Мотивация труда персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

Содержание

1. Программа исследования……………………………………………………………...3
1.1. Актуальность темы…………………………………………………………….........3
1.2. Постановка проблемы исследования……………………….……………………..3
1.3. Цель исследования………………………………………………………………….4
1.4. Задачи исследования………………………………………………………………..4
1.5. Объект и предмет исследования…………………………………………………...4
1.6. Обоснование типа выборки………………………………………………………..4
1.7. Операционализация основных понятий…………………………………………..4
1.8. Обоснование выбора методов исследования…………………………………….16
1.9. Выдвижение рабочей гипотезы…………………………………………………...16
1.10. Каталог вопросов……………………………………………………………….17
1.11. Опросный лист……………………………………………………………….…18
2. Анализ результатов исследования..............................……………………………...20
2.1. Анализ ответов респондентов…………………………………………………….20
2.2. Анализ гипотезы…………………………………………………………………...24
2.3. Степень верифицированности гипотезы………………………………………...26
2.4. Заключение ………………………………………………………………………..26
2.5. Основные рекомендации………………………………………………………….26
2.6. Список использованных источников………………………………………….....27

Работа содержит 1 файл

научные методыr курсач ТУП 311мотивация.doc

— 205.00 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.

 

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЭКТ

по дисциплине: «Научные методы управления персоналом»

“Мотивация труда персонала”

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ТУП – 311

                                                                                Гильбо А.А       

Принял:

Черняева Г.В.                   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008

 

 

Содержание.

 

 

1.      Программа исследования……………………………………………………………...3

1.1.  Актуальность темы…………………………………………………………….........3

1.2.  Постановка проблемы исследования……………………….……………………..3

1.3.  Цель исследования………………………………………………………………….4

1.4.  Задачи исследования………………………………………………………………..4

1.5.  Объект и предмет исследования…………………………………………………...4

1.6.  Обоснование типа выборки………………………………………………………..4

1.7.  Операционализация основных понятий…………………………………………..4

1.8.  Обоснование выбора методов исследования…………………………………….16

1.9.  Выдвижение рабочей гипотезы…………………………………………………...16

1.10.         Каталог вопросов……………………………………………………………….17

1.11.         Опросный лист……………………………………………………………….…18

2.       Анализ результатов исследования..............................……………………………...20

2.1.  Анализ ответов респондентов…………………………………………………….20

2.2.  Анализ гипотезы…………………………………………………………………...24

2.3.  Степень верифицированности гипотезы………………………………………...26

2.4.  Заключение ………………………………………………………………………..26

2.5.  Основные рекомендации………………………………………………………….26

2.6.  Список использованных источников………………………………………….....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Программа исследования.

 

1.1.             Актуальность темы исследования.

Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.


      

1.2.             Постановка проблемы исследования.

        Рассмотрим проблему трудовой мотивации и того, как она связана с рабочим поведением человека.

 

1.3.             Цель исследования.

Как влияет правильная мотивация  на работу сотрудников.

 

1.4.             Задачи исследования.

1.       Сбор теоретической информации на тему мотивация труда.

2.       Составление опросника.

3.       Проведение исследования.

4.       Анализ полученных результатов, и на его основе сделать выводы и дать рекомендации.

 

1.5.             Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является сотрудники организации.
Предметом исследования является, изучение правильнои мотивации сотрудников в организации для улучшения работы.

 

 

 

1.6.             Обоснование типа выборки.

         Предполагается сплошной тип выборки, так как в ней участвуют все сотрудники организации.

 

1.7.             Операционализация основных понятий.

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основные задачи мотивации:

· формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

· обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

· формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

· процесса мотивации в организациях

· индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними

· изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях,. незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы ( по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания.

С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.

Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной, которые описаны ниже.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

 

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

1.                   Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

2.                   Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3.                   Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д. (см. схему).

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма (схема) является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания (экспектации). Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Так, у одного человека первичная потребность в питании может быть удовлетворена с помощью дешёвых бутербродов, у другого же ее нормальное удовлетворение предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.

Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.

 

Механизм мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Мотивация труда персонала