Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных проблем, связанных с мотивацией труда персонала, факторов, оказывающих влияние на ее уровень и на этой основе разработка мер по преодолению существующих негативных явлений.
Задачи исследования:
Изучение сущности мотивации труда.
Анализ организации мотивации труда педагогов МОУ СОШ№36.
Разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Введение
Теоретические аспекты управления мотивацией труда на предприятии
1.1 Характеристика потребностей человека…………………………….6
1.2 Сущность и содержание мотивации труда…………………………10
1.3 Теории мотивации труда и их сущности…………………………...16
1.4. Мотивация труда в образовательном учреждении………………..25
Анализ системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36.
2.1 Краткая характеристика МОУ СОШ №36………………………….31
2.2 Анализ состояния системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36………………………………………………………………………………32
Пути совершенствования системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………..40
Были получены
следующие средние баллы по каждому
пункту анкеты:
1. Стабильность заработка | 9,5 |
2. Возможность
получать более высокую |
8,9 |
3. Возможность карьерного роста | 7,6 |
4. Признание
и одобрение со стороны |
8,8 |
5. Признание и любовь учеников | 7,4 |
6. Признание со стороны родителей | 7,5 |
7. Возможность самореализации, полного использования способностей | 9,1 |
8. Возможность
самостоятельности и |
8,8 |
9. Высокая
степень ответственности в |
7,4 |
10. Интересная, творческая деятельность | 8,6 |
11. Хорошие отношения в коллективе | 8,9 |
12. Возможность
по результатам работы |
7,9 |
13. Социальные гарантии | 9,2 |
14. Сложная и трудная работа | 7,6 |
15.Возможность развития, самосовершенствования | 8,5 |
16. Хорошие условия на работе | 8,7 |
17. Разумность требований руководства | 8,9 |
18. Авторитет руководителя | 9,3 |
В опросе участвовал полный педагогический состав – 75 преподавателей. По этим данным можно сделать общий вывод о том, что в настоящее время педагоги МОУ СОШ №36 довольны своей работой, деятельностью и вкладом в развитие школы.
Так же было предложено каждому педагогу ответить, какими мотивы являются для них главными, основными.
Для оценки были предложены следующие мотивы:
- Страх перед увольнением (наказанием)
- желание формального признания заслуг
- желание иметь стабильную работу
- обеспечение своего существования
- желание быть
социально защищенным в случае
болезни или потери
- желание получения уважения, признания заслуг
- желание достижения успеха
- потребность
в самостоятельном принятии
- желание удобного режима работы
- желание уверенности в завтрашнем дне
- желание иметь
безопасное и комфортное
- желание чувствовать себя частью группы
- потребность
в неформальном общении с
- возможность реализовать свои идеи, планы
- желание профессионального личностного роста
- желание иметь
интересную работу
Подведя подсчеты,
были получены следующие результаты:
- Страх перед увольнением (наказанием) - 1,2%
- желание формального признания заслуг - 4,2%
- желание иметь стабильную работу - 2,3%
- обеспечение своего существования - 3,3 %
- желание быть
социально защищенным в случае
болезни или потери
- желание получения уважения, признания заслуг - 5,8%
- желание достижения успеха - 16,8%
- потребность
в самостоятельном принятии
- желание удобного режима работы – 9,3%
- желание уверенности в завтрашнем дне - 3,2%
- желание иметь
безопасное и комфортное
- желание чувствовать себя частью группы - 9,6%
- потребность
в неформальном общении с
- возможность реализовать свои идеи, планы - 11,4%
- желание профессионального личностного роста - 2,9%
- желание иметь
интересную работу - 8,7%
Руководствуясь классификацией предоставленных для опроса мотивов, упоминаемых раньше в таблице, разобьем их на 6 групп:
Рис. 4 Мотивы труда
педагогов
Рассмотрев диаграмму
и полученные данные, можно сделать
вывод, что основными мотивами труда
для педагогов МОУ СОШ №36 являются
социально-психологические
Я считаю, что
именно поэтому и были получены достаточно
высокие баллы по каждому пункту первой
анкеты.
Теперь рассмотрим
зависимость количества работающих
педагогов от выбора основной мотивации
труда руководителем. При этом учтем,
что директор школы сменился в 2010 году,
следовательно до этого проводилась другая
мотивационная политика, основанная на
административных мотивах, в большинстве
своем на страхе перед увольнением
(наказанием). Начало года считается начало
учебы, конец года – окончание учебы.
Таблица 5. Динамика численности педагогов
показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Общая численность педагогов | 68 | 67 | 67 | 72 | 75 |
Принятые на работу | 2 | 1 | 0 | 5 | 3 |
Уволенные | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Рис. 5. Динамика
численности педагогов
По полученной гистограмме можно увидеть, что динамика общей численности педагогов увеличивается при новом директоре по сравнению с бывшим директором, количество увольнений держится на нуле, а прием на работу новых педагогов относительно увеличивается. Можно сделать вывод, что в настоящее время действующим директором МОУ СОШ №36 Стрельниковой Натальей Анатольевной выбрана правильная политика мотивации, позволяющая иметь более партнерские отношения с педагогами, сотрудничать на благо развития школы. Я считаю, что административная мотивационная политика не должна доминировать, т.к. в нашем случае она приводила до 2010 года к увольнениям. Поэтому, я считаю, что в настоящее время выбран верный курс действий Натальи Анатольевны как руководителя.
3. Пути совершенствования
системы мотивации труда педагогов МОУ
СОШ №36 г. Ангарска.
Проведя анализ состояния системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36 можно подвести небольшой итог. Были получены высокие оценки состояния работы в школе № 36 от педагогов, что характеризует их довольство своей работой, условиями работы и руководителем. На основе опроса о мотивах труда, мы выделили, что проводимая в школе мотивационная политика, базирующаяся на следующих аспектах:
- педагоги участвуют в управлении школы
- на первый план выходит личность педагога
- поощряются инициативы в проведении различных мероприятий
- премирование
за достижения в своей
соответствует потребностям и мотивам работы педагогов данного учреждения, что говорит о правильном подходе к труду педагога. Проведя сравнение проводимой мотивационной политики одним директором с политикой другого, мы выяснили, что ранее была выбрана не правильная мотивация труда, основанная на страхе педагога перед увольнением или наказанием, что приводило к увольнениям педагогов и натянутой обстановке в отношениях между руководителем и учителями. В настоящий момент выбранная политика улучшения мотивации труда учителей выбрана верно, что дает о себе знать и отношение преподавателей к руководителю, и к своей работе и в том числе увеличение квалифицированного состава педагогов.
Однако, в проводимую политику можно внести некоторые коррективы, а скорее всего дополнения.
На нашей диаграмме видно, что немаловажное значение имеют и другие социально-психологические мотивы, такие как возможность реализовывать свои идеи и планы, желание профессионального роста, желание иметь интересную работу, чувствовать себя частью группы и т.д. Поэтому необходимо так же применять следующие приемы мотивирования:
- поручение желающим более сложных и ответственных заданий
- предоставление возможности регулярно повышать квалификацию
- привлечение к участию в инновационной деятельности
- повышение статуса образовательного учреждения
- поддержка существующих традиций
- корректное
поведение руководителей
Также, я считаю,
что не стоит забывать и о административных
и экономических мотивах. Параллельно
с применением социально-
Заключение.
Исследовав тему моей курсовой работы, я выполнила основную цель проводимого исследования - изучение основных проблем, связанных с мотивацией труда персонала, факторов, оказывающих влияние на ее уровень и на этой основе разработка мер по преодолению существующих негативных явлений.
Ознакомившись с сущностью мотивации труда и способами ее стимулирования, я провела анализ системы мотивации труда МОУ СОШ №36, где было выявлено, что каждый руководитель должен понимать необходимость мотивации и стимулирования персонала собственного предприятия, должен предпринимать соответствующие меры для повышения удовлетворенности работника собственной работой. Я провела общий анализ всех сотрудников образовательного учреждения, но для руководителя важен не только общий результат, но и не маловажную роль играют особенности мотивационной сферы отдельных сотрудников.
Общей задачей диагностики мотивации персонала в современной организации является выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на изменение качества и результативности труда специалистов. Иначе говоря, в ходе диагностики можно получить мотивационный портрет персонала в целом и отдельных (ключевых) сотрудников.
Как показывают многочисленные исследования, эффективность трудовой деятельности работников выше в тех случаях, когда их усилия определяются внутренней мотивационной доминантой. Поэтому руководителю в работе с персоналом не стоит ориентироваться только на материальные стимулы или различные формы обеспечения признания труда работников (всевозможные поощрения, повышение квалификационных категорий в результате аттестации, обобщение передового опыта и т.п.). Важно всячески поддерживать интерес педагогов к содержанию работы, к участию в управлении коллективом, к саморазвитию. Особенно это может быть значимо по отношению к достаточно молодым сотрудникам, которые скорее, чем их более опытные коллеги, готовы покинуть школу, если она не обеспечивает удовлетворение их потребностей.