Невербальные особенности в процессе делового общения и их роль в успехе любого делового контакта на примере ЗАО «Волгоградстройгаз»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальной становится проблема обучения навыкам и умениям делового общения, освоение его этических и психологических основ.

Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей делового общения руководителя и подчиненных, а так же влияние руководителя на конфликтные ситуации в процессе управления предприятием.

Задача курсовой работы - изучение делового общения руководителя и подчиненных на примере ЗАО «Волгоградстройгаз». Определить стиль делового общения на примере предприятия, и провести исследования между руководителем и подчиненными с целью выявления стиля делового общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………..............3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ..……………………………………………….....….6

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………...6

1.1. Понятие делового общения и его виды……………………………6

1.2. Функции делового общения………………………………………..7

1.3 Невербальные особенности в процессе делового общения……...10

1.4 Психология и этика деловых отношений в бизнесе....…………..12

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование деятельности ЗАО «Волгоградстройгаз»……......16

2.2. Виды делового общения в ЗАО «Волгоградстройгаз»………….21

2.3. Оценка и анализ собственного стиля делового общения руководителя в ЗАО «Волгоградстройгаз»……………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..………………………..33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………..............3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ..……………………………………………….....….6

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………...6

    1.1. Понятие делового общения и его виды……………………………6

  1.2. Функции делового общения………………………………………..7

    1.3 Невербальные особенности в процессе делового общения……...10

    1.4 Психология и этика деловых отношений в бизнесе....…………..12

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    2.1. Исследование деятельности ЗАО «Волгоградстройгаз»……......16

    2.2. Виды делового общения в ЗАО «Волгоградстройгаз»………….21

    2.3. Оценка и анализ собственного стиля делового общения руководителя в ЗАО «Волгоградстройгаз»……………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях управления руководитель большое внимание уделяет деловому общению, на основании которого принимаются основные решения по вопросам эффективности производства. Деловые общения на предприятии складываются из деловых переговоров, совещаний и конференций. Результаты, полученные в процессе делового общения, доводятся до рабочего коллектива, и принимаются решения по совершенствованию не только процесса производства, но и взаимоотношений в самом коллективе.

     Руководитель  в процессе организации работы оказывает большое воздействие на своих подчиненных. При этом он должен правильно оценить свои возможности как руководителя, а также возможности и особенности своих подчиненных. Залогом успешного выполнения этой функции управления является умение правильно общаться с людьми, умение вести деловые переговоры.

     Общение – очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия [20, с. 26].

     Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности  и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

     В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта общения могут  выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы общения: межличностные, межгрупповое, межсоциальные, общение  между личностью и групповой, между группой и обществом, между личностью и обществом.

     Известный философ М.С. Каган выделил типичные функциональные ситуации общения:

     1) цель общения находиться вне  самого взаимодействия субъектов;

     2) цель общения состоит в нем  самого;

     3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

     4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера [22, с. 285].

     Важной  особенностью делового общения –  строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия, а также повышенная ответственность участников за его результат. Успешное деловое взаимодействие во многом определяет правильно выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением сформулировать цели и задачи разговора, определить интересы, выстроить обоснование собственной позиции и т.д.

     Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств [2].

     Важность  изучения процесса общения в управлении обусловлена еще и тем, что  деятельность объекта управления в современных условиях связана с преодолением определенных психологических трудностей, требует высокого профессионализма, ответственности, инициативы. Кроме того, на персонал фирмы большое влияние оказывают процессы, происходящие в обществе, в частности, переоценка моральных ценностей, духовная опустошенность значительной части общества, насаждение, так называемого, «панамериканизма», падение престижа честного труда. Эти обстоятельства зачастую не учитываются в управлении и повседневном руководстве работой персонала.

     Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные  экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы  взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.

     Актуальной  становится проблема обучения навыкам  и умениям делового общения, освоение его этических и психологических  основ.

     Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей делового общения  руководителя и подчиненных, а так же влияние руководителя на конфликтные ситуации в процессе управления предприятием.

     Задача курсовой работы - изучение делового общения руководителя и подчиненных на примере ЗАО «Волгоградстройгаз». Определить стиль делового общения на примере предприятия, и провести исследования между руководителем и подчиненными с целью выявления стиля делового общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

1.1 Понятие делового  общения и его  виды 

     Особой  формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности является деловое общение. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуют 80-90% рабочего времени руководителей всех уровней.

     Деловое общение – это межличностное  общение, имеющее целью вне себя и служащее способом организации  и оптимизации того или иного  вида предметной деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д.

     Цель  делового общения – организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.

     В процессе делового общения его участники  могут преследовать и свои собственные: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.

     Содержание  делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.

     Следует, имеет в виду, что участники  делового общения – это, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

     Деловое общение может быть необходимым (без межличностных контактов  осуществление совместной деятельности невозможно); желательным (определенные межличностные контакты способствуют более успешному осуществлению  задуманных планов); нейтральным (межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач); нежелательным (общение между определенными лицами затрудняет достижение поставленной цели) [14, с. 208].

     В зависимости от различных признаков  деловое общение можно разделить  на следующие виды:

     1) контактное – дистанционное (по  положению коммуникантов в пространстве  и времени);

     2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию  какого-либо опосредующего «аппарата»);

     3) устное – письменное (с точки  зрения формы существования языка);

     4) монологическое – диалогическое  (с точки зрения постоянной  и переменной позиции я-говорящего  и ты-слушащего);

     5) официальное – неофициальное  (с учетом обстановки общения и взаимоотношений общающихся).

1.2 Функции делового  общения

 

     Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

     На  интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность предприятия в целом. Здесь можно выделить следующие функции:

     1. Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие на объект управления.

     Эта функция позволяет организовывать совместные действия, планировать, согласовывать, координировать и оптимизировать взаимодействие различных объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эффект управленческого общения.

     2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед предприятием, принципы и формы работы имеют выраженный нормативный характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и социальных нормах обеспечивает целостность и организованность предприятия. Согласованность совместных действий исполнителей. Подержание необходимой согласованности и организованности осуществляется благодаря функции социального контроля.

     3. Функция социализации. Эта функция является одной из наиболее

важных  в работе руководителя. Включаясь  в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.

     4. Педагогическая функция. В процессе общения осуществляется обучение, воспитание и развитие личности сотрудника, предается практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, участники общения приобретают самые различные знания о себе самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных пред ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и навыками, возможная компенсация недостающих знаний у отдельных сотрудников также обеспечивается педагогической функцией.

     На  локальном уровне рассматриваются  функции, реализуемые в процессе конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей в  акте общения:

     1. Контактная, цель, которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.

     2. Информационная. Ее цель – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении это, прежде всего доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, задания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.

     3. Побудительная, в ходе реализации, которой осуществляется стимуляция активности объекта управления, направление его на выполнение тех или иных действий.

     4. Координационная, цель, которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.

     5. Функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и  понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).

Информация о работе Невербальные особенности в процессе делового общения и их роль в успехе любого делового контакта на примере ЗАО «Волгоградстройгаз»