Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа
Сложившаяся за долгие годы система управления экономикой в республике привела к возникновению феномена экономического отчуждения трудящихся от средств производства. В условиях общественной собственности важнейшие функции хозяйственного руководства осуществляли не сами непосредственные производители материальных благ, а государство в лице его различных органов, которые отстранили конкретного человека от результатов собственного труда и от управления производством.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
1.1 Сущность, структура, виды и направления мотивации и стимулирования труда
1.2 Формы и методы стимулирования труда
1.3 Стимулирующая роль и мотивационные принципы заработной платы
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ЗАО «Патио»
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Патио»
2.2 Заработная плата как важнейшая форма мотивации и стимулирования труда
2.3 Анализ дополнительных мер стимулирования управленческих работников ЗАО «Патио»
2.4 Анализ личной мотивации труда управленческого персонала предприятия
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ЗАО «ПАТИО» В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1 Совершенствование форм мотивации труда на предприятии
3.2 Совершенствование оплаты труда и премирования управленческих работников ЗАО «Патио»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основные принципы оплаты труда работников ЗАО «Патио» закреплены в коллективном договоре. Как приложение к коллективному договору утверждены тарификация для рабочих и штатное расписание для служащих, которые вводятся в действие с целью создания в коллективе необходимых условий для установления зависимости заработной платы от количества и качества труда работников, конечных производственных результатов, усиления заинтересованности рабочих, руководителей, специалистов и служащих в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, выполнении конкретных задач.
В коллективном договоре помимо порядка установления должностных окладов и тарифных ставок, описываются система доплат, надбавок, премий, вознаграждение за общие результаты работы по итогом за год, единовременные поощрения.
В Положении о премировании ЗАО «Патио» зафиксирована доплата за работу в вечернюю смену в размере 20 % тарифной ставки (оклада) присвоенного разряда за каждый час работы в данной смене.
Утвержден перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам), на которые начисляются премии за основные результаты хозяйственной деятельности в тех же размерах, что и по основной работе.
Некоторые доплаты устанавливаются приказом директора с учетом фактически выполненного объема работ работниками и конкретной ситуации на данном рабочем участке.
Надбавки устанавливаются в соответствии с разработанными положениями:
Так, для стимулирования качественных показателей работы водителей производится премирование в размере до 30% начисление премии производится на тарифную ставку, сдельную оплату и надбавки к ним, выплачиваемые в соответствии с законодательством (за совмещение профессий, классность, ненормированный рабочий день).
Руководителям, специалистам и служащим устанавливаются надбавки за напряженность и сложность работы, учитывая, что общая сумма средств, направляемых на выплату надбавок не должна превышать 20% суммы должностных окладов этих категорий работников. Фонд оплаты труда руководителей, специалистов и служащих состоит из сумм заработной платы, начисленной по окладам согласно штатного расписания за фактически отработанное время, доплат и надбавок согласно приказов по предприятию и сумм премий в размере до 30% в соответствии с показателями премирования и коэффициентов по СБТ.
В
целях стимулирования высокопроизводительного
и качественного труда
Однако, как показал анализ, наблюдается снижение выплат стимулирующего характера, при этом единовременные (разовые) премии в 2005 году не выдавались, то есть уменьшились на 21 091 тыс. руб., при этом премии и вознаграждения снизились до 8 369 тыс.руб. с 22 274 тыс.руб., то есть почти в три раза.
При этом нематериальные методы стимулирования практически не использовались. Поэтому неудивительно, что большинство сотрудников увольняется по собственному желанию.
Об
эффективности использования
Данный тест предусматривает 12-ти бальную оценку качества по таким направлениям деятельности группы управленческих работников, как: подготовленность к деятельности; направленность; организованность; активность; сплоченность; интегративность и референтность.
Подготовленность к деятельности рассматривается и оценивается с точки зрения профессиональной подготовки работников, позволяющей им добиваться высоких результатов.
Направленность оценивается с позиции понимания работниками стоящих перед ними общих целей и задач, существования своих индивидуальных целей и ценностей и стремления удовлетворить свои интересы в рамках решения общей задачи.
Организованность предполагает способность работников самостоятельно управлять своей работой на принципах сотрудничества, взаимопомощи и доброжелательности.
Активность предполагает оценку работников по их энергичности, сплоченности и заинтересованности в эффективной работе.
Сплоченность оценивается по степени сработанности друг с другом, желанию трудиться совместно и сплоченности по принципу «Один за всех, все за одного».
Интегративность оценивается с точки зрения совместной выработки и принятия согласованного решения путем активного участия всех работников группы.
Референтность отражает оценку доброжелательности, доверия, взаимопонимания, сопереживания и другие.
Результаты
тестирования управленческих работников
в баллах приведены таблице 2.10.
Таблица 2.10 Результаты тестирования управленческих работников по тесту «Пульсар» (округлены до целого числа).
Качества | Средний балл |
1. Подготовленность к деятельности | 12 |
2. Направленность | 11 |
3. Организованность | 11 |
4. Активность | 11 |
5. Сплоченность | 10 |
6. Интегративность | 11 |
7. Референтность | 10 |
Как видим, согласно результатам тестирования оценка управленческим персоналом подготовленности их к деятельности характеризуется высокопрофессиональной, позволяющей добиваться высоких результатов в труде, и оценена в 12 баллов.
Направленность, организованность, активность и интегративность деятельности управленческих работников оценены 11 баллами и отражают общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная, все работники энергичны, активно участвуют в процессе выработки и принятии согласованных решений, решении общих задач, сотрудничают. В группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения, работники принципиальны, добросовестны к работе.
Относительно более низким баллом оценены такие направления деятельности, как сплоченность и референтность, хотя все тестируемые подчеркнули справедливое отношение друг к другу, ровное настроение и желание трудиться совместно.
Таким образом, суммарный результат оценки качества основных направлений деятельности управленческих работников ЗАО «Патио» очень высокий. Достижение такого результата обусловлено такими направлениями деятельности, как:
Однако степень удовлетворения работой может быть различна у многих работников в зависимости от их целей, уровня организации производственной, экономической, социальной и мотивационной деятельности. Различная степень личной удовлетворенности работника отражает разный уровень достижения социальных целей предприятия. Социальную эффективность в виде стимулов можно реализовать только тогда, когда существование предприятия стабильно и надежно, если оно получает необходимую прибыль и является платежеспособным и кредитоспособным как в отношении оплаты и стимулирования труда своих работников, так и всех внешних компаньонов.
С точки зрения мотивационного воздействия на управленческих работников предприятия и основные результаты их трудовой деятельности наибольший интерес должны представлять такие главные личные факторы, как работоспособность, условия труда, стиль руководства, четкое осознание цели работы, атмосфера в коллективе, стабильность работы и другие.
Для
определения эффективности
Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса, в процессе которого были опрошены все 7 человек управленческого персонала, включая директора и исполнительного директора.
Ответы работников управления на предлагаемые в анкете вопросы позволили установить наиболее важные мотивационные факторы и степень их ранжирования для удовлетворения потребностей.
Анкета
предусматривала возможность
поставленные кем-то задачи;
Результаты
анкетирования распределились согласно
данным, приведенным в таблице 2.11.
Таблица 2.11 Результаты анкетирования
Вопросы | Работникиуправления | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1) возможность получения большего материального вознаграждения | 1 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 |
2)
уважение и признание со |
2 | 3 | 5 | 3 | 1 | 1 | 2 |
3) желание проявить творчество в работе | 5 | 4 | 7 | 6 | 2 | 3 | 4 |
4) хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе | 8 | 5 | 8 | 4 | 5 | 6 | 8 |
5)
возможность приобрести |
3 | 8 | 1 | 5 | 6 | 5 | 7 |
6)
возможность быть отличным |
7 | 6 | 2 | 7 | 8 | 7 | 6 |
7) возможность быть максимально самостоятельным в своей работе | 6 | 7 | 3 | 8 | 7 | 8 | 5 |
8) стремление к продвижению по службе | 4 | 1 | 6 | 2 | 4 | 4 | 3 |