Нормативно-правовая основа экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

 9.«Краткая сыскная энциклопедия», Москва, Издатель Шумилова И.И., 2000г стр.51

      Наряду  с указанными существует целый ряд  систем более высокого порядка, которые  являются по отношению к системе  национальной безопасности внешними. Это, прежде всего регион - система, включающая весь спектр взаимоотношений  народов и государств определенного  района земного шара; мировое сообщество -- глобальная система, объединяющая все  государства, все народы нашей планеты; природа - система, охватывающая среду  обитания человечества.

      Безопасность  государства - необходимое и динамичное состояние его относительной  неуязвимости, определяющее характер взаимодействия с внешним миром. Оно выражается в соотношении  стратегических целей государства, его экономических, военных, политике - дипломатических и других возможностей с возможностями и влиянием вероятных  противников и конкурентов, союзников  и партнеров, а также нейтральных  государств.

      Безопасность  государства преимущественно обеспечивается совместными действиями внешнеполитических, силовых и координирующих органов  государства путем гибкого использования  экономических, военных и политических (дипломатических, информационных, пропагандистских, общественных) средств в условиях явного или скрытного, прямого или  косвенного воздействия разнообразных  внешних факторов, неблагоприятно сказывающихся  на обстановке в стране, на принятии решений в сфере обеспечения  жизнедеятельности и развития государства, а также его системы безопасности. Безопасность государства может  рассматриваться как мера его  влиятельности в международных  отношениях.

      Таким образом, Безопасность государства - урегулированная  нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института  политической системы современного российского общества от внешних  и внутренних угроз, позволяющая  ему функционировать и развиваться.

      Безопасность  государства является одним из важнейших  элементов системы безопасности (национальной) России. Безопасность достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства. 10

      Безопасность  общества - урегулированная нормами права и морали система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно-

10. «Национальная  безопасность: ценности, интересы и  цели» //Военная мысль - 2005г  - №6 - стр43

важных интересов  человека, общественного порядка, нормального  функционирования государственных  органов и общественных организаций  от угроз, исходящих от деяний лиц, совершающих  правонарушения или нарушающих нормы  морали, явлений негативного природного и техногенного характера.

      Безопасность  охраняемого лица (личности) - его  защищенность от физического или  психологического насильственного  или иного посягательства, угрожающего  его жизни, здоровью или создающего угрозу нанесения иного вреда, позволяющая  ему беспрепятственно принимать  решения и совершать необходимые  действия. Обеспечивается системой нормативно - правовых, организационных, режимно - охранных, оперативно - розыскных, технических  иных мероприятий.

2.2 Ст. 2 Закона «О безопасности» определяет, субъектов обеспечения безопасности.

      Основным  субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

      Государство в соответствии с действующим  законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

      Граждане, общественные и иные организации  и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и  обязанностями по участию в обеспечении  безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов  государственной власти и управления краев, областей, автономной области  и автономных округов, принятыми  в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении  безопасности в соответствии с законом.

      Реальная  и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней  безопасности.

      Законодателем определяются основные направления  деятельности органов государственной  власти и управления в данной области, формируются или преобразуются  органы обеспечения безопасности и  механизм контроля и надзора за их деятельностью.

      Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. 11

      Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается  система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления  деятельности органов государственной  власти и управления в данной области, формируются или преобразуются  органы обеспечения безопасности и  механизм контроля и надзора за их деятельностью.

      Для непосредственного выполнения функций  по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе  исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные  органы обеспечения-безопасности.

      Обеспечение безопасности осуществляется на основании  принципов: законности; соблюдения балансов жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности  личности, общества и государства  в вопросах обеспечения безопасности; интеграции с международными системами  безопасности.

      При обеспечении безопасности не допускается  ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных  законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют  право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод в  письменной форме и в сроки, установленные  законом.

      Систему безопасности Российской Федерации  образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации  и объединения, граждане, принимающие  на законном основании участие в  обеспечении безопасности, а также  законодательство, регламентирующее отношения  в сфере безопасности. Согласно ст. 8 Закона РФ «О безопасности» создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.12 

11. «Административное  право», Москва, Юристъ, 2000г стр75

12.«Национальная  безопасность: ценности, интересы и  цели» //Военная мысль - 2005г  - №6 - стр43

      Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Президент  Российской Федерации возглавляет  Совет безопасности Российской Федерации.

      Совет безопасности Российской Федерации  является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений  Президента Российской Федерации в  области обеспечения безопасности.

      Совет безопасности Российской Федерации  рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации  в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и  иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления  их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед  Верховным Советом Российской Федерации  за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз.

      Следующим понятием, которое необходимо обозначить является «управление в органах  безопасности».

      Управление  в специальных органах обеспечения  безопасности - это система обеспечивающих действий, которые позволяют руководителям  создавать, поддерживать и развивать  различные внутренние условия для  успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).13

Оно характеризуется  следующими признаками:

1) выполнение  общезначимых функций;

2) нормативно  распорядительное регулирование;

3) подзаконный  характер деятельности;

4) использование  властных полномочий;

5) непрерывный  и оперативный характер деятельности;

6) осуществление  специализированных функций, требующих  единообразной технологии;

7) установление  юридико-функциональных режимов

13.«Курс административного  права и административного процесса»,  Ю.А.Тихомиров Москва, Юринформцентр, 1998г стр40.

8) применение  мер юридической ответственности;

9) деятельность  иерархически построенного аппарата  управления;

10) профессиональный  персонал;

11) административное  усмотрение.

      Вообще  назначение управления состоит в  упорядочении тех либо иных заранее  уже заданных (реально существующих) технических, биологических и социальных систем. А назначение управления в  специальных органах заключается  в том, чтобы в интересах успешной служебной деятельности различных  организационных звеньев (исполнителей) руководители могли иметь в наличии  следующие внутренние условия:

1) созданные  заранее формальные системы управления  в организационных звеньях;

2) отрегулированные  в ходе функционирования формальные  системы управления в организационных  звеньях;

3) обновленные  при необходимости формальные  системы управления в организационных  звеньях;

4) подобранные  наиболее пригодные для служебной  деятельности исполнители;

5) профессионально  подготовленные для служебной  деятельности исполнители;

6) заинтересованные  в результатах служебной деятельности  исполнители;

7) обеспеченные  ресурсами для служебной деятельности  исполнители;

8) оцененные  в ходе служебной деятельности  исполнители;

9) спланированные  заранее процессы служебной деятельности;

10) оцененные  по завершении процессы служебной  деятельности.14

        Организация управления в специальных органах безопасности строится в соответствии с существенными правилами управленческой деятельности (принципами), соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать и развивать необходимые условия, достаточные для успешности служебной деятельности исполнителей, функционирования

14. См.: «Основы  управления в органах безопасности»  В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова  И.И., 2001г. стр12

различных организационных звеньев.

      Под «правовыми основами управления» понимается правовая регламентация, т.е. организационная  формализация статуса систем управления и процессов их функционирования путем установления правовых правил, с помощью которых создаются, поддерживаются и развиваются организационные  условия успешной деятельности различных  организационных звеньев.

Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России