Мотивация работников в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить управление человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность темы дан

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Сущность мотивации персонала 6
1.2 Теории мотивации персонала на предприятии 9
ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 14
2.1 Механизм регулирования рынка труда 14
2.2 Роль государства на рынке труда 16
2.3 Рынок труда и предприниматель. 19
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ 26
3.1 Планирование карьеры 26
3.2 Оплата труда 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

ОМ Курсовик 2009-I.docx

— 79.10 Кб (Скачать)
tify">     Определили, что одним из основных факторов мотивации  персонала для выполнения работы на предприятии ОАО «Хлебопек» является оплата труда, выступающая в форме заработной платы. С учетом каких факторов должна строиться система вознаграждения за труд на предприятии ОАО «Хлебопек» и какие принципы должны учитываться при начислении заработной платы. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В современной науке об управлении мотивации отводится ведущая  роль. Существует множество различных  теорий и моделей мотивации, которые  порой противоречат друг другу. Среди  них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию человеческих отношений Ренсиса Ликерта, Теорию ожиданий Виктора Врума, Теорию X и Y Дугласа МакГрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций  не стоит искать в этих работах  готовых рецептов по мотивированию  персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для  себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в  которой бы учитывались все особенности деятельности компании.

       Итак, в первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы тот  или иной человек. Это может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая  рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое  качество жизни, возможность продвижения  по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям. Перечень этих факторов можно продолжать. Определение потребностей работника  должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности. Однако задача эта не столь проста, чтобы  можно было уложить ее в определенную схему. Дело в том, что далеко не все  потребности человека проявляются  явно. Казалось бы, чем меньше потребностей, тем меньше вопросов. Но это не так. Если работник испытывает скрытую потребность  в чем-либо, он будет искать возможность  для ее удовлетворения. Если же она  так и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на поведении  сотрудника и явится серьезным демотивирующим фактором. Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности работника, а так же понять, какие из них  являются доминирующими. Для этого при приеме на работу следует использовать специальные методики тестирования и собеседования. Здесь большую помощь может оказать знание Теории потребностей Абрахама Маслоу. Его "Пирамида потребностей" дает достаточно четкое представление об иерархии потребностей. Правильно применив ее, можно определить наиболее важную группу потребностей человека, то есть найти именно те рычаги, на которые следует воздействовать. Однако не следует забывать, что "Пирамида потребностей" Маслоу представляет собой обобщенную модель и не учитывает индивидуальные отличия людей. В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять какие активные потребности движут ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетворяться и уходить на второй план. И в то же время будут появляться новые. В общем, мотивы, движущие работником, не являются постоянными, и их необходимо постоянно отслеживать. Таким образом, первым этапом мотивационной стратегии компании должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.

       Следующим шагом мотивационной стратегии  должно было определение тех форм стимулирования персонала, которые  организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно  понять, что фирма может позволить  себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых  принесет ей реальную прибыль. Затраты  на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения. Можно разработать гигантские программы  стимулирования труда, однако они не принесут никакого эффекта, если не будут правильно адресованы.

       Однако  существует мотивационный фактор, применение которого обязательно для любой  компании, которая стремится добиться успеха. Как правило, в современных  разработках мотивация персонала  сводится, в первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать  работника на более производительный труд. Понятие "корпоративный дух" обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника априори, то есть еще до того, как он принимается на работу, и оказывает воздействие на протяжении всего времени его работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность работать в известной компании, которая пропагандирует четкие, ясные, известные далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность принадлежать к этой корпорации, ощущать себя ее частью. Таким образом, создание "корпоративного духа" становится важнейшим звеном программы мотивации любого коллектива.

       Другим  фактором, безусловно оказывающим влияние  на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда  работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта  в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники  испытывают чувство физического  или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.

       Перечисленные выше условия являются необходимыми для создания атмосферы заинтересованности в работе в данной компании. Без  их выполнения невозможно рассчитывать на привлечение и сохранение высококвалифицированных  специалистов, и на высокую отдачу со стороны работников. Однако наличия  этих элементов недостаточно для  создания эффективной мотивационной  стратегии компании. Следует разработать  специальные меры стимулирования труда работников. Они могут быть коллективными и индивидуальными.

       Вопрос  формирования общих форм стимулирования персонала вплотную соприкасается  с понятиями "корпоративного духа" и "корпоративной культуры". Для  руководителя очень важно "нарисовать" психологический портрет всего  коллектива. Это поможет правильно  оценить те общие потребности, которые смогут быть эффективно удовлетворены организацией. Такой вид мотивации обходиться компании не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на производительности труда. Список таких мер может быть достаточно большим. Среди тех форм стимулирования, которые следует рекомендовать для применения:

       - организация питания внутри компании;

       - оплата транспортных расходов;

       - медицинское обслуживание;

       - помощь в получении дополнительного  образования;

       - программы страхования;

       - организация корпоративных пенсионных и сберегательных фондов;

       - проведение физкультурно-оздоровительных  мероприятий;

       - организация совместных поездок.

       Применение  таких форм коллективной мотивации  может оказаться не только полезным, но и выгодным.

       Существуют  многочисленные нематериальные факторы, побуждающие человека трудиться  эффективнее. Наиболее важным в этом отношении я бы назвал "фактор своего места". Искусство руководителя состоит в таком распределении  человеческих ресурсов, при котором  работники максимально ощущали  бы свою полезность и получали бы удовлетворение от проделанной работы. В этом случае осознание своей значимости станет для работников очень сильным мотиватором. Другими сильными стимулирующими факторами для работников могут быть возможность продвижения по служебной лестнице и возможность творчества. Эти стремления надо всячески поощрять, правда, следует понимать, что мотивировать они будут лишь тех людей, которые в этом нуждаются. В противном случае, результат будет прямо противоположным. Огромное значение имеет также фактор личного примера руководителя. Нельзя добиться эффективной работы персонала, если начальник не побуждает их к этому своими действиями.

       Что же касается персонального материального  поощрения, то эти меры хорошо известны:

       - заработная плата;

       - бонусы;

       - участие в прибылях;

       - планы дополнительных выплат;

       - участие в акционерном капитале.

       Таким образом, мы рассмотрели общие вопросы  стратегии мотивации персонала  компании. Однако для того, чтобы  выработать свою программу мотивации, руководители организации должны найти  свой собственный комплекс мер, которые  лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации  персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует  больших затрат, но эффект, который  они могут принести, значительно  больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Достичь наибольшей отдачи можно  только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и  компания, и он сам. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Трудовой  кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2008. – 192 с.
  2. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Ученое пособие для вузов / Науч. Редактор А. А. Радугин. – М.: центр, 2005. – 432 с.
  3. Кабушкин Н. И., Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н. И. Кабушкин – 4-е изд. – Мн.: Новое издание, 2004. – 336 с.
  4. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. – М.: Дело, 2004. – 412 с.
  5. Кибанов А. Я., Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
  6. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 320 с.
  7. Кнорринг А. И., Теория, практика и искусство управления / А. И. Кнорринг. – М.: Дело, 2004. – 199 с.
  8. Кочеткова А. И., Психологические основы управления персоналом / А. И. Кочеткова. – М.: Зерцало, 2004. – 303 с.
  9. Кричевский Р.А., Если вы руководитель / Р. А. Кричевский. – М.: Проспект, 2004. – 301 с.
  10. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2004. – 343 с.
  11. Мерсер Д., IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира.: Пер. с англ. / Д. Медсер.- М.: Прогресс, 2005. – 512 с.
  12. Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005. – 800 с.
  13. Негашев Е. В., Анализ предприятия в условиях рынка.: Учеб. пособие / Е. В. Негашев. - М.: Высш. Шк, 2007. – 343 с.
  14. Оучи У. Г., Методы организации производства: японской и американский подходы / У. Г. Оучи. - М.: Экономика, 2005. – 311 с.
  15. Пугачев В. П., Руководство персоналом организации / В. П. Пугачев. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 205 с.
  16. Герчиков Д. В., Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 2004. - № 12.- 6 – 8 с.
  17. Маусов Н., Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления, 2006. - № 5.- 8 – 12 с.

Информация о работе Мотивация работников в современных условиях