центральных органов  безопасности, территориальных органов  безопасности и органов безопасности в войсках.

Содержание текстов  положений об органах безопасности может включать в свой состав следующие  разделы:

15. «Основы управления  в органах безопасности» В.И.Махинин,  Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г.  стр23

1) общие положения;

2) основные задачи  и функции;

3) права и  обязанности;

4) руководство;

5) взаимоотношения  и связи;

6) контроль и  ревизия деятельности;

7) реорганизация  и ликвидация.

      Кроме того, в органах безопасности могут  создаваться и примениться нормативные  акты, регламентирующие различные виды деятельности в сфере процессно-организационного управления, к которым относятся  инструкции (методические рекомендации): по планированию служебной деятельности (и отчетности) исполнителей; по контролированию  служебной деятельности исполнителей; по оцениванию процессов служебной  деятельности исполнителей, накоплению и использованию опыта.16

      И, наконец, самостоятельное значение могут иметь нормативные акты (инструкции либо методические рекомендации), определяющие порядок: Формирования, применения и оценки управленческих решений; приема и рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб граждан; подготовки и  проведения заседаний коллегий, советов, различных совещаний и т.д.

      К определению «специальные органы»  следует подходить очень корректно, так как в законодательстве нет  специально сформулированного понятия. Оно сложилось в ходе многолетней  практики и достаточно широко используется в документах ненормативного характера, в публикациях, в теле и радиопередачах.

      Под специальными органами принято понимать государственные органы, созданные  и действующие с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной  арене, уполномоченные заниматься оперативно- розыскной деятельностью в пределах своих полномочий и компетенции.

      Это наиболее острый инструмент государственной  власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией  о существующих внутренних и внешних  угрозах. Характерной особенностью специальных органов, выделяющей их из других правоохранительных

16. «Основы управления  в органах безопасности» В.И.Махинин,  Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г.  стр12

органов, является использование в своей деятельности специальных сил и средств, в  пределах своей компетенции и  в соответствии с законодательством. Все многообразие специальных органов  условно можно разделить на два  основных вида.

      Первый - специальные органы, занимающиеся сбором оперативной информации с  последующим предоставлением её правительственным, правоохранительным и иным структурам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами, а также проведением против них  специальных операций оперативными средствами или ограниченными подготовленными  для этих целей сотрудников. 17

К специальным  органам подобного типа можно  отнести ВЧК в первые месяцы её деятельности, когда она исключительно  выполняла функции оперативного пресечения по борьбе с контрреволюцией  и саботажем.

Второй вид  специальных органов представляет собой симбиоз «чистой» спецслужбы с органом государственного управления. Особенностью такого вида структуры  и деятельности является не только включение специальных органов  как органов госбезопасности  в систему государственного управления, но и признание их головным органом  в сфере обеспечения безопасности страны. Отсюда - наделение этих органов  межведомственными функциями, правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам в  этой области.

Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических  средств, а также специфических  методов, присущих только секретным  службам, таких как «перлюстрация  корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование т.д.» 

      Как уже было отмечено выше, характерной  особенностью специальных органов  является использование ими в  своей практической деятельности специальных  форм и методов, которые не применяются  другими органами власти и управления. Речь идет, прежде всего, об использовании  агентуры, т.е. лиц, «...которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование  агентуры позволяют спецслужбам  проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно - оперативной».

      Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также  специфических методов,

17.«Основы управления  в органах безопасности» В.И.Махинин,  Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г.  стр16

присущих только секретным службам, таких как  «…перлюстрация корреспонденции, негласный  обыск, досмотр помещений, шифрование и т.д.»

      На  отдельных этапах истории в арсенал  спецслужб входили такие острые методы, как террористические и диверсионные акты, дезинформирование и компрометация  политических противников. Специальные  органы можно условно разделить  по направленности их деятельности и  предмету устремлений.

      Так, в числе основных видов разведывательных служб, вектор которых направлен  вне государства, в большинстве  государств выделяются военно-политическая и военно-стратегическая военная  разведка. В частности в России к ним относятся Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных  Сил, а в США - Разведывательное управление Министерства обороны. Внешнеполитическая разведка в России представлена Службой  внешней разведки, а в США - Центральным  разведывательным управлением. Они  добывают, систематизируют и анализируют  широкий спектр политической, экономической, военной, научно - технической и иной информации.

      Службы  внутренней безопасности в различных  государствах мира представлены контрразведкой, политическим сыском, а также ведомствами  экономической безопасности и охраны руководства страны. В Российской Федерации к ним относятся  Министерство внутренних дел, Федеральная  служба безопасности, Федеральная служба охраны, и др., использующие в своей  деятельности, согласно законодательству, агентурно - оперативные методы. Кроме  того, в ведущих государствах мира созданы самостоятельные службы электронной безопасности, специальной  связи и добывания информации техническими методами.

      Таким образом, целесообразно относить к  специальным органам безопасности те, в чьей компетенции находится  осуществление разведывательной, контрразведывательной  и оперативно - розыскной деятельности.

      Деятельность  разведывательная -- в современной  России законодателем предпринята  попытка изложить понятие разведывательной деятельности в Законе о внешней  разведке, в котором оно раскрывается через указание на средства проведения разведывательной деятельности (ст.2).

      В теории не достигнуто единого мнения в определении разведывательной деятельности. Можно предложить следующее: разведывательная деятельность - системное  применение уполномоченными на то Федеральным  Законом субъектами (некоторыми российскими  спецслужбами) специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России.

      Виды  разведывательной деятельности - в  зависимости от: направленности на получение сведений в той или  иной сфере жизнедеятельности различают  политическую, военную, экономическую  разведку и др.; субъекта, который  осуществляет разведывательную деятельность, выделяют разведку государства и  разведку негосударственных субъектов, в частности коммерческую (промышленный шпионаж); источника получения информации различают агентурную разведку, радиоразведку  и др.

      Деятельность  контрразведывательная: разновидность  деятельности спецслужб России (ФСБ, СВР, ФСО), которая заключается в  противодействии (как правило, тайно) разведывательной и подрывной деятельности спецслужб иностранных организаций  и их представителей (включая так  называемых инициативников) с целью  обеспечения безопасности России. 18

      Деятельность  органов ФСБ России в пределах полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций  иностранных государств, а также  отдельных лиц, направленной на нанесение  ущерба безопасности России.

Деятельность  оперативно-розыскная - различают определение, изложенное в законе и выработанное теорией. Законодатель изложил определение оперативно - розыскной деятельности в ст.1 ФЗ об ОРД, В соответствии с ней это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно -- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В определенных законодателем оперативно - розыскных  действиях возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:

а) регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего, уголовными и административно - процессуальными). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в ФЗ «Об ОРД», например, уголовно - правовые предписания (ч.4 ст. 18), административные 

18.«Спецслужбы  России: законы и комментарий», А.Ю.Шумилов  учебное Москва, Юристъ, 1997г.стр52

(ч.2 ст.7), гражданские  (п.3 ч.1 ст. 15), трудовые (ст. 17 и др.), финансовые (ст. 19);

б) не урегулированные  должным образом ни одной из вышеуказанных  отраслей права уголовно - розыскные  правоотношения.

      С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных  правовых отношений оперативно -- розыскная  деятельность является комплексной. В  ней можно выделить определенные виды, основными из которых являются уголовно -- розыскная работа -- составная  часть уголовно - розыскной деятельности, протекающая в форме оперативно - розыскного или уголовно - розыскного процесса и оперативно - проверочная  работа.

      Основные  отличия оперативно -- розыскной  деятельности от разведывательной деятельности заключаются в том, что:

-разведывательная  деятельность имеет собственную  цель, отличную от цели оперативно - розыскной деятельности;

-в отличие  от оперативно -- розыскной деятельности  разведывательная деятельность  осуществляется в основном за  пределами России;

-основными «контрагентами»  разведывательной деятельности  являются, с одной стороны, Россия (в лице своих представителей - Службы Внешней Разведки России  и др. спецслужб), а с другой - иностранное  государство или международная  организация;

-разведывательная  деятельность регламентирована  специальным законодательным актом  - Законом о внешней разведке, нормативные предписания которого  не распространяются на оперативно  розыскную деятельность.

      Таким образом, оперативно - розыскную деятельность отличает от других видов сыскной  деятельности прежде всего цель - защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение спец.сил, средств и методов (объективный  момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении  из всех перечисленных видов сыскной  деятельности общей сферы правоотношений -- уголовно-розыскной.

Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России