Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных проблем, связанных с мотивацией труда персонала, факторов, оказывающих влияние на ее уровень и на этой основе разработка мер по преодолению существующих негативных явлений.
Задачи исследования:
Изучение сущности мотивации труда.
Анализ организации мотивации труда педагогов МОУ СОШ№36.
Разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Введение
Теоретические аспекты управления мотивацией труда на предприятии
1.1 Характеристика потребностей человека…………………………….6
1.2 Сущность и содержание мотивации труда…………………………10
1.3 Теории мотивации труда и их сущности…………………………...16
1.4. Мотивация труда в образовательном учреждении………………..25
Анализ системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36.
2.1 Краткая характеристика МОУ СОШ №36………………………….31
2.2 Анализ состояния системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36………………………………………………………………………………32
Пути совершенствования системы мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………..40
Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования школы, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:
Все
эти вопросы связаны с
Можно выделить пять групп педагогов с различным соотношением мотивационных доминант в зависимости от стажа их работы.[10]
I
группа — педагоги с
II
группа — педагоги с
III
группа — педагоги с
IV группа — педагоги с ведущими внешними положительными и отрицательными мотивами. Так же как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности со стороны руководства, поскольку учителя этой категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего к таким учителям можно отнести педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.
V
группа — педагоги с
Все факторы мотивации можно свести к нескольким: признание и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия для работы; значимость деятельности; справедливость в оценке результатов в работе; заработная плата, включающая стимулирующие выплаты; социальный пакет (например, медицинский осмотр, организация отдыха для детей, другие виды социальной поддержки и т.д.). [9]
Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность использования как материальных, так и нематериальных факторов мотивации в образовательном учреждении. Так, согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии, применяет другие виды поощрений). В современных российских условиях в связи с невозможностью обеспечить равномерную оплату труда, широкое распространение получила гибкая система льгот для работников (свободный режим работы, обучение за счет организации, предоставление творческой свободы при выполнении заданий, бесплатное питание и проезд и т.д.).
Следует отметить, что по сравнению с другими сферами общественной жизни, в педагогической среде выступает нефинансовая мотивация – потребность в работе с детьми, часто привлекательность учительского труда по содержанию, возможность для творчества и т.д.
Система мотивации работников образовательного учреждения должна включать комплекс мер, предполагающих ясную и четкую связанность деятельности работника с легально закрепленными результатами деятельности учреждения в целом. При этом эффективность любой системы мотивации зависит от предоставляемых возможностей по минимизации конфликтных ситуаций при одновременном повышении качества труда за счет поощрения наиболее отличившихся работников. Данные возможности предопределяются степенью участия трудового коллектива, равно как и иных участников образовательного процесса в процедуре принятия устанавливаемой системы мотивации.
Установлено, что достаточно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы аффиляции (желание добиться хорошего отношения к себе), мотивы достижения, справедливости. На более низких позициях по выраженности идут мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти. Спектр возможностей нематериального стимулирования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, и не состоит исключительно из метода «кнута и пряника».
В
таблице 1 представлен достаточно большой
спектр методов и форм мотивации
персонала образовательного учреждения.
В перечень включены методы как материальной,
так и нематериальной мотивации.
Каждая группа методов базируется на тех
или иных мотивах, существующих у работников.[10]
Таблица 4
Формы и методы мотивации и
стимулирования работников
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Административные | – страх перед увольнением – страх перед наказанием – желание иметь стабильную работу – желание формального признания заслуг | – издание приказов
и распоряжений – объявление выговоров
и благодарностей – разработка и
утверждение должностных |
Экономические | - обеспечение своего существования - желание быть социально защищенным в случае болезни или потери трудоспособности - желание быть защищенным в случае экономических спадов - мотив справедливости – желание формального признания заслуг | - премирование
из внебюджетных фондов - присвоение
надбавок - построение системы |
Социально-психологические | Мотивы признания, самоуважения: - мотив получения уважения, признания заслуг - мотив достижения успеха - желание карьерного роста - потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др. | - обобщение
опыта работы, сообщение о нем
в различных средствах |
-//- | Мотивы безопасности и комфорта: желание - иметь безопасное и комфортное рабочее место - удобного режима работы - спокойной работы без стрессов и конфликтов - уверенности в завтрашнем дне и др. | - наличие профсоюзной
организации, коллективного |
-//- | Мотивы принадлежности, общения: - чувствовать себя частью группы - потребность в неформальном общении с коллегами - потребность в неформальном общении с руководством и др. | - повышение
статуса образовательного |
-//- | Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу - возможность реализовать свои идеи, планы - желание профессионального и личностного роста и др. | - поручение
желающим более сложных и |
Следует отметить, что использование приемов должно быть комплексным. Только в этом случае управленческая деятельность будет эффективной. А также важно учитывать индивидуальные особенности мотивации сотрудников, для чего не помешает проводить психологическую диагностику типа мотивации педагогов. Так, хотя директор школы и обладает рядом инструментов по успешному мотивированию всех своих сотрудников, однако, немаловажную роль играют и особенности мотивационной сферы конкретных сотрудников.
2. Анализ системы
мотивации труда педагогов МОУ СОШ №36
г. Ангарска
2.1. Краткая характеристика
МОУ СОШ №36 г. Ангарска
МОУ СОШ №36 г. Ангарска основана в 1964 году. За 47-летний период школа стала образовательным учреждением , отвечающим всем современным требованием. Вопрос о качестве образования и воспитания, которое дает школа, был актуальным во все времена. Последние годы вопрос качества образования и воспитания обострился под влиянием следующих причин:
- высокий уровень
требований социума к
- изменение соотношений приоритетных характеристик подготовленности выпускников к адаптации в современных условиях.
Директор школы – Стрельникова Наталья Анатольевна. Наталья Анатольевна пришла в школу в 2010 году, до этого директором была Быкова Галина Ивановна. В школе работает профессиональный творческий коллектив: 75 учителей, из них высшую квалификационную категорию имеют 18 человек, первую – 29, вторую – 21. Численность молодых специалистов – 4. Обучаются 782 ученика. В 2009 году школа взяла гранд «миллион школе». В школе проводятся следующие программы дополнительного образования по следующим направлениям:
- художественно-эстетическое
- социально-общественное трудовое
- физкультурно-спортивное
- туристическое экологическое.
Всего в школьных
объединениях дополнительного образования
занято 304 человека.
2.2. Анализ состояния
системы мотивации труда педагогов МОУ
СОШ №36 г. Ангарска.
В МОУ СОШ
№36 в настоящее время проводится
следующая мотивационная
- педагоги участвуют в управлении школы
- на первый план выходит личность педагога
- поощряются
инициативы в проведении
- премирование
за достижения в своей
Проведем анализ
состояния мотивации труда
Для анализа
состояния мотивации труда
Анкета.
1. Стабильность заработка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Возможность
получать более высокую |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Возможность карьерного роста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Признание и одобрение со стороны руководства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Признание и любовь учеников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Признание со стороны родителей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Возможность самореализации, полного использования способностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Возможность самостоятельности и инициативы в работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Высокая
степень ответственности в |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Интересная, творческая деятельность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Хорошие отношения в коллективе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Возможность
по результатам работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Социальные гарантии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
14. Сложная и трудная работа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Возможность развития, самосовершенствования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
16. Хорошие условия на работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
17. Разумность требований руководства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
18. Авторитет руководителя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |