Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа
Актуальной становится проблема обучения навыкам и умениям делового общения, освоение его этических и психологических основ.
Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей делового общения руководителя и подчиненных, а так же влияние руководителя на конфликтные ситуации в процессе управления предприятием.
Задача курсовой работы - изучение делового общения руководителя и подчиненных на примере ЗАО «Волгоградстройгаз». Определить стиль делового общения на примере предприятия, и провести исследования между руководителем и подчиненными с целью выявления стиля делового общения.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………..............3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ..……………………………………………….....….6
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………...6
1.1. Понятие делового общения и его виды……………………………6
1.2. Функции делового общения………………………………………..7
1.3 Невербальные особенности в процессе делового общения……...10
1.4 Психология и этика деловых отношений в бизнесе....…………..12
Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование деятельности ЗАО «Волгоградстройгаз»……......16
2.2. Виды делового общения в ЗАО «Волгоградстройгаз»………….21
2.3. Оценка и анализ собственного стиля делового общения руководителя в ЗАО «Волгоградстройгаз»……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..………………………..33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………...6
1.1. Понятие делового общения и его виды……………………………6
1.2. Функции делового общения………………………………………..7
1.3 Невербальные особенности в процессе делового общения……...10
1.4 Психология и этика деловых отношений в бизнесе....…………..12
Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование деятельности ЗАО «Волгоградстройгаз»……......16
2.2. Виды делового общения в ЗАО «Волгоградстройгаз»………….21
2.3. Оценка
и анализ собственного стиля делового
общения руководителя в ЗАО «Волгоградстройгаз»……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..……………
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях управления руководитель большое внимание уделяет деловому общению, на основании которого принимаются основные решения по вопросам эффективности производства. Деловые общения на предприятии складываются из деловых переговоров, совещаний и конференций. Результаты, полученные в процессе делового общения, доводятся до рабочего коллектива, и принимаются решения по совершенствованию не только процесса производства, но и взаимоотношений в самом коллективе.
Руководитель в процессе организации работы оказывает большое воздействие на своих подчиненных. При этом он должен правильно оценить свои возможности как руководителя, а также возможности и особенности своих подчиненных. Залогом успешного выполнения этой функции управления является умение правильно общаться с людьми, умение вести деловые переговоры.
Общение
– очень сложный процесс
Общение
с людьми – это наука и искусство.
Здесь важны и природные
В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы общения: межличностные, межгрупповое, межсоциальные, общение между личностью и групповой, между группой и обществом, между личностью и обществом.
Известный философ М.С. Каган выделил типичные функциональные ситуации общения:
1)
цель общения находиться вне
самого взаимодействия
2) цель общения состоит в нем самого;
3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера [22, с. 285].
Важной особенностью делового общения – строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия, а также повышенная ответственность участников за его результат. Успешное деловое взаимодействие во многом определяет правильно выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением сформулировать цели и задачи разговора, определить интересы, выстроить обоснование собственной позиции и т.д.
Деловое
общение требует и более
Важность изучения процесса общения в управлении обусловлена еще и тем, что деятельность объекта управления в современных условиях связана с преодолением определенных психологических трудностей, требует высокого профессионализма, ответственности, инициативы. Кроме того, на персонал фирмы большое влияние оказывают процессы, происходящие в обществе, в частности, переоценка моральных ценностей, духовная опустошенность значительной части общества, насаждение, так называемого, «панамериканизма», падение престижа честного труда. Эти обстоятельства зачастую не учитываются в управлении и повседневном руководстве работой персонала.
Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.
Актуальной
становится проблема обучения навыкам
и умениям делового общения, освоение
его этических и
Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей делового общения руководителя и подчиненных, а так же влияние руководителя на конфликтные ситуации в процессе управления предприятием.
Задача
курсовой работы - изучение делового общения
руководителя и подчиненных на примере
ЗАО «Волгоградстройгаз». Определить
стиль делового общения на примере предприятия,
и провести исследования между руководителем
и подчиненными с целью выявления стиля
делового общения.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
1.1
Понятие делового
общения и его
виды
Особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности является деловое общение. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуют 80-90% рабочего времени руководителей всех уровней.
Деловое общение – это межличностное общение, имеющее целью вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д.
Цель делового общения – организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
В процессе делового общения его участники могут преследовать и свои собственные: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.
Содержание делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.
Следует, имеет в виду, что участники делового общения – это, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.
Деловое общение может быть необходимым (без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно); желательным (определенные межличностные контакты способствуют более успешному осуществлению задуманных планов); нейтральным (межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач); нежелательным (общение между определенными лицами затрудняет достижение поставленной цели) [14, с. 208].
В
зависимости от различных признаков
деловое общение можно
1)
контактное – дистанционное (
2)
непосредственное –
3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);
4)
монологическое –
5) официальное – неофициальное (с учетом обстановки общения и взаимоотношений общающихся).
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
На интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность предприятия в целом. Здесь можно выделить следующие функции:
1. Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие на объект управления.
Эта
функция позволяет
2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед предприятием, принципы и формы работы имеют выраженный нормативный характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и социальных нормах обеспечивает целостность и организованность предприятия. Согласованность совместных действий исполнителей. Подержание необходимой согласованности и организованности осуществляется благодаря функции социального контроля.
3. Функция социализации. Эта функция является одной из наиболее
важных в работе руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
4. Педагогическая функция. В процессе общения осуществляется обучение, воспитание и развитие личности сотрудника, предается практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, участники общения приобретают самые различные знания о себе самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных пред ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и навыками, возможная компенсация недостающих знаний у отдельных сотрудников также обеспечивается педагогической функцией.
На локальном уровне рассматриваются функции, реализуемые в процессе конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей в акте общения:
1. Контактная, цель, которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.
2. Информационная. Ее цель – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении это, прежде всего доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, задания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.
3. Побудительная, в ходе реализации, которой осуществляется стимуляция активности объекта управления, направление его на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная, цель, которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
5. Функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).