Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.
2.
Дезинтеграция экономики
и спад производства.
В результате макроэкономической политики,
проводимой правительством РФ в разные
годы, экономическое пространство страны
распалось на две слабо связанные друг
с другом сферы. Сфера обращения капитала
(операции на рынке ценных бумаг, валютном
рынке, а также в торговле) характеризуется
высокими (а то и сверхвысокими) прибылями
и скоростью обращения денег.
Производственная
же сфера («реальный сектор экономики»,
охватывающий материальное производство,
бытовые услуги, медицинское обслуживание,
образование, транспортные перевозки
и другие сферы, связанные с производством
материальных и духовных благ) низкими
прибыльностью и скоростью
В сбалансированной
Эти сферы связаны банками, сбытовыми
организациями, государственным бюджетом
в единое целое и функционируют в неразрывном
единстве.
В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж).
Дезинтеграция
прогрессирует и в
Первая
группа отличается устойчивым платежеспособным
спросом и нормой прибыли, достаточной
для удержания собственных оборотных
средств и мобилизации внешних кредитов
для их пополнения.
Это, как правило, предприятия нефтегазовой,
химической и металлургической промышленности,
поставляющие значительную часть своей
продукции на экспорт. Последнее и позволяет
им придерживать относительно высокую
норму прибыли, обеспечивать своевременный
возврат средств и привлекать относительно
дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа
для финансирования оборотных средств.
При благоприятном стечении обстоятельств
они в состоянии задействовать кредитные
и накопленные собственные средства в
объемах, необходимых для финансирования
инвестиций. Вторая группа предприятий
характеризуется достаточной для поддержания
простого воспроизводства нормой прибыли
и наличием в той или иной мере платежеспособного
спроса на их продукцию, позволяющего
осуществлять (пусть и с опозданием) оборот
капитала. Они ориентированы главным образом
на спрос предприятий первой группы.
Сюда относят и немногочисленные предприятия,
выпускающие конкурентоспособную продукцию
потребительского назначения, а также
относящиеся к сфере естественных монополий.
В третью группу входят платежеспособные
предприятия, отличающиеся низкой или
отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью
выпускаемой продукции или отсутствием
платежеспособных потребителей. Это наиболее
многочисленная группа, охватывающая
предприятия сельского хозяйства, легкой
промышленности, строительства и связанных
с ними отраслей машиностроения, а также
производства с длительными циклами изготовления
продукции (которым особенно трудно выживать
в условиях кризиса ликвидности). 3. Потеря
экономической независимости. В настоящее
время степень экономической зависимости
страны от внешнего мира является неприемлемо
высокой.
До 70% продовольствия, потребляемого населением
крупных городов, поступает из-за рубежа.
Государство не в состоянии пресечь незаконный
массированный вывоз капитала. Размеры
выплат по внешним долгам превышают возможности
российской экономики. Страна вынуждена
подстраивать свою экономическую политику
под универсалистские требования международных
экономических организаций, нередко не
учитывающие в должной мере российскую
специфику, а иногда и действующие прямо
во вред российской экономике.
Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной - увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию с высокой степенью обработки. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия приобрела типичные черты сырьевой колонии. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%.
В обмен на природную ренту
Россия приобретает товары
В Концепции национальной безопасности
от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных
угроз экономической безопасности России
относится низкий уровень инвестиций.
Действительно, привлечение
В условиях острого бюджетного кризиса
администрация субъектов федерации, стремясь
закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы
передать иностранным компаниям последнее
– участки недр с месторождениями ценных
природных ресурсов. Необходимо остановится
на еще одном способе утраты национальной
безопасности России.
Дело
в том, что низкая экономическая
активность не только не позволяет
поддерживать хотя бы простое воспроизводство,
обороноспособность и достигнутые
параметры благосостояния. Она исключает
обеспечение минимально необходимого
уровня хозяйственного освоения территории
страны и содержания наличной инфраструктуры.
Это выражается в массовом оттоке
населения из районов Севера и Дальнего
Востока в резком учащении катастроф и
аварий в базовых отраслях: на транспорте,
в энергетике, химической промышленности.
При сохранении сложившихся тенденций
«разреживаемое» экономическое пространство
России будет неизбежно заполняться иностранным
капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается
в нарастающем давлении на органы власти
различных сил, лоббирующих интересы зарубежных
компаний.
Последние стремятся захватить
наиболее ценные и богатые
ископаемыми участки земли,
Зависимость первого от почвенно-климатических
условий, технико-технологическая отсталость,
более низкая фондовооруженность производства
и труда, а также слабая энерговооруженность
замедляли темпы развития в аграрной сфере
хозяйственной деятельности. Из всех бед,
навалившихся на экономику России, самой
обременительной является снижение объемов
производства сельскохозяйственной продукции
и ухудшение питания населения страны.
Еще
в годы Советской власти сложилось
устойчивое отставание земледелия от
промышленности и от уровня его развития
в индустриально развитых странах. Проведение
реформ усугубило положение в аграрном
секторе экономики. Сельское хозяйство
при природных и общественных катаклизмах
страдает более, нежели другие отрасли
производства.
Подрыв сельского хозяйства в своей основе
вызвал ухудшение питания населения России.
Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению
продовольствием на душу населения занимала
6-е место в мире. Теперь же - 40-е.
Ухудшение
питания вызвано не только снижением
объемов производства основных пищевых
продуктов, свертыванием работы пищевой
промышленности, но и падением покупательной
способности населения, увеличением численности
людей, живущих за чертой бедности, в особенности
на селе. В наши дни среднемесячная заработная
плата в деревне составляет 42% от средней
по стране.
4. Обнищание населения.
По данным Госкомстата,
Она выталкивает работника за пороговую
черту его жизнедеятельности, за которой
идет разрушение трудового потенциала
экономики. Наша средняя заработная плата
в три раза ниже этого порогового значения.
Снижение реальных доходов населения
привело к снижению потребления. Душевое
потребление мяса и мясопродуктов снизилось
за последние годы более, чем на треть,
молока и молочных продуктов – более,
чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов
– на 2/3. Возникает угроза массового недоедания
и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит
белка в питании россиян составляет 35-40%.
Калорийность питания, определяющая состояние
здоровья и работоспособность человека,
уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно
ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал(сутки))
. Обеспеченность витаминами, определяющая
иммунитет к болезням, сократилась до
50% от нормы. Проблема обнищания населения
признается, но совершенно игнорируется
при проведении социально-экономической
политики. Хотя и официально декларировалась
«неприемлемость чрезмерной социальной
цены реформ», недопустимость еще большего
снижения жизненного уровня населения.
Однако, правительство не раз отказывалось
от соблюдения социальных гарантий, произвольно
секвестрировало установленные законом
социальные расходы, допускало резкое
ухудшение качества образования и здравоохранения,
бросало на произвол судьбы нетрудоспособное
население, включая миллионы детей из
необеспеченных семей.
В
этих социально-экономических
5. Имущественная дифференциация
населения и массовая
безработица
Стремительный
раскол страны на узкий круг богатых
людей и огромную массу бедных,
не уверенных в своем будущем, создает
два поляризованных класса общества с
разным представлением о социальной справедливости.
Расстояние между ними увеличивается,
а социальная база реформ укрепляется.
Очевидно, что это приводит к тому, что
постоянно воспроизводится угроза социальных
конфликтов. Также предпосылки социальной
напряженности создает растущий уровень
безработицы. Пороговым уровнем принято
считать до 10% от числа трудоспособных.
По официальным данным, Россия приближается
к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы
(отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя
и т.д.) реальный ее уровень составляет
13-15%. Безработица для России явление новое,
поэтому следует иметь ввиду ее моральное
воздействие на население и его поступки.
По данным американских ученых, рост безработицы
на 1% увеличивает заполняемость тюрем
на 5-7%.
6. Криминализация.
Как угрозу экономической
А к 1996 году он уже составил 45%. К настоящему
времени рухнули последние романтические
надежды либералов на возможное облагораживание
«черного» рынка. Проблема криминализации
экономики страны остается сегодня проблемой
номер один. В основе процессов криминализации
хозяйственной жизни в стране лежит теневая
экономика, то есть система экономических
отношений вне правового поля государства.
Теневой финансовый капитал является
экономической основой (базисом) организованной
преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное
явление, имеет две стороны. С одной стороны,
это создание дополнительных рабочих
мест, производство продукции, оказание
различного рода услуг и, в конечном счете,
повышение благосостояния общества. С
другой — уклонение от уплаты налогов,
отмывание капиталов, перекачивание капиталов
за границу, выведение из оборота неучтенных
доходов и валюты. Кроме того, конкурируя
с официальной экономикой, теневая экономика,
имея более высокую прибыль, оказывается
более эффективной и тормозит развитие
официальной экономики. В России централизованная
система управления создала совокупность
условий для появления и развития теневой
экономики и теневых капиталов.
В сферу действия теневой системы хозяйства
оказались вовлеченными широкий круг
людей, ресурсов, а также чиновники разного
ранга. Решающую роль во всем мире играет
активное содействие теневой экономике
представителей властных структур всех
уровней. Исследования показывают, что
теневики с первых дней параллельно с
рэкетирами, а иногда и исключительно,
заключали союз с представителями силовых
ведомств и местной исполнительной власти.
Со временем правоохранительные органы
начали активно вытеснять криминал из
теневой экономики, и в настоящее время
представители этих структур совместно
с налоговыми службами «делают крышу»
практически всему крупному и среднему
бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной
правительственных чиновников и депутатов
самого высокого ранга.
Сферы влияния распределены достаточно
четко, и срывов, как правило, не бывает.
Результатом криминализации экономической
системы явилось подчинение экономической
политики государства специфическим экономическим
интересам криминальных структур. Теневая
экономика является тем стержнем, на котором
сформировалась современная криминальная
структура. Важнейшим фактором, обусловившим
криминализацию экономической жизни общества,
является разрушение механизмов государственной
власти, а также проводимая социально-экономическая
политика. Потенциальная опасность криминализации
экономики объективно усиливалась также
самой направленностью реформ на развитие
рыночных отношении.
Этапу первоначального накопления капитала
неизбежно сопутствует обострение криминальных
явлений в экономической жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства
в борьбе с криминалом, результаты не дают
основании для удовлетворительной оценки.
Наиболее опасным является не сам темп
роста различного рода экономических
преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели
конкретные цифры и примеры), а переход
экономической преступности в новое качество,
выражающееся во все более и более реальной
угрозе экономической безопасности Российской
Федерации. Говоря об экономической безопасности
с точки зрения воздействия на нее криминальной
экономики, необходимо обратить внимание
на то, что экономическая преступность
приобрела качественно новые свойства.
Лидеры и авторитеты криминального мира
создают преступные сообщества, которые
активно оказывают влияние на предприятия
и организации, имеющие федеральное значение.
Этим сообществам все в большей мере свойственны
жесткая централизация, четкая дисциплина.
Особую тревогу вызывает существование
в этих сообществах таких атрибутов, как
разведка и контрразведка, прекрасное
техническое обеспечение и наличие отрядов
боевиков, в то время как ранее эти атрибуты
могли быть свойственны только государству.
Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России