Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Введение .
I. Мотивация и стимулирование труда .
Характеристика потребностей человека .
Сущность мотивации .
Теории мотивации .
1.3.1. Теории содержания мотивации .
1.3.2. Процессуальные теории мотивации .
1.4. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы .
1.5. Сущность стимулирования труда .
1.5.1. Экономические методы стимулирования и мотивации .
1.5.2. Моральное стимулирование труда .
II. Решение проблемы, связанной с высвобождением работающих на предприятии ОАО «Теплоконтроль» .
Заключение .
Список используемой литературы
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория
X” воплощает чисто
“Теория
Y” соответствует
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Традиционная “Теория X”, или как её называют, метод “кнута и пряника” в цивилизованных странах перестаёт срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода “Y”, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы.
Дуглас Макгрегор создал свою теорию, применительно к американским компаниями, а японец Уильям Оучи, основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его “Теория Z”(см. таблицу 4). Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах. В отличие от стилей управления, основанных на фиксированном разделении труда (что характерно для стран Запада и России), японские рабочие и служащие поощряются за овладение широким спектром знаний и навыков, творческую активность, умение работать в коллективе, находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника японской фирмы определяет не только его заработную плату, но и величину бонусов, гарантии занятости, размер выплат при выходе на пенсию.
Традиционный подход | Современный подход | |
Теория Х | Теория Y | Теория Z |
1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности её избегать . | 1. Работа является желанной для большинства сотрудников. | 1. Необходима забота о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни) |
2. Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление. | 2. Сотрудники способны к целеустремлённости и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей. | 2. Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений. |
3. Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности. | 3. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату. | 3. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости. |
4. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности. | 4. Сотрудник стремится к ответственности и самостоятельно принимает управленческие функции. | |
5. Почти все сотрудники не имеют творческих способностей и инициативы. | 5. Многие сотрудники имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность. |
В целом японский и американский подходы разнонаправлены (табл. 5).
Лучшие
фирмы США, такие, как “IBM”, ”AMD”
и др., затрачивают на совершенствование
каждого своего специалиста от 25 до 40 дней
в году. В Японии фирмы через каждые 1,5-2
года производят ротацию кадров: каждого
работника стараются развить всесторонне,
в него “вкладывают” деньги, обучают
новой профессии и обеспечивают горизонтальный
рост. Управление, основанное на горизонтальных
связях между сотрудниками и подразделениями,
существенно сокращает число административных
команд (по вертикали), что способствует
созданию атмосферы партнерства, уменьшает
время поиска согласованных решений.
Концептуальный фактор | США |
Япония |
“Человеческий капитал” | Малые вложения
в обучение
Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка |
Крупные вложения
в обучение
Общее обучениеНеформализованная оценка |
“Трудовой рынок” | На первом месте
- внешние факторы
Краткосрочный наем Специализированная лестница продвижения |
На первом месте
- внутренние факторы
Долгосрочный наем Неспециализированная лестница продвижения |
“Преданность организации” | Прямые контракты
по найму
Внешние стимулы Индивидуальные задания |
Подразумеваемые
контракты по найму
Внутренние стимулы Групповая ориентация |
В
настоящее время менеджеры
Японский
опыт существенно повлиял на формирование
концепции партисипативного (группового)
метода принятия решений, особенно по
повышению продуктивности труда. На основе
этого метода на многих предприятиях Японии
и США работают кружки качества и бригады
повышения производительности. Опыт Японии
особенно важен для России как практическое
подтверждение эффективности управления,
основанного на уважении личности сотрудников
и развитии их творческих способностей.
1.5.
Сущность стимулирования труда
Стимул – это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. На многие стимулы человек реагирует не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Процесс
использования различных
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей и многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за его повышенные умственные или физические усилия. Человек не на все стимулы реагирует одинаково заинтересовано. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют роль стимулов и могут быть ограниченно использованы в управлении людьми.
Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. Наибольшее распространение стимулирование приобрело в производственных подразделениях, занятых изготовлением товаров и их поставкой на рынок. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.
Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:
Учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества своих подчиненных.
Идеальная работа должна: