Национальная банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Денежное хозяйство следует представлять не только как совокупность правил, норм, специфических отношений и функций. Денежное хозяйство с позиций институционального анализа всегда предстает как совокупность организаций и учреждений, которые организуют движение денег, будучи приведенными в систему.
Национальная банковская система – совокупность кредитных институтов и специальных организаций, создающих средства платежа, аккумулирующих свободные денежные средства и представляющих их в кредит хозяйствующим субъектам.

Работа содержит 1 файл

Национальная банковская система РБ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

     При проведении лизинговых операций постоянно ощущается высокая роль банков, выступающих как в качестве лизингодателя, так и посредников и кредиторов. [4, с.430] 

     2.3.Общая характеристика национальной банковской системы Беларуси 

     Основу  перехода существовавшей денежно-кредитной системы от старого качественного состояния к новому заложила перестройка в СССР. Начавшийся в 1985 году, этот процесс характеризовался коренными изменениями экономики и общественного сознания и был направлен на развитие демократии и гласности, становление рыночных отношений в экономике. Тогда же перестройка дала импульс к умению, способности правильно разобраться в окружающей действительности и оценить быстроизменяющуюся ситуацию, принимать решения обдуманно, исходя из объективного состояния. У банковских специалистов постепенно менялось мышление. В недрах старой союзной банковской системы происходило столкновение взглядов и интересов сторон, проявлялись стремления противоборствующих сил, определялись новые идеи и новые подходы, а также сам процесс становления и формирования новой двухуровневой системы получил зарождение с реформированием союзной банковской системы. Спонтанно возникающие местные инициативы сторонников рыночных реформ при поддержке и методической и организационной помощи аппарата республиканского банка и его областных управлений воплощались в реально создаваемые первые коммерческие банки на новой основе. В период до декабря 1990 года было создано 14 акционерных и паевых банков на инициативной и альтернативной основе в рамках регистрационного права Госбанка СССР как первых коммерческих банков второго уровня двухуровневой банковской системы Союза ССР на территории нашей республики. Учрежденные до 21 декабря 1990 года новые банки второго уровня (при двухуровневой системе) не национализировались и продолжали функционировать в прежнем режиме, поскольку их деятельность не противоречила новому национальному законодательству. Лицензии, выданные Государственным банком СССР на осуществление банковских операций, были в последующем заменены Национальным банком при перерегистрации этих банков в соответствии с новым национальным законодательством.

     В новом статусе Национальный банк начал работу 3 апреля 1991 году.

     В Беларуси декабрь 1990 года стал завершающим этапом становления банковской системы. Принятые постановления Верховного Совета Белорусской ССР заложили институциональную основу функционирования системы, венчали необратимый процесс ее формирования, придали мощный импульс дальнейшему непрекращающемуся развитию.

     Создание современной банковской системы в нашей стране — это эволюционный процесс: количественно нарастающие изменения, зародившиеся в недрах отжившего прошлого, закономерно перешли в новое качественное состояние. С новым взглядом на сформированную платежную систему Национальный банк уже суверенной Беларуси с 1993 году начал модернизацию и поэтапное реформирование, отвечающее новым требованиям: применение более совершенных технологий, унифицированных стандартов, процедур сообщений, замену на более мощные средства вычислительной техники, внедрение новой версии программного обеспечения и так далее. [5, с.58]

     Экономическое развитие страны в 2008 году протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки.   Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.

     Курсовая  политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. (см. рис. 2.1). 
 
 
 
 

     

         Рис. 2.1. Динамика обменного курса белорусского рубля

       Источник: [7, с.6]

     В целом курсовая политика была направлена, прежде всего, на поддержание ценовой  конкурентоспособности белорусского экспорта, что в определённой мере компенсировало негативное влияние  падения внешнего спроса на отечественную  продукцию через повышение эффективности внешнеторговых операций для экспортёров.

     Не  допущено снижения золотовалютных резервов государства, которые являются необходимым условием для сохранения экономической и финансовой стабильности, а также гарантирования выполнения внешних обязательств государства.

     Международные резервные активы Республики Беларусь, по предварительным данным, на 1 апреля 2009 года составили: в национальном определении – 4,44 млрд. долларов США, увеличившись с начала отчётного года на 777 млн. долларов США; в международном определении – 3,96 млрд. долларов США, увеличившись за квартал на 894 млн. долларов США (см. рис. 2.2). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Рис. 2.2. Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении, млн. долларов США

       Источник: [7, с.6]

     Положительное влияние на увеличение данного показателя оказало поступление первого  транша кредита МВФ в размере 787,9 млн. долларов США, средств от продажи  пакета акций ОАО «Белтрансгаз»  в размере 625 млн. долларов США, а  также поступление средств российского кредита в размере 500 млн. долларов США.

     Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

     Складывающаяся  экономическая и финансовая ситуация потребовала коррекиировки процентной политики. В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, стимулирования привлечения вкладов населения и предприятий в банки с 8 января 2009 года была повышена ставка рефинансирования на 2 процентных пункта – до 14% годовых. В феврале и марте ставка рефинансирования не изменялась.

     В целях снижения спроса на иностранную  валюту и роста привлекательности  рублевых вкладов были повышены ставки по депозитам, предоставляемым белорусскими банками.

     Такое увеличение стоимости заимствования  ресурсов оказало влияние и на формирование более высокого уровня процентных ставок по кредитам.

     Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в марте 2009 года составила 21,3% годовых, что на 3,8 процентного пункта выше уровня декабря 2008 года (см. рис. 2.3).

       

     Рис. 2.3. Динамика ставок по кредитам и депозитам в белорусских рублях в 2008 году  и I квартале 2009 года

     Источник: [7, с. 8]

     Принципиальной  задачей процентной политики остаётся восстановление позитивной динамики роста  депозитов в белорусских рублях, что выступает необходимым условием для обеспечения устойчивости банковских ресурсов, требуемых для должной реальной поддержки финансового сектора экономики государства, укрепления доверия к банковской системе и национальной валюте. Решение этой задачи по мере снижения инфляции в экономике позволит в дальнейшем снижать стоимость кредитов.

     На 1 апреля 2009 года банковский сектор включал 31 действующий банк и 322 филиала. Совокупный уставный фонд банков в рублевом эквиваленте за январь – март возрос на 41,1 млрд. рублей и на 1 апреля 2009 года составил 8,72 трлн. рублей, или около 3,07 млрд. долларов США. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков на конец квартала составила 17,07%.

     Объём нормативного капитала банковского  сектора на 1 апреля 2009 года составлял 11,8 трлн. рублей, увеличившись за 3 месяца на 0, 52 трлн. рублей, или на 4,6% в номинальном выражении.

     Показатель  достаточности нормативного капитала в целом по системе на 1 марта 2009 года составил 20,6%.

       На 1 апреля 2009 года банками привлечено  ресурсов в объёме 68,7 трлн. рублей. За январь – март сумма привлечённых  ресурсов по номиналу увеличилась на 5,66 трлн. рублей, или на 9% (см. рис. 2.4).

       
 
 

     Рис. 2.4. Ресурсная база банков в I квартале 2008 года и I квартале 2009 года

     Источник: [7, с. 9]

       Первым по значимости источником  привлечённых ресурсов для банков являются средства физических лиц. На 1 апреля 2009 года их доля в ресурсной базе составила 22,1%. За январь – март прирост привлечённых средств физических лиц составил 1,93 трлн. рублей.

     Вторым  основным ресурсом белорусских банков являются средства субъектов хозяйствования. На 1 апреля их доля в общей сумме привлечённых банками ресурсов составляет 18,5% (12,73 трлн. руб.). Вместе с тем, за январь – март привлечённые средства субъектов хозяйствования снизились на 0,4 трлн. рублей, или на 3,0%.

     Третьим по значимости ресурсом белорусских банков является банковский капитал. На 1 апреля его доля в общей сумме привлечённых банками ресурсов составляет 18% (12,4 трлн. рублей). За январь – март банковский капитал в составе ресурсной базы увеличился почти на 1 трлн. рублей, или на 8,5%.

     Особое  значение в складывающихся макроэкономических условиях имеют привлечённые банками  средства нерезидентов. На 1 апреля 2009 года в ресурсной базе банков их доля составляет 11,7% (8,04 трлн. рублей).

     В январе – марте 2009 года осуществлялось активное международное сотрудничество, направленное преимущественно на минимизацию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Такая работа проводилась с центральными банками России, Украины, банками государств ЕврАзЭС и СНГ, Межгосударственным банком.

     В частности, Национальным банком совместно  с Министерством финансов Республики Беларусь подготовлен и направлен  в Министерство финансов Российской Федерации и Банк России проект соглашения, в котором предусматривается расширение применения российского рубля в расчётах по внешнеторговым операциям между субъектами хозяйствования двух государств и улучшение параметров платёжного баланса Республики Беларусь. [6, с10]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Основная  задача банковской системы -   минимизация воздействия неблагоприятных внешнеэкономических условий на банковскую систему и экономику страны для решения стоящих социально-экономических задач.

     В этих целях необходимо курсовую политику направлять на поддержание курса  белорусского рубля к корзине иностранных валют в пределах заявленных границ – плюс/минус 5%. Поддержание курса белорусского рубля в указанных границах позволит сохранить благоприятные условия проведения внешнеторговых операций, стабилизировать девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования и тем самым снизить спрос на иностранную валюту.

     Процентная  политика должна содействовать обеспечению  привлекательности рублевых депозитов  по сравнению с депозитами в иностранной  валюте. Необходимо сформировать устойчивые стимулы к наращиванию сбережений населения и предприятий. Для этого следует поддерживать положительные в реальном выражении процентные ставки на финансовом рынке, в также снижать ставки по вкладам в иностранной валюте.

     Обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение процентной политики, направленной на поддержание положительных реальных процентных ставок, будут активно способствовать монетарной стабильности в целом и снижению спроса на рынке иностранной валюты в частности.

       В период дефицита ликвидности Национальный банк должен продолжать оказывать ресурсную поддержку банкам в объёмах, достаточных для обеспечения нормального платёжного процесса.

     Необходимо  продолжать работу по выполнению основных положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь, заключённого с МВФ. Это должно повысить эффективность проводимой монетарной политики в направлении поддержания финансовой устойчивости страны и уменьшения тем самым отрицательного сальдо платёжного баланса, сохранения безопасного уровня золотовалютных резервов страны.

Информация о работе Национальная банковская система