Нормативно-правовая основа экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать особенности правовых основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 66.96 Кб (Скачать)

        Это приводит к мысли, что  криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

7. Обострение дифференциации  экономического и  социального развития  регионов.

      Сепаратизм  ряда субъектов Федерации. Одной  из острейших проблем экономической  безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим  характеристикам в условиях спада  производства стремительно расслаиваются  на богатые и бедные.

      Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных  регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)  и др. Экстраполяция  этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств. 
 
 
 

Вывод по 1 главе:

  1. Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
  2. Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

1 Механизм обеспечения экономической безопасности

 
1.1 Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности 
 

      Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

      Мониторинг  факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности Российской Федерации. Важнейшими элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых пропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых). Разработка критериев и параметров (пороговых  значений) экономической безопасности Российской Федерации 

      Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

 ·                     динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

·                     состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

 ·                     способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

 ·                     состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; 
 
 

1.2 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности качество жизни населения.  

 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1)                Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
 
  2)                Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.  Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Понятие специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации

      Для исследования правовых основ организации  управления в системе специальных  органов обеспечения безопасности, как, впрочем, и для исследования любого явления необходимо определиться с понятийным аппаратом, четко очертить границы той или иной категории. В первую очередь считаю целесообразным определиться с понятием «безопасность».

      Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской  формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение, защита, при необходимости восстановление прав и свобод прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества, государства  служит система органов обеспечения  безопасности в РФ.

      Определение «безопасность государства» в официальных  изданиях РФ появилось в Кратком  словаре специальных терминов для  руководящего состава Вооруженных  Сил РФ, изданном в 1994 году. Вот это  определение: «Безопасность государства  национальная - состояние, при котором  обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях». 6

      Закрепляет  правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства  в РФ КРФ, Закон «О безопасности»  от 5 марта 1992 года, ряд других законов  и нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области безопасности, конституции, законы и нормативные  акты республик в составе РФ и  субъектов РФ, принятые в рамках их компетенции по данному вопросу, а также международные договоры и соглашения, заключенные или  признанные РФ.

      В законодательном порядке определена система безопасности и её функции, установлен порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за их деятельности.

2.1 Ст.1 Закона «О безопасности» устанавливает, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. 
 

6. Экономика  национальной безопасности» //Военная  мысль - 2005,№3 стр64

      Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

      К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность. Безопасность является важнейшей  потребностью человека, общества, государства. Без ее обеспечения не может быть ни благосостояния ни развития. Отношения  безопасности призваны гарантировать  людям возможность трудиться, удовлетворять  свои потребности, наслаждаться жизнью, совершенствоваться. 7

      Основной  смысл безопасности заключается  в отсутствии опасности. Если же возникают  угрозы интересам или существованию  личности, общества, государства, то, стремясь защититься от них, люди нанимают охрану, создают защитные органы и т.д. чем  достигается состояние защищенности. Однако этим можно достичь лишь шаткого  равновесия между угрозами и средствами противодействия им. Для кардинального  же решения проблемы безопасности необходимо устранить саму угрозу, создав тем  самым состояние безопасности. Для  этого нужно, чтобы субъекты безопасности (человек, общество, государство) хотели и умели это делать, обладали могуществом. В условиях лавинообразного нарастания всевозможных опасностей без адекватного  роста могущества, способности преодолевать и снимать возникающие угрозы интересам и существованию человечества оно неминуемо подойдет катастрофе.

      Итак, безопасность означает: во - первых, отсутствие опасности для нормальной жизнедеятельности  человека (коллектива, общества, человечества); во - вторых, надежную защищенность при  возникновении угроз; в - третьих, способность  преодолевать и устранять угрозы, имея для этого адекватные средства, структуры, силы, то есть, обладая могуществом.

      Можно предложить следующее определение  могущества: способность преодолеть всевозможные угрозы нормальному функционированию общества и жизни его граждан, опираясь на имеющиеся в готовности силы и средства, адекватные возникающим  угрозам.

В зависимости  от источников угроз различают внутреннюю и внешнюю безопасность; по уровню интересов следует выделять личную, коллективную, национальную, региональную и глобальную безопасность; по функциональному признаку - экономическую, политическую, военную,

7. Экономика  национальной безопасности» //Военная  мысль - 2005, №3 стр74

информационную, экологическую, энергетическую и многие другие виды.

      Национальная  безопасность представляет собой многоуровневую систему, которая формируется в  русле объективных процессов, как  под прямым, так и опосредованным воздействием множества факторов. В  их числе географические, природно-климатические, демографические., социально - политические, экономические, военно-политические, этнические, нравственно - этические и иные условия, культурные, национальные, религиозные  традиции и так далее.

      Главными  элементами этой системы являются личность как био социальная система, социальная группа, общество, государство, народ. В то же время сама национальная безопасность - это элемент макросистемы, который функционирует в динамичной взаимосвязи с другими её составляющими. Отсюда можно определить национальную безопасность как совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация их потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. 8

      Образующие  внутреннюю структуру национальной безопасности системы - личность, социальная группа, общество, государство, народ - являются субъектами и в то же время  объектами национальной безопасности.9

      Каждая  из них важна, своеобразна, самоценна, относительно самостоятельна, имеет  сложнейшую структуру. И все же некоторым  их них принадлежит особая роль. К примеру, личность входит в качестве общего, базового элемента в остальные  системы, оказывает на них определяющее влияние, то есть играет системообразующую  роль. Государство в силу присущих ему функций управления и защиты выступает регулятором внутренних и внешних взаимосвязей национальной безопасности, ее основным субъектом. Народ - главный создатель и хранитель  национального достояния и достоинства - является стержневым объектом национальной безопасности, определяющим её параметры  как системы. Будучи элементами собственной структуры национальной безопасности, все перечисленные системы могут быть классифицированы как внутренние. Принципиально важно, что вместе они дают не просто арифметическую сумму, а некий качественно новый интегральный результат целостность, способность к развитию и гармонизации, устойчивость, защищенность от деструктивных воздействий.

8 «Национальная  безопасность: ценности, интересы и  цели» //Военная мысль - 2005г  - №6 - стр29

Информация о работе Нормативно-правовая основа экономической безопасности России