Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
1. Программа исследования……………………………………………………………...3
1.1. Актуальность темы…………………………………………………………….........3
1.2. Постановка проблемы исследования……………………….……………………..3
1.3. Цель исследования………………………………………………………………….4
1.4. Задачи исследования………………………………………………………………..4
1.5. Объект и предмет исследования…………………………………………………...4
1.6. Обоснование типа выборки………………………………………………………..4
1.7. Операционализация основных понятий…………………………………………..4
1.8. Обоснование выбора методов исследования…………………………………….16
1.9. Выдвижение рабочей гипотезы…………………………………………………...16
1.10. Каталог вопросов……………………………………………………………….17
1.11. Опросный лист……………………………………………………………….…18
2. Анализ результатов исследования..............................……………………………...20
2.1. Анализ ответов респондентов…………………………………………………….20
2.2. Анализ гипотезы…………………………………………………………………...24
2.3. Степень верифицированности гипотезы………………………………………...26
2.4. Заключение ………………………………………………………………………..26
2.5. Основные рекомендации………………………………………………………….26
2.6. Список использованных источников………………………………………….....27
Разный уровень притязаний и ожиданий работников важно учитывать в процессе мотивации. Так, для одного работника, привыкшего к скромным заработком, установление месячного оклада, скажем, в 300 долл. будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого сотрудника, такая зарплата вызовет недовольство и станет демативирующим фактором.
Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности.
Несмотря на близость и соотносимось понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляыются как тождественные, мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул – сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможних или неприемлемых действий. Например, предложение бригаде строителей большой денежной суммы за сооружение сложного моста через реку не будет для них мотивом действий, если они не обладают необходимой для этого квалификацией и если у них нет ни техники, ни всего другого, что требуется для строительства. Аналогичная ситуация может возникнуть, скажем, и тогда, когда кинозвезде предлагают за крупное вознаграждение фотографироваться в соответствующем виде для порножурнала «Плэйбой»: если ее нравственные установки несовместимы с такого рода «деятельностью», то стимул не вызовет у нее никакого мотива.
Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.
Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующий процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.
В случае предворительного принятия стимула дальнейший путь волевого импульса (неактуализированного мотива) как бы раздваивается. Его быстрая актуализация и кратчайший путь к действиям обеспечивается при наличии соответствующей установки. Она характеризует готовностьб предрасположенность человека к определенному поведению (активности) в конкретной ситуации и как бы связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичных условиях. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прощлый опыт действий на реализацию потребности.
Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив. Ее функция в механизме мотивации заключается в превращении идущего от потребности волевого импульса в актуализированный мотив при наличии позитивной усьановки, либо в консервации, ослаблении или отторжении мотива в случае негативной установки. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный, когнетивный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты, которые могут быть выражены в разной степени и часто едва уловимы. Так, простейшие установки предполагают автоматизм действия, однако это не отменяет того факта, что при формировании установки присутствуют все ее указанные компоненты.
Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредствам включения уже сформировавшейся установки цикл действия механизма мотивации завершается.
Второй, более длительный цикл механизма мотивации имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности,стимулы и пути их достижения. В этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как когнетивный, рационально-оценочный процесс. Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимостью других мотивов (если они существуют). На этой стадии происходит борьба мотивов и выносится вердикт об актуализации мотива, его консервации или отторжении. (Аналогичые функции при более коротком варианте функционирования механизма мотивации выполняет установка.) актуализированный мотив служит движущей силой, непосредственно причиной поведения, он, собственно, и завершает общий цикл механизма мотивации.
Учет в процессе руководства действий общего механизма мотивации способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.
1.8. Обоснование выбора метода исследования.
Используемый метод исследования | Тип метода | Исследуемый признак | Применяемые методики эмпирического измерения | Обоснование | Тип обоснования метода | Степень обоснования |
Тестирование | Эмпирический | Мотивация сотрудников | ______ | Дешевизна, широта опрашиваемой аудитории, высокая точность и быстрота получения информации, популярность | Теоретический | Средняя |
1.9. Выдвижение рабочей гипотезы.
Более 60% сотрудников выполняют свою работу.
1.10. Опросный лист.
Выполнение задания:
Дорогие друзья! Прошу Вас принять участие в проведении прикладного исследования. Для этого Вам нужно на каждый из приведенных ниже вопросов ответить «полностью согласен», «в основном согласен», «в основном не согласен» или «полностью не согласен», даже если трудно решить, какой из ответов лучше описывает вашу позицию. Это тестирование проводится анонимно, а результаты исследования будут обобщены. Поэтому постарайтесь на предлагаемые вопросы ответить с максимальным вниманием и искренностью. Спасибо!
№ | Вопросы | Полностью согласен | В основном согласен | В основ-ном не согласен | Полностью не согласен |
1 | Нравятся ли вам такие ситуации, в которых лично вы должны находить решения возникающих проблем?
|
|
|
|
|
2 | Предпочитаете ли вы задачи средней сложности, предлагающие умеренный, взвешенный риск? |
|
|
|
|
3 | Нуждаетесь ли вы в обратной связи о том, как вы исполняете свою работу? |
|
|
|
|
4 | Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить какую-то важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях? |
|
|
|
|
5 | Отдаете ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям, которые дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми? |
|
|
|
|
6 | Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые складываются у вас с окружающими? |
|
|
|
|
7 | Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны? |
|
|
|
|
8 | Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения? |
|
|
|
|
9 | Пытаетесь ли вы оказывать влияние на других людей и контролировать их? |
|
|
|
|
10 | Стараетесь ли вы в группе занять позицию лидера? |
|
|
|
|
2 Анализ результатов исследования.
2.1 Анализ ответов респондентов.
№ | Вопрос | Ответы респондентов | Результаты в % по каждому варианту ответа | Интерпретация результатов по каждому вопросу | |
женский | мужской | ||||
1 | Ваш пол | 8 | 6 | 1 – 56% 2- 44%
| Большая часть опрашиваемых студентов являются женским полом |