Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Для достижения поставленной цели требуется решение определённых задач:
раскрыть содержание понятия «трудовая мотивация»;
дать определения теориям мотивации;
показать связь между мотивацией и стимулированием труда;
изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и содержание мотивации…………………………………5
Понятие мотивации…………………………………………………5
Мотивационный процесс…………………………………………...8
Виды трудовой мотивации………………………………………...10
Теории мотивации……………………………………………………..12
Первоначальные теории……………………………………………12
Внутриличностные (содержательные) теории мотивации……....15
Процессуальные теории мотивации………………………………18
Стимулирование как основа мотивации…………………………...22
Понятие, цели и принципы стимулирования……………………..22
Экономическое стимулирование…………………………………..23
Неэкономическое стимулирование………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………
1.3. Виды трудовой мотивации
Выделяют три основных вида трудовой мотивации: 1) материальная; 2) социальная (моральная); 3) организационная (административная).
Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств. К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование и т.п.
Социальная
или моральная мотивация
Организационная
(административная) мотивация опирается
на закрепленное законом право администрации
(работодателя) требовать от работников
соблюдения принятых правил трудовой
деятельности. Основа этого вида мотивации
– дисциплина труда, а ее результат
– дисциплинарная ответственность,
предусматривающая меры воздействия
на работника за ненадлежащее исполнение
своих обязанностей. Административная
мотивация включает и меры поощрения,
такие как объявление благодарности,
выдача премии, награждение ценным
подарком, награждение Почетной грамотой,
занесение в Книгу почета и
на Доску почета.13
Глава 2. Теории мотивации
2.1. Первоначальные теории мотивации
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения.
Наиболее известными являются:
Наиболее
известной и до сих пор широко
применяемой является политика «кнута
и пряника». Эта теория мотивации
предпочтительна в
Теория «X». Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента.
Основными в этой теории являются такие положения:
Таким образом, теория «X» рассматривает человека как плохого, недобросовестного и безынициативного работника с задатками рабской психологии. Этим объясняется необходимость принуждения как основного мотивирующего стимула и материального поощрения — как вспомогательного. Конечно же, встречаются люди, отвечающие модели теории «X», но их доля среди трудоспособного населения страны может быть разной.15
Теория «Y» (разработанная в 60-е годы XX ст.) является антиподом теории «X» и ориентирована на следующие стимулы побуждения к труду: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.
В основе теории «Y» такие предпосылки.
Модель теории «Y» описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории распознаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Удельный вес работников, соответствующих этой теории, невелик — 15-20% численности коллектива, чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свой талант в социальной группе.
Теория «Z» . Эту теорию в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям «X» и «Y» Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории «Z», мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.17
Основные предпосылки теории «Z».
Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу.18
2.2. Внутриличностные (содержательные) теории мотивации
Иерархия потребностей по Маслоу.
Одним из первых бихевиористов, рассказавших менеджерам о сложности человеческих потребностей и об их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 1940-е годы, Маслоу признал, что люди имеют множество различных потребностей, и сделал вывод, что их можно разделить на пять основных категорий:
Поведение человека сначала мотивируется базовыми физиологическими потребностями, и предоставление сотрудникам достаточной заработной платы и перерывов в рабочем дне позволяет их удовлетворять. Когда эти потребности удовлетворяются, люди мотивируются потребностями в безопасности, в том числе безопасной рабочей обстановке и стабильной занятости. Затем приходит черед социальных потребностей, которые отражают необходимость принадлежности к коллективу и наличия друзей. Проведение социальных мероприятий предоставляют сотрудникам возможность участия в социальной жизни. После удовлетворения этих потребностей начинают мотивировать потребности в уважении, которые компании могут обеспечить, предоставляя одобрение и статус. И, наконец, движущей силой поведения людей становится потребность в самовыражении, т.е. желании полностью реализовать свой потенциал.
Используя
для лучшей мотивации своих сотрудников
теорию Маслоу, необходимо сначала
глубоко прочувствовать – каждый
индивидуум уникален и мотивируется
различным набором
Двухфакторная теория Герцберга.
В конце 1950-х годов Фредрик Герцберг разработал модель мотивации на базе потребностей. По просьбе его исследовательской группы двести инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы, выпускающей лакокрасочные материалы, описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась.
Проанализировав полученные ответы, Герцберг пришел к выводу, что их можно разделить на две общие категории: гигиенические факторы (административная политика компаний; условия труда; зарплата; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень контроля) и мотиваторы (достижения; повышение по службе; признание заслуг; ответственность). Пример анализа данных факторов в организации приведен в Приложении 1.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа, а мотиваторы – с характером и сутью самой работы. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит неудовлетворенности человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объеме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. В отличие от них отсутствие или недостаток мотиваторов не приводит к неудовлетворению работой, однако присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к повышению эффективности.
Для эффективного применения теории Герцберга на практике менеджеру необходимо составить подробный перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов, опуская все остальные, и дать сотрудникам возможность самим указать, какие для них более предпочтительны.21
Теория потребностей Д. МакКлелланда.
По
утверждениям Д. МакКлелланда, любое
организационное окружение
Потребность во власти проявляется в желании влиять на поведение других людей, контролировать их действия, но в то же время в готовности отвечать за действия других. Эта потребность положительно влияет на эффективность управления, так как лица с выраженной потребностью во власти обладают высоким самоконтролем, увлечены делом и более преданы своей организации.
Потребность в успехе проявляется у разных людей в неодинаковой мере. Ее обладатель предрасположен к автономии, готов нести личную ответственность за результаты своей работы, отличается большой организованностью, способностью предвидеть ситуацию и планировать свои действия.
Потребность в принадлежности оказывает большое влияние на организационное поведение, ориентирована на коллективизм, высокий уровень социального взаимодействия и комфортные межличностные отношения.22
2.3. Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания.
Теория
ожиданий В. Врума – теория мотивации,
согласно которой мотивация выступает
как актуальный процесс, который
направляет и побуждает целенаправленное
поведение. Ожидание в процессуальных
теориях мотивации –
Согласно теории, для определения мотивации важно учесть три практически важных фактора: