Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов.
Сепаратизм
ряда субъектов Федерации. Одной
из острейших проблем
Без
сомнения, это порождает не только
экономические, но и политические последствия:
нарастание сепаратизма отдельных
регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия
и т.д.), популярность идеи выхода из состава
России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)
и др. Экстраполяция этих тенденций показывает,
что они ведут к окончательному развалу
единого экономического пространства
России (учитывая уровень интегрированности
российской экономики и неконкурентоспособность
большинства ее производств на мировом
рынке, это неизбежно приведет к полной
экономической деградации и окончательно
придаст экономике «колониальную» структуру),
а затем - к распаду России на множество
отдельных государств.
Вывод по 1 главе:
Глава 2
1 Механизм обеспечения экономической безопасности
1.1 Мониторинг, разработка
критериев и параметров
экономической безопасности
Меры
и механизмы экономической
Мониторинг
факторов, определяющих угрозы экономической
безопасности Российской Федерации. Важнейшими
элементами механизма обеспечения
экономической безопасности Российской
Федерации являются мониторинг и
прогнозирование факторов, определяющих
угрозы экономической безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
· динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
· состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
· способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
· состояние
финансово-бюджетной и кредитной систем;
1.2 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности качество жизни населения.
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
1) Выявление случаев,
когда фактические или прогнозируемые
параметры экономического развития отклоняются
от пороговых значений экономической
безопасности, и разработка комплексных
государственных мер по выходу страны
из зоны опасности.
2) Организация работы в целях реализации
комплекса мер по преодолению или недопущению
возникновения угроз экономической безопасности
Российской Федерации. Экспертиза принимаемых
решений по финансовым и хозяйственным
вопросам с позиции экономической безопасности
Российской Федерации.
2 Понятие специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации
Для
исследования правовых основ организации
управления в системе специальных
органов обеспечения
Конституция
Российской Федерации определяет Россию
как демократическое, федеративное,
правовое государство с республиканской
формой правления, в котором человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Соблюдение, защита,
при необходимости
Определение
«безопасность государства» в официальных
изданиях РФ появилось в Кратком
словаре специальных терминов для
руководящего состава Вооруженных
Сил РФ, изданном в 1994 году. Вот это
определение: «Безопасность государства
национальная - состояние, при котором
обеспечивается защита жизненно важных
интересов государства и
Закрепляет
правовые основы обеспечения безопасности
личности, общества и государства
в РФ КРФ, Закон «О безопасности»
от 5 марта 1992 года, ряд других законов
и нормативных актов РФ, регулирующих
отношения в области
В
законодательном порядке
2.1 Ст.1
Закона «О безопасности» устанавливает,
что безопасность - это состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз.
6. Экономика
национальной безопасности» //
Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К
основным объектам безопасности относятся:
личность - ее права и свободы; общество
- его материальные и духовные ценности;
государство его
Основной
смысл безопасности заключается
в отсутствии опасности. Если же возникают
угрозы интересам или существованию
личности, общества, государства, то, стремясь
защититься от них, люди нанимают охрану,
создают защитные органы и т.д. чем
достигается состояние
Итак, безопасность означает: во - первых, отсутствие опасности для нормальной жизнедеятельности человека (коллектива, общества, человечества); во - вторых, надежную защищенность при возникновении угроз; в - третьих, способность преодолевать и устранять угрозы, имея для этого адекватные средства, структуры, силы, то есть, обладая могуществом.
Можно предложить следующее определение могущества: способность преодолеть всевозможные угрозы нормальному функционированию общества и жизни его граждан, опираясь на имеющиеся в готовности силы и средства, адекватные возникающим угрозам.
В зависимости от источников угроз различают внутреннюю и внешнюю безопасность; по уровню интересов следует выделять личную, коллективную, национальную, региональную и глобальную безопасность; по функциональному признаку - экономическую, политическую, военную,
7. Экономика
национальной безопасности» //
информационную, экологическую, энергетическую и многие другие виды.
Национальная безопасность представляет собой многоуровневую систему, которая формируется в русле объективных процессов, как под прямым, так и опосредованным воздействием множества факторов. В их числе географические, природно-климатические, демографические., социально - политические, экономические, военно-политические, этнические, нравственно - этические и иные условия, культурные, национальные, религиозные традиции и так далее.
Главными элементами этой системы являются личность как био социальная система, социальная группа, общество, государство, народ. В то же время сама национальная безопасность - это элемент макросистемы, который функционирует в динамичной взаимосвязи с другими её составляющими. Отсюда можно определить национальную безопасность как совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация их потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. 8
Образующие внутреннюю структуру национальной безопасности системы - личность, социальная группа, общество, государство, народ - являются субъектами и в то же время объектами национальной безопасности.9
Каждая
из них важна, своеобразна, самоценна,
относительно самостоятельна, имеет
сложнейшую структуру. И все же некоторым
их них принадлежит особая роль.
К примеру, личность входит в качестве
общего, базового элемента в остальные
системы, оказывает на них определяющее
влияние, то есть играет системообразующую
роль. Государство в силу присущих
ему функций управления и защиты
выступает регулятором
8 «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр29
Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России