Мотивация работников в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить управление человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность темы дан

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Сущность мотивации персонала 6
1.2 Теории мотивации персонала на предприятии 9
ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 14
2.1 Механизм регулирования рынка труда 14
2.2 Роль государства на рынке труда 16
2.3 Рынок труда и предприниматель. 19
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ 26
3.1 Планирование карьеры 26
3.2 Оплата труда 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

ОМ Курсовик 2009-I.docx

— 79.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6

1.1 Сущность мотивации персонала 6

1.2 Теории мотивации персонала на предприятии 9

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 14

2.1 Механизм регулирования рынка труда 14

2.2 Роль государства на рынке труда 16

2.3 Рынок труда и предприниматель. 19

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ                             С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ 26

3.1 Планирование карьеры 26

3.2 Оплата труда 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Готовность  и желание человека выполнять  свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени  уникальный характер. Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить управление человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

       Актуальность  темы данной работы заключается в  том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная то, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно  попытаться разработать эффективную  систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены  в действие, как осуществляется мотивирование  людей.

       Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение  человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих  проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.1

       Цель  исследования – изучить существующие методы и предложить способы совершенствования мотивации работников на современном рынке труда.

     Задачи:

    • изучить теоретические основы мотивации работников в организации;
    • провести анализ систем мотивации труда работников;
    • изучить действие мотивационного механизма в процессе управления персоналом;
    • предложить возможное направление работы по повышению мотивации труда работников;

       Объект  исследования – методы мотивации на предприятии ОАО «Хлебопек».

       Предмет исследования – теоретические и практические методы мотивации труда.

       Теоретическая значимость состоит в том, что  в работе рассмотрены не только научные  труды, но и статьи периодических  изданий, которые наиболее четко  рассматривают освещенную проблему.

       Практическая  значимость – данные изложенные в работе можно использовать для ознакомления с возможными вариантами мотивации на предприятии ОАО «Хлебопек» и их применении, с целью привлечения высококвалифицированных работников.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе раскрыты теоретические аспекты мотивации работников в организации, во второй рассмотрен рынок труда как форма мотивации работников организации, в третьей главе приведены предложения по организации системы мотивации на предприятии ОАО «Хлебопек» для привлечения высококвалицицираванных кадров.

       В процессе изучения данной темы и подготовки курсовой работы были использованы нормативные документы, а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов: М. Мескон, А. Маслоу Ф. Герцберг, В. Врум, Р. Портер, Э. Лоулер, Л. С. Выгодский и других, статьи из периодических изданий.

 

       

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность мотивации персонала

 

       Мотивация – это процесс побуждения каждого  сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.2

       Основная  деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть  взрослой самостоятельной жизни (выбор  профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта  в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные  имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в  поле внимания.

       Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков  и способностей этих людей. Эффективная  деятельность возможна лишь при наличии  у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать. Позитивная мотивация активирует способности  человека, освобождает его потенциал, негативная тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.3

       Мотивация включает в себя внутреннее состояние  человека, называемое потребностью, и  нечто вне его, определяемое как  стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая  доминирует в данный момент времени. Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда.

     Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той  или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего  населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве.4

       Рынок труда как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица как следствие  господствующих отношений на рынке  труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между  трудом и капиталом. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг, является составной частью рыночной экономики.

       На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли – продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

       На  рынке труда предприниматели  и трудящиеся ведут переговоры (коллективные и индивидуальные) по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

       Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями  к труду. С другой стороны, юридическая  свобода не вынуждает его продавать  свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего  необходимого для удовлетворения своих  потребностей.

       Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара, для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте, вместе с этим и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

       После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев  прекращают свои взаимоотношения. Отношения  же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы  те, кто считает, что рынок труда  существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирмы, уже не стоят в отношениях купли-продажи своего труда с  предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель  адресует его не только тем, кто ищет работу, но и занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия  найма. В то же время и среди  занятых работников немало тех, кто  ищет работу на других предприятиях с  более выгодными условиями найма.

       Особенность товара «труд» заключается также  в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности  и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств для  удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств  и их цена на рынке не зависят  от того, продал работник свой труд или  нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики  в целом.

       Существенная  особенность товара «труд» заключается  также в его полезности после  начала использования. Он не уничтожается при использовании, а напротив, создает  или участвует в создании благ.5 
 
 

1.2 Теории мотивации персонала на предприятии

 

       Теорию мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.6

       Процессуальные  теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теории ожидания, теория справедливости и модель мотивации  Портера – Лоулера и В. Врума.7

       Теории  потребности Маслоу. Физиологические  потребности, удовлетворение которых  необходимо для выжидания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; социальные потребности. К ним относятся необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; потребности в уважении. К ним относятся самоуважение, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; потребности самовыражении. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.8

       Согласно  Маслоу, среди физиологических потребностей на первый план выходит потребность  в безопасности, когда человек  стремится защитить себя от возможных  телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических  условий или угрожающего поведения  людей. Следующая потребность – потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.9

Информация о работе Мотивация работников в современных условиях