Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение мотивации управленческого труда.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи, определившие структуру работы: рассмотреть характеристику управленческого труда, классификацию управленческих кадров, мотивацию трудовой деятельности персонала, стимулирование трудовой деятельности персонала
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и значение управленческого труда…………....5
1.1 Характеристика управленческого труда………………...5
1.2 Классификация управленческих кадров………………...10
Глава 2. Система мотивации управленческого труда……………19
2.1 Мотивация трудовой деятельности персонала…………19
2.2 Стимулирование трудовой деятельности персонала…..28
Заключение……………………………………………………………45
Список использованных источников………………………………...46
Анализируя данную
главу, можно сделать вывод, что труд
руководителя настолько специфичен, что
правильно определить его долю в полученном
эффекте предприятия довольно проблематично.
Эффективность труда в управлении не выступает
непосредственно в виде произведенной
на рабочем месте продукции. Результат
деятельности работников аппарата управления
включен в общую эффективность работы
предприятия.
2. Система стимулирования труда управленческих работников
2.1 Мотивация трудовой деятельности персонала
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы, являясь личностным
Под
мотивами понимаются причины поведения
человека, вследствие которых он поступает
и действует именно так, а не иначе.
Поэтому мотивы и рассматриваются
как причины, определяющие выбор, направленность
поведения. Деятельность человека побуждается,
как правило, не одним, а многими
мотивами, поэтому они могут находиться
между собой в различных
Мотивы могут быть внутренними
и внешними; последние обусловлены
стремлением человека обладать
какими - то не принадлежащими
ему объектами или, наоборот -
избежать такого обладания.
Мотивы формируются, если: в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека; для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.
Основными задачами мотивации являются: признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности; демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда; популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание; применение различных форм признания заслуг; поднятия морального состояния через соответствующую форму признания; обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.
Суть эффективной мотивации
Ряд
отечественных и зарубежных исследователей
рассматривают современные
Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретённых потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.
Теория
потребностей Маслоу. Маслоу - один из
крупных ученых в области мотивации
и психологии. Его теория мотивации
кадров включает в себя следующие
основные идеи: неудовлетворенные потребности
побуждают к действиям, если одна
потребность удовлетворена, то её место
занимает другая, потребности, находящиеся
ближе к основанию «пирамиды»
требуют первостепенного
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей: физиологические потребности, потребность безопасности, потребность принадлежать к социальной группе, потребность признания и уважения, потребность самовыражения.
Эта теория потребностей
Теория
приобретённых потребностей МакКлелланда
связана с изучением и
Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.
Мотивирующие
факторы: успех, продвижение по службе,
признание и одобрение
Факторы
условий труда связаны с
Процессуальные
теории мотивации определяют не только
потребности, но и являются также
функцией восприятия и ожидания человека,
связанных с данной ситуацией
и возможных последствий
Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса, модель мотивации Портера - Лоулера. [6,c.246]
Теория ожидания Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости Адамса утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной
вывод теории состоит в том, что
пока люди не начнут считать, что они
получают справедливое вознаграждение,
они будут уменьшать
В их работе фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.[5,c.81]
Вывод модели Портера - Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо единственно правильное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что - то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга.
Существуют
следующие способы мотивации : 1.
Нормативная мотивация –
Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.
Центральное
место в теории мотивации занимает
понятие «мотив». Мотив – это
преимущественно осознанное внутреннее
побуждение личности к определенному
поведению, направленному на удовлетворение
ею тех или иных потребностей. Нередко
мотивы определяют и как первоначально
не актуализированную готовность человека
к определенному поведению. Актуализация
мотива означает превращение его
в главный импульс
Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.
Мотивы
существуют в системном взаимодействии
с другими психологическими явлениями,
образуя сложный механизм мотивации.
Он включает в себя потребность, притязания,
стимулы, установки, оценки .
Рис.3.
Механизм мотивации
Исходным звеном, первым «полюсом» механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.
Реальными,
соотносимыми со средой формами проявления
потребности выступают