Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Для достижения поставленной цели требуется решение определённых задач:
раскрыть содержание понятия «трудовая мотивация»;
дать определения теориям мотивации;
показать связь между мотивацией и стимулированием труда;
изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и содержание мотивации…………………………………5
Понятие мотивации…………………………………………………5
Мотивационный процесс…………………………………………...8
Виды трудовой мотивации………………………………………...10
Теории мотивации……………………………………………………..12
Первоначальные теории……………………………………………12
Внутриличностные (содержательные) теории мотивации……....15
Процессуальные теории мотивации………………………………18
Стимулирование как основа мотивации…………………………...22
Понятие, цели и принципы стимулирования……………………..22
Экономическое стимулирование…………………………………..23
Неэкономическое стимулирование………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ»
НА ТЕМУ:
«Мотивация работников организации»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
1.……………………………………………………………....
Введение
Современный словарь по психологии определяет мотивацию как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность». Применительно к менеджменту «мотивация» определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации». Мотивацию можно считать одним из методов управления, составной частью процесса управления, направленных на достижение конкретной цели менеджмента – заставить людей эффективно трудиться.
Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловлена
тем, что переход к социально
ориентируемому рынку предполагает
необходимость создания адекватного
механизма мотивации труда. Без
этого нельзя рассматривать на практике
объективные предпосылки для
повышения эффективности
Объектом исследования является трудовая деятельность работников организации.
Предметом исследования является мотивация трудовой деятельности работников организации.
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Для достижения поставленной цели требуется решение определённых задач:
Для
проведения данного исследования в
работе была использована следующая
литература: учебно-методические пособия,
работы авторов в периодической печати,
интернет-ресурсы.
Глава 1. Сущность и содержание мотивации
1.1. Понятие мотивации
Мотивационный менеджмент – это вид управленческой деятельности, связанный с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала организации, направленный на достижение индивидуальных, групповых и организационных целей. Основу мотивационного менеджмента составляют мотивация и стимулирование труда.1
Мотивация – это процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей.2
В управление персоналом мотивация рассматривается как процесс:
С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Таким образом, мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
В
понятие мотива труда входят: потребность,
которую хочет удовлетворить
работник; благо, способное удовлетворить
эту потребность; трудовое действие,
необходимое для получения
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: цель, потребности, мотивы, стимулы – и показать их взаимосвязь (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь понятия мотивации
Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.3
Потребности – это внутреннее побуждение к действию.4 Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работниками.5
В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых (основных) потребностей. Большинство психологов склоняются к мнению, что можно выделить:
Первичные потребности являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т.п. Такие потребности заложены в человеке генетически.
Вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с социальным опытом. Вторичные потребности различны и более разнообразны, чем первичные. Это, например, потребность в уважении, привязанности, богатстве, власти, принадлежности к определенной социальной среде.6
Мотивы (от лат. moveo – двигатель) – это побуждения человека к действию, направленному на достижение необходимой цели (результата). Мотивы обычно подразделяются на ведущие, смыслообразующие и дополнительные, мотивы-стимулы. Мотивы либо побуждают сотрудника к действию и, соответственно, достижению целей и получению вознаграждения, либо к целеобразованию. Если же деятельность сотрудника или целеобразование в конкретных обстоятельствах невозможны, то соответствующий мотив остается лишь потенциальным, он остается в форме готовности, в форме установки.7
Стимулы – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основных формы стимулов:
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов. Оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Высокая
интенсивность труда может
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Мотивы труда различаются по потребностям, благам и цене.8
1.2. Мотивационный процесс
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии (рис. 2):
Рис. 2. Схема процесса мотивации
Представленная схема мотивационного процесса в действительности имеет не столь очевидного и осознанного проявления. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Характер мотивационного процесса в большой степени зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противоречат друг другу либо же, наоборот, усиливают действия отдельных потребностей.12