Необходимость сущность и содержание стратегического менеджмента

Автор: m***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теория необходимости, сущности и содержания стратегического менеджмента……………………………………………………………………....5
1.1. Необходимость стратегического менеджмента………………………….5
1.2. Сущность стратегического менеджмента………………………………...6
1.3. Содержание стратегического менеджмента……………………………...9
Глава II. Практика стратегического менеджмента………………….................12
2.1. История ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ее цели и
стратегия …………………………………………………………………………12
2.2 . ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" на сегодняшний день..........16
2.3 Необходимость стратегического управления рисками…………………18
Заключение………………………………………………………………………22Список используемой литературы……………………………………….……24
Приложения...........................................................................................................25

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 202.83 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теория необходимости, сущности и содержания стратегического менеджмента……………………………………………………………………....5

1.1. Необходимость стратегического менеджмента………………………….5

1.2. Сущность стратегического менеджмента………………………………...6

1.3. Содержание стратегического менеджмента……………………………...9

Глава II. Практика стратегического менеджмента………………….................12

2.1.   История ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ее цели и

стратегия …………………………………………………………………………12

2.2 .   ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" на сегодняшний день..........16

2.3     Необходимость стратегического управления рисками…………………18

Заключение………………………………………………………………………22Список используемой литературы……………………………………….……24

Приложения...........................................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям

ведения бизнеса.

       Стратегический менеджмент - это  деятельность по экономически  эффективному достижению перспективных  целей предприятия на основе  удержания конкурентных преимуществ  и адекватного реагирования на  изменения внешней среды.

          В 80-90-е годы в развитии российского  бизнеса преобладали волевые,  личностные начала. На современном  этапе социально-экономического  развития России стратегический  менеджмент стал первоочередной  проблемой управления и для  бизнеса. 

          Необходимость разработки стратегического  плана как важного инструмента  стратегического управления предприятием  стала аксиомой в странах с  развитой рыночной экономикой. В  связи с этим в последние  годы в теории общего менеджмента  выделилось самостоятельное направление – стратегический менеджмент. Такой интерес к данной проблеме имеет объективные причины, среди которых можно назвать нестабильность общей экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышение требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта. Быстро и постоянно меняющаяся внешняя среда предприятия в значительной степени усложняет управленческий процесс, и рынок становится все менее предсказуемым.

          Целью и задачами данной контрольной ( расчетно-графической ) работы является исследовать необходимость стратегического менеджмента, его сущность и содержание. Также рассмотреть стратегию, цели и развитие ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". Для этого в первой главе теоритической предполагается освятить вопрос сущности стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть во второй практической главе основные составляющие, решения и принципы стратегического менеджмента ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теория необходимости, сущности и содержания стратегического  менеджмента

1.1.  Необходимость применения  стратегического  менеджмента.

     Внешняя среда, в которой действуют  ныне разнообразные по форме  хозяйственные организации, становится  качественно иной: постоянно повышается  степень ее неопределенности, появляются  неучтенные факторы риска. Управление  должно быть теперь более приспособленным  к рыночной саморегуляции.

     Потребность в стратегическом  видении особенно сильно проявляется  в последнее время, характеризующееся  высочайшей  динамичностью. Мы  являемся свидетелями глубинного  изменения общества, меняется система  ценностей и приоритетов. Происходят  существенные  изменения деловой  среды, вызванные, прежде всего,  процессами глобализации. Кроме  того, наблюдается взрывной рост  технологий и смещение «вектора  бизнеса» в сторону клиента,  который в конечном итоге и  «голосует» за или против победы конкретной компании.

          Проанализируем, какие преимущества  дает управленцам (прежде всего  высшего звена) знание стратегического  менеджмента. Кроме того, что стратегический  менеджмент заставляет всерьез  задумываться о будущем организации, он позволяет:

-формулировать  на рациональной основе возможные  стратегии и определять, в какой  мере подходит организации та или иная стратегия;

-находить  альтернативные пути развития  бизнеса, чтобы выбрать оптимальный  из них;

-развивать   умение ориентироваться в будущем,  что приводит к систематическому  учету возможных последствий   тех или иных решений; 

-более   эффективно и грамотно размещать  ресурсы организации;

-понимать  природу и значение неопределенностей  и рисков в развитии бизнеса;

-использовать  методологию системного подхода  в решении организационных проблем  и на этой основе развивать более эффективное управление;

-связывать  в единый комплекс взаимозависимых  элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках  организации как целого;

-стимулировать  мотивацию и энтузиазм сотрудников,  определять миссию организации  и понимание значения достижения  организационных целей для индивидуального  развития и роста сотрудников;

-преодолевать  сопротивление переменам, формировать  инновационную организационную культуру.

     Стратегический  менеджмент развивает  широту управленческого  мышления  руководителей, делает их более  полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в  области стратегического менеджмента,  имеют больше шансов добиться  быстрого роста по служебной  лестнице. А начинающим руководителям  стратегический менеджмент позволяет  достаточно быстро понять, как  работает организация, какова  взаимосвязь ее структурных компонентов,  какова роль отдельных индивидов  в принятии важных организационных решений [6]. 
 
 
 

1.2. Сущность стратегического менеджмента

  Стратегический менеджмент область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.

Как отмечают специалисты в области стратегического  менеджмента В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1) в  каком положении предприятие  находится в настоящее время;

2) в  каком положении оно хотело  бы находиться через три, пять, десять лет;

3) каким  способом достигнуть желаемого положения1? (рис. 1).

 

Рис. 1. Сущность стратегического менеджмента

Прежде  чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько  наличным ресурсам и процессам, сколько  возможностям наращивания стратегического  потенциала предприятия.

Стратегический  менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

В основе стратегического менеджмента лежат  стратегические решения, к числу  которых можно отнести:

• реконструкцию  предприятия;

• внедрение  новшеств (новая продукция, новые  технологии);

• организационные  изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации  и оплаты труда, взаимодействия с  поставщиками и потребителями);

• выход  на новые рынки сбыта;

• приобретение, слияние предприятий и т. д.2[8]. 
 

1.3. Содержание и задачи стратегического менеджмента

Стратегическое  управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Стратегическое  управление можно рассматривать  как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти  процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  бизнеса фирмы,

- анализ  внешней среды фирмы,

- анализ  ее внутренней обстановки,

- выбор  и разработка стратегии на  уровне СЗХ, фирмы,

- анализ  портфеля диверсифицированной фирмы,

- проектирование  ее организационной структуры,

- выбор  степени интеграции и систем  управления,

- управление  комплексом " стратегия - структура  - контроль",

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности,

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании,

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.

 Все  это отражено на рис.2.

Рис.2. Содержание стратегического менеджмента[4].

Также существует пять основных задач стратегического  менеджмента:

Информация о работе Необходимость сущность и содержание стратегического менеджмента