Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель работы - разработка рекомендаций по оптимизации управления системой мотивации персонала в совхозе "Сылвенский".
Для достижения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления мотивацией персонала.
Дать общую характеристику деятельности совхоза.
Исследовать и оценить управление мотивацией сотрудников совхоза.
Исследовать систему управления мотивацией персонала совхоза «Сылвенский».
Разработать рекомендации по оптимизации системы управления мотивацией персонала.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления мотивацией 5
1.1. Сущность понятия «мотивация» 5
1.2 Концепции мотиваций 6
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере совхоз «Сылвенский» 15
2.1 Общая характеристика - совхоз «Сылвенский» 15
2.2. Анализ структуры персонала совхоза «Сылвенский» 18
2.3 Анализ системы мотивации персонала на предприятии 22
3. Предложения по оптимизации системы управления мотивацией персонала в совхозе «Сылвенский» 28
3.1. Определение степени удовлетворенности персонала трудовой деятельностью 28
3.2. Направления оптимизации системы управления мотивацией в совхозе «Сылвенский» 29
3.3. Внедрение новой системы управления мотивацией на предприятии. 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения 38
СОДЕРЖАНИЕ
Главной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:
1) создание философии управления персоналом.
2)
создание совершенных служб
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4)
создание и выработка
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
В общем случае мотивация - это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время организация эффективной системы управления мотивацией персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента предприятия. Изучение системы управления мотивацией может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
Цель работы - разработка рекомендаций по оптимизации управления системой мотивации персонала в совхозе "Сылвенский".
Для достижения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления мотивацией персонала.
Дать общую характеристику деятельности совхоза.
Исследовать и оценить управление мотивацией сотрудников совхоза.
Исследовать систему управления мотивацией персонала совхоза «Сылвенский».
Разработать рекомендации по оптимизации системы управления мотивацией персонала.
Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает человек. Разобраться с этим вопросом мы можем только в том случае, если постараемся определить все внутренние и внешние движущие силы, объясняющие поведение человека [2, с.189]. В качестве внутренних движущих сил рассматривают мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы человека. К внешним относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации.
Исходя из этого, сформулируем некоторые выводы, которые позволят нам выбрать методы управления мотивацией:
На протяжении нескольких веков ключ к пониманию поведения человека искали ученые различных отраслей знаний. Сегодня это не просто история, а исходная точка практических рекомендаций для руководителей и специалистов служб персонала [11, с.65].
Концепция человеческих отношений Э. Мэйо.
Суть: Важнейшим мотивом для большинства работников является удовлетворенность своим трудом и подтверждение его значимости («хотторнский эффект»). Все отрицательные стороны в управлении предприятиями – действия плохих управляющих.
Практика: Способы нематериального стимулирования используются активнее, чем денежные. Плохие управляющие обучаются, неспособные к обучению заменяются на других.
Комментарии: C этой теории началась эра гуманизма в управлении персоналом.
Иерархическая модель потребностей А. Х. Маслоу.
Суть: Существует единая система потребностей у всех людей, которая укладывается в строгую иерархическую структуру (физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные, потребности в уважении и самоутверждении, потребность в самоактуализации). Потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только тогда, когда будут удовлетворены потребности низшего уровня (биологические). Удовлетворения высшего уровня потребностей (потребность в самоактуализации) достигает лишь относительно небольшая часть людей, поскольку здесь речь идет о творчестве, креативности, независимости, ответственности и других свойствах развитой личности.
Практика: Учет всех потребностей сотрудников, при этом руководитель должен обеспечивать условия удовлетворения всех слоев иерархической системы.
Комментарии: Опираясь на данную концепцию можно разработать конкретные стимулы, обеспечивающие работнику удовлетворение своих потребностей и продвижение по иерархической модели (например, если вы установили, что один из работников стремиться стать руководителем (потребность в самоутверждении), то используйте этот стимул) [9, с.73].
Мотивационно-
Суть: Все мотивационные факторы делятся на две группы:
Практика: Главный вывод, который сделал автор и который мы используем в практике — улучшение внешних факторов действует стимулирующе, но это только на короткий срок, а затем к ним сотрудники привыкают как к должному. «Мотиваторы» же действуют длительное время и являются более надежными.
Комментарии: Подтверждение теорий Э.Мейо и А.Маслоу, причем детально расписанное.
Мотивационная теория Д. МакКлелланда.
Суть: Все сотрудники могут быть разделены согласно критерию ведущего мотива, а именно:
Практика: Определив тот или иной ведущий мотив сотрудника, руководитель может построить индивидуальную систему мотивации.
Комментарии: Идеальный сотрудник для любой компании тот, у которого преобладает потребность в успехе и достижении цели, но для эффективного функционирования компании нужны и те, и другие, и третьи.
Теория ожидания В. Врума.
Суть: Подчеркивается важность трех взаимосвязей: затраты, вознаграждение и удовлетворенность вознаграждением. Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Если значение любого из этих трех важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда.
Практика: Руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Для эффективной мотивации руководитель должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
Комментарии: Руководители ответственны за то, чтобы сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных и убедить их, что они могут достичь этих результатов, если приложат усилия.
Теория справедливости С. Адамса.
Суть: Люди сравнивают соотношение между тем, что они получают в своей рабочей ситуации (своими результатами), и затраченными на это усилиями (своими вложениями) с соотношением результатов и вложений других людей. К результатам относятся заработная плата, статус, должностной уровень. Наиболее значимыми вложениями являются умения, знания опыт, стаж работы и образование. До тех пор пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда [9, с.23].
Практика: Соответственно, для повышения эффективности труда сотрудников важно по справедливости награждать. При этом учитывать, что сотрудники оценивают свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. В организации существует много видов деятельности, к которым можно применить принцип справедливости. К наиболее значимым из них относятся ротация кадров, карьерный рост, оценка выполнения работы, распределение прибавок к зарплате и установление стандартов выполнения работы.
Комментарии: одна из внутренних коммерческих тайн — зарплаты сотрудников. И это понятно.
К сожалению или к счастью, ни одна из этих и других мотивационных теорий так и не подсказала секрета управленческого счастья. Но анализ этих идей позволил вывести основные правила, которые способны повысить эффективность мотивационных мероприятий.
Принципы эффективной мотивации.