Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:01, курсовая работа
Управление персоналом – не новая наука, но в нашей стране ей пока не уделяется должного внимания. В условиях рыночной экономики на смену административным методам управления персоналом приходят формы работы с кадрами, основанные на заинтересованности в количестве и качестве труда, росте квалификации и профессионализма, конечных результатов работ. Усиливается значение интересов, мотивов и стимулов.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический аспект стимулирования труда работников предприятий…. 5
1.1 Сущность, функции и принципы стимулирования труда………………….5
1.2 Виды и формы стимулирования труда……………………………………..13
2. Зарубежный опыт нематериального стимулирования труда как фактор наибольшей заинтересованности работников предприятий………………….23
2.1 Нематериальное стимулирование труда как фактор наибольшей заинтересованности работников предприятий……………………………..….23
2.2 Опыт зарубежных организаций в сфере нематериального стимулирования………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………...……42
Один из действенных методов мотивации – создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
Главный фактор в бизнесе — это творческие способности», — утверждал руководитель Sony А. Морита еще 30 лет назад. В условиях современной динамичной и гиперконкурентной экономики развитие бизнеса все сильнее зависит от творческих идей, способствующих более эффективному использованию ресурсов, расширению производственных возможностей, созданию новых и усовершенствованию имеющихся продуктов и их эффективному продвижению [42. С. 162].
Несколько полезных советов
по поводу эффективной мотивации
работников дают американские ученые
Д. Янкелович и Д. Имервер. Они
считают, что вознаграждение должно
быть непосредственно связано с
деятельностью, которая приводит к
повышению эффективности работы
фирмы в целом. При этом каждый
работник должен явным образом получать
«свою» долю заработанного. За результаты
работы, превышающие средний уровень,
людям необходимо выражать публичное
ощутимое признание. При этом следует
избегать столкновения интересов сотрудников
и их противоречий с целями фирмы.
Рекомендуется поощрять подчиненных
к разработке совместно с руководителями
тех показателей, по которым их будут
потом оценивать. Но при этом не стоит
создавать значительного
Можно сделать вывод, что за рубежом активно применяются различные методы нематериальной мотивации персонала организации. Создаются специальные отделы регулирующие отношения подчиненных и начальников, отделы оценки труда рабочих, самоуправляемые группы которые могут влиять на организацию труда на предприятии, применяются такие принципы как уважение к личности, гарантированная пожизненная занятость, единый статус работников. Дается возможность работы на дому или по гибкому графику. Следствием этого является высокая активность работников, что приводит к эффективной работе предприятия. Использование различных форм и методов стимулирования в зарубежных странах позволяет сформировать руководству фирмы действенную мотивацию работников к эффективной деятельности, что, в свою очередь, способствует не только функционированию, но и развитию предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную, социально-психологическую и нравственную функции.
Так же существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность (единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов), дифференцированность (индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников), гибкость и оперативность (проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе).
Стимулирование базируется на таких принципах как: доступность, ощутимость, постепенность, минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой, сочетание моральных и материальных стимулов, сочетание стимулов и антистимулов.
Стимулирование делится на два вида: материальное и нематериальное. Материальное стимулирование работников – это совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования. Материальное денежное стимулирование регулирует поведение людей на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций. Материальное неденежное стимулирование – это материальное стимулирование работников, основанное на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги.
Вторым немаловажным является нематериальное (духовное) стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. Нематериальное стимулирование направлено на повышение лояльности сотрудников к компании одновременно со снижением издержек по компенсации сотрудникам их трудозатрат. Под нематериальными понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со стороны компании.
Стимулирование может быть организовано в разных формах. Выделяют опережающую и подкрепляющую формы стимулирования; коллективную и индивидуальную; позитивную и негативную; непосредственную, текущую и перспективную; общую, эталонную и состязательную. Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов.
Нематериальное стимулирование трудовой активности создает необходимые условия высокопроизводительного труда и как следствие помогает персоналу добиться удовлетворения своей работой и временем препровождения в рабочем коллективе. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу, стимулирование свободным временем, улучшение отношений в коллективе, продвижение по службе, потребность в достижении успеха, признание личное и публичное, ответственность и влияние.
За рубежом активно применяются различные методы нематериальной мотивации персонала организации. Создаются специальные отделы регулирующие отношения подчиненных и начальников, отделы оценки труда рабочих, самоуправляемые группы которые могут влиять на организацию труда на предприятии, применяются такие принципы как уважение к личности, гарантированная пожизненная занятость, единый статус работников. Дается возможность работы на дому или по гибкому графику. Следствием этого является высокая активность работников, что приводит к эффективной работе предприятия. Использование различных форм и методов стимулирования в зарубежных странах позволяет сформировать руководству фирмы действенную мотивацию работников к эффективной деятельности, что, в свою очередь, способствует не только функционированию, но и развитию предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеевский, B.C. Менеджмент и синергетика устойчивого развития [Текст] / В.С. Алексеевский. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – с. 254.
2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе [Текст] / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2003. – 495 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
4. Волгин, Н.А. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы) [Текст] / Н.А. Волгин, С.В. Николаев. – М.: Универсум, 1994. – 274с.
5. Десслер, Г. Управление персоналом [Текст] / Г. Десслер. – М.: Тринити, 2007. – 432.
6. Дряхлов, Н.И. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе [Текст] / Н.И. Дряхлов, Е.А. Куприянов// СОЦИС: Социологические исследования. – 2002. – № 12. – с. 327.
7. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст] / А.П. Егоршин – 4-е изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
8. Журавлева, И.В. Комментарии последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / И. В. Журавлева. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 412 с.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 514с.
10. Полукаров, В.Л. Основы менеджмента [Текст] / В.Л. Полукаров. – М.: Кнорус, 2008. – 240 с.
11. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера [Текст] / П.В. Журавлев [и др.]. – М.: Экзамен, 2000. – 576 с.
12. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов. Учебно-практ. пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
13. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юнити, 2002. – 560 с.
14. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / С. А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 150 с.
15. Эсаулова, И.А. Управление человеческими ресурсами организации: учебное пособие [Текст] / И.А. Эсаулова. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. – с. 332.
16. Верхоглазенко, В. Базовые элементы построения механизма оптимального стимулирования труда [Текст] / В. Верхоглазенко // Управление персоналом. – 2006. – №3. – С. 23-27.
17. Добрынина, Г.А. Гласность достижений и поощрений участников трудового процесса [Текст] / Г.А. Добрынина // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №1. – С. 67-71.
19. Лучшева, И.С. Мотивация персонала в условиях кризиса [Текст] / И.С. Лучшева // Мотивация и оплата труда. – 2009. – № 3. – С. 184-191.
20. Миграбян, А. В погоне за стимулированием [Текст] / А. Миграбян // ЖУК. – 2004. – №3. – С. 30.
21. Милаш, Е. Система премирования: Социальное и моральное стимулирование [Текст] / Е. Милаш // Кадровые решения. – 2006. – №5. – С. 77-81.
22. Петрова, Е.А. Система дополнительного вознаграждения в международной компании [Текст] / Е.А. Петрова // Справочник по управлению персоналом. – 2002. – №6.
23. Попова, О. Разработка положения о премировании [Текст] / О. Попова // Справочник экономиста. – 2006. – №9. – С. 75-79.
124. Самойлов, И. Премирование и материальное стимулирование [Текст] / И. Самойлов // Экономика и жизнь. – 2006. – №28. – С.11-13
25. Симонов, Е. Организация оплаты и стимулирования труда на промышленном предприятии [Текст] / Е. Симонов // Управление персоналом. – 2006. – №6. – С. 32-35.
26. Снегирев, И.Н. Построение мотивационной системы в фармацевтической фирме [Текст] / И.Н. Снегирев // Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент. – 2005. – № 1. – С. 55-60.
27. Антипина, В. Виды стимулирования
[Электронный ресурс] // HR-Portal. – 2010. – Режим
доступа: http://www.hr-portal.ru/
28. Антипина, В. Концептуальные
основы проблемы стимулирования персонала
[Электронный ресурс] // HR-Portal. – 2010. – Режим
доступа: http://www.hr-portal.ru/
29. Трифонов, В.А. Мотивация персонала
как инструмент повышения стоимости компании
[Электронный ресурс] // Кадры.RU. – 2007. –
Режим доступа: http://www.kadry.ru/articles/