Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Одни нормы закрепляют должное поведение различных субъектов, от которого они не имеют права уклоняться при наступлении определенных ситуаций. Диспозиции этих норм содержат предписания. Другие - определяют границы и содержание возможного поведения субъектов. Их диспозиции содержат дозволения. Третьи - запрещают определённые деяния. Содержанием их диспозиций являются запреты.
Одна из наиболее важных составляющих правовой регламентации вообще есть правовая регламентация организационно - правового статуса систем управления, которая осуществляется с помощью правовых актов, основными из которых являются положения, должностные инструкции и штаты.
Положения - правовые акты, определяющие порядок образования и правовое положение, обязанности и права, строение и организацию функционирования органов безопасности или их подразделений.
Различные положения могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения подготавливаются для однотипных организационных звеньев: органов безопасности ил их подразделений. При наличии типовых индивидуальные разрабатываются на их основе. 15
Все положения можно разделить на два основных класса:
1) положения об органах безопасности;
2) положения
о подразделениях органов
Положения об органах безопасности - это правовые акты, определяющие организационно - правовой статус государственных бюджетных центральных органов безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.
Содержание текстов положений об органах безопасности может включать в свой состав следующие разделы:
15. «Основы управления
в органах безопасности» В.И.
1) общие положения;
2) основные задачи и функции;
3) права и обязанности;
4) руководство;
5) взаимоотношения и связи;
6) контроль и ревизия деятельности;
7) реорганизация и ликвидация.
Кроме
того, в органах безопасности могут
создаваться и примениться
И, наконец, самостоятельное значение могут иметь нормативные акты (инструкции либо методические рекомендации), определяющие порядок: Формирования, применения и оценки управленческих решений; приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; подготовки и проведения заседаний коллегий, советов, различных совещаний и т.д.
К
определению «специальные органы»
следует подходить очень
Под
специальными органами принято понимать
государственные органы, созданные
и действующие с целью защиты
национальных интересов и безопасности
как внутри страны, так и на международной
арене, уполномоченные заниматься оперативно-
розыскной деятельностью в
Это
наиболее острый инструмент государственной
власти, обеспечивающий политическое
руководство объективной
16. «Основы управления
в органах безопасности» В.И.
органов, является
использование в своей
Первый
- специальные органы, занимающиеся
сбором оперативной информации с
последующим предоставлением её
правительственным, правоохранительным
и иным структурам; осуществлением
негласного контроля за разведывательно-подрывными
и иными враждебными
К специальным органам подобного типа можно отнести ВЧК в первые месяцы её деятельности, когда она исключительно выполняла функции оперативного пресечения по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Второй вид
специальных органов
Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным службам, таких как «перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование т.д.»
Как уже было отмечено выше, характерной особенностью специальных органов является использование ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими органами власти и управления. Речь идет, прежде всего, об использовании агентуры, т.е. лиц, «...которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно - оперативной».
Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов,
17.«Основы управления
в органах безопасности» В.И.
присущих только секретным службам, таких как «…перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование и т.д.»
На
отдельных этапах истории в арсенал
спецслужб входили такие острые
методы, как террористические и диверсионные
акты, дезинформирование и
Так,
в числе основных видов разведывательных
служб, вектор которых направлен
вне государства, в большинстве
государств выделяются военно-политическая
и военно-стратегическая военная
разведка. В частности в России
к ним относятся Главное
Службы внутренней безопасности в различных государствах мира представлены контрразведкой, политическим сыском, а также ведомствами экономической безопасности и охраны руководства страны. В Российской Федерации к ним относятся Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, и др., использующие в своей деятельности, согласно законодательству, агентурно - оперативные методы. Кроме того, в ведущих государствах мира созданы самостоятельные службы электронной безопасности, специальной связи и добывания информации техническими методами.
Таким
образом, целесообразно относить к
специальным органам
Деятельность разведывательная -- в современной России законодателем предпринята попытка изложить понятие разведывательной деятельности в Законе о внешней разведке, в котором оно раскрывается через указание на средства проведения разведывательной деятельности (ст.2).
В теории не достигнуто единого мнения в определении разведывательной деятельности. Можно предложить следующее: разведывательная деятельность - системное применение уполномоченными на то Федеральным Законом субъектами (некоторыми российскими спецслужбами) специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России.
Виды
разведывательной деятельности - в
зависимости от: направленности на
получение сведений в той или
иной сфере жизнедеятельности
Деятельность
контрразведывательная: разновидность
деятельности спецслужб России (ФСБ,
СВР, ФСО), которая заключается в
противодействии (как правило, тайно)
разведывательной и подрывной деятельности
спецслужб иностранных
Деятельность органов ФСБ России в пределах полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.
Деятельность оперативно-розыскная - различают определение, изложенное в законе и выработанное теорией. Законодатель изложил определение оперативно - розыскной деятельности в ст.1 ФЗ об ОРД, В соответствии с ней это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно -- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В определенных законодателем оперативно - розыскных действиях возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:
а) регулируемые
нормами различных
18.«Спецслужбы России: законы и комментарий», А.Ю.Шумилов учебное Москва, Юристъ, 1997г.стр52
(ч.2 ст.7), гражданские (п.3 ч.1 ст. 15), трудовые (ст. 17 и др.), финансовые (ст. 19);
б) не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей права уголовно - розыскные правоотношения.
С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных правовых отношений оперативно -- розыскная деятельность является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, основными из которых являются уголовно -- розыскная работа -- составная часть уголовно - розыскной деятельности, протекающая в форме оперативно - розыскного или уголовно - розыскного процесса и оперативно - проверочная работа.
Основные отличия оперативно -- розыскной деятельности от разведывательной деятельности заключаются в том, что:
-разведывательная
деятельность имеет
-в отличие от оперативно -- розыскной деятельности разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами России;
-основными «контрагентами»
разведывательной деятельности
являются, с одной стороны, Россия
(в лице своих представителей
- Службы Внешней Разведки
-разведывательная
деятельность регламентирована
специальным законодательным
Таким образом, оперативно - розыскную деятельность отличает от других видов сыскной деятельности прежде всего цель - защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение спец.сил, средств и методов (объективный момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении из всех перечисленных видов сыскной деятельности общей сферы правоотношений -- уголовно-розыскной.
Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России