Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:22, контрольная работа
Актуальность. Одним из ведущих вопросов управленческой деятельности является учет закономерностей человеческого поведения при осуществлении определенных планов управления, так как из всех организационных ресурсов (финансовых, материальных и пр.) именно человеческий потенциал является основным ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности деятельности организации. В связи с этим мотивация персонала является неотъемлемой и важнейшей составляющей управления и тем более в управлении персоналом.
Введение
1. Сущность понятия мотивации персонала и ее составляющие
2. Методы мотивации персонала
3. Методика изучения мотивации персонала
Заключение
Список литературы
Приложение
Кроме того, результаты тестирования — это своеобразная моментальная «психологическая фотография» характерологических и мыслительных особенностей сотрудника. Можно с определенной вероятностью предполагать, что через некоторое время по этим же тестам человек покажет несколько другие результаты.
Однако по тесту, направленному на оценку темпераментных качеств, можно ожидать получения вполне устойчивых результатов. Это связано с тем, что темперамент — генетический фактор, который мало изменяется в течение всей жизни человека.
В результате тестирования выявляется доминирующий или смешанный темперамент, а также стиль мышления сотрудника. На основе полученной информации формулируются предварительные выводы, относительно доминирующих потребностей, имеющихся у сотрудника. Затем проводится интервью с сотрудником для уточнения и конкретизации полученных выводов.
Итак, для изучения мотивации вначале будет проведено анкетирование и тестирование, а для более глубокого анализа интервью и анализ документов.
Мотивы играют важную роль в жизни персонала. Без них управление персоналом вообще не может осуществляться эффективно. Но мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность сотрудников.
Мотив является средством удовлетворения потребности. Мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. К факторам мотивации относятся прежде всего потребности, мотивы, цели, а также интересы, стремления, намерения. При этом потребность является внутренним, а цель — внешним аспектом мотивации, связанным с побуждением к деятельности и общению для достижения личных целей и целей организации, в которой осуществляется работа персонала.
Существует две группы методов мотивации: экономические, воздействие которых связано с удовлетворением материальных интересов работников, и неэкономические, обусловленные публичным признанием заслуг работников со всеми вытекающими отсюда последствиями, обогащением работы, участием в делах фирмы и др.
Практическая функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного потенциала.
До настоящего времени считалось, что истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, настолько сложны, что их трудно определить. Но изучая материал по данной теме можно прейти к выводу, что это можно и нужно делать. В работе представлена методика изучения мотивации персонала, с помощью которой совершенствуется система мотивации.
1. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2002 – 248 с.
2. Доронина И.В. Стимулирование и развитие персонала: Практикум. –
Нов-к: СибАГС, 2003 – 200 с.
3. Егорошин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов – 3-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2001 – 720 с.
4. Каверзин Н. Метод кнута и пряника //Служба кадров. 2002 г. - № 8 – с 32-37.
5. Каверзин Н. Метод кнута и пряника //Служба кадров. 2002 г. - № 9 – с 22-26.
6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с
7. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.-М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. – 384 с.
8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал – технологии. - М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел-Синтез»», 2001 – 376 с.
9. Малышев К. Б. Психология управления. — М.: РегSе, 2ОО2
10. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности //Управление персоналом. 2002 г. - №7 – с. 35-37.
11. Мотивация персонала: методическое пособие /М.: ЗАО «МЦФЭР», 2005 –74 с.
12. Огарев Г. 25 законов управления людьми. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская А.Н. – М.: АЗЪ, 1995. -928 с
14. Пономарев И. Измерение мотивации //Управление персоналом. 2002 - № 11 – с 70-72
15. Попов В.П. Генезис мотивации //Менеджмент в России и за рубежом. 2003 г. - №3.- С 53-55.
16. Розанова В.А. Психология управления //Управление персоналом. 2001 г. - №5 – с 88-99.
17. Рысев Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.
18. Самоукина Н. В. Управление персоналом: российский опыт. — СПб.: Питер, 2ООЗ.
19. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.
20. Управление персоналом: курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект: Учеб. пособие /Под ред. А.Я.Кибанова.-М.: ИНФРА – М, 2003 – 431 с.
21. Управление человеческими ресурсами /Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
22. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персоналом – М.: ГроссМедиа, 2005.- 224 с.
23. Шеремет Н. Мотивация персонала: некоторые приложения к теории ожидания //Человек и труд. 2004 г. - №10 – с 80-81.
24. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам – М.: НОРМА, 2002. – 560 с.
Приложение 1
Анкета
«Изучение мотивации сотрудников»
Уважаемые коллеги! Руководство и служба персонала проводят анкетирование с целью разработки эффективной мотивации персонала. Ответьте на вопросы, предлагаемые в этой анкете. Ваши ответы обязательно будут учтены при построении системы мотивации в нашей компании.
Ф.И.О.________________________
Возраст_______________________
Образование___________________
Должность_____________________
Стаж__________________________
Семейное положение________________
Возраст и занятие ваших детей_________________________
Возраст и занятие Ваших родителей_____________________
1. Что повлияло на Ваш выбор своей профессии?
а) интерес
б) советы родителей
в) советы друзей
г) легкость с получением образования
д) случайность
ж) другое______________________
2. Каковы Ваши цели в жизни, как Вы их планируете? ______________________________
3. Какими результатами на предыдущем месте работы Вы можете гордиться? ______________________________
4. Какую пользу лично Вы могли бы принести нашей фирме? ______________________________
5. Как Вы считаете, что делает Вас конкурентоспособным при поступлении на новое место? ______________________________
6. Удовлетворены ли Вы своей работой?
а) да
б) нет
в) не знаю
7. Что следует изменить в вашей работе, чтобы она стала идеальной? ______________________________
8. Нравится ли Вам собственное рабочее место?
а) да
б) нет
в) не знаю
9. Велика ли степень ответственности, возложенная на Вас?
а) да
б) нет
в) не знаю
10. Какие из своих служебных обязанностей Вы выполняете с наибольшим удовольствием?________________
11. Через какое время после начала работы Вы начинаете ощущать первую усталость?____________________
12. Чувствуете ли Вы себя на работе в безопасности?
а) да
б) нет
в) не знаю
13. За что Вас чаще всего критикуют на работе? ______________________________
14. Опишите себя с помощью трех прилагательных ______________________________
15. Удобен ли для Вас график работы? Если нет, то, что следует изменить? ______________________________
16. Привлекает ли Вас сложная работа, требующая полной отдачи?
а) да
б) нет
в) не знаю
17. В какой области, специальности Вам интересно было бы попробовать свои силы? ______________________________
18. Вы чаще соглашаетесь с коллегами или спорите?______________________
19. Как Вы считаете, ценит ли Вашу работу руководитель? Коллеги? Подчиненные?__________________
20. Как Вы поступите, если обнаружите, что Ваш коллега фальсифицирует документ, отчет? ______________________________
21. Вносили ли Вы предложения по совершенствованию работы? Они внедрены? ______________________________
22. Удовлетворены ли Вы своим служебным ростом?
а) да
б) нет
в) не знаю
23. Имеется ли у сотрудников нашей фирмы возможность для обучения и повышения квалификации? ______________________________
24. Соответствует ли Ваша работа уровню Вашей квалификации? _______________
25. С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь в работе? ______________________________
26. Вы предпочитаете работать в одиночку или в коллективе? ________________
27. Укажите пять стимулов, в наибольшей степени мотивирующих Ваших коллег. ______________________________
28. Справедлива ли материальная оценка Вашего груда?
а) да
б) нет
в) не знаю
29. Ваше хобби? ______________________________
30. Назовите Ваши сильные и слабые стороны. ______________________________
31. Как Вы считаете, чего Вам недостает для достижения поставленных целей? ______________________________
32. Дружный ли у Вас коллектив?
а) да
б) нет
в) не знаю
33. Вам выделили премию в 3 тыс. долл. Ваши действия? ______________________________
Спасибо за ваши ответы!
Приложение 2
Тест «Т»
«Изучение темпераментных свойств персонала»
В каждой группе, состоящей из четырех высказываний, найдите одно, которое больше всего подходит вам. Отметьте это высказывание значком «+» в протоколе. На каждой строчке должен стоять только один такой знак. После окончания работы подсчитайте количество значков «+» по каждому столбику.
1.
А — Мое настроение часто меняется, меня легко можно вывести из себя.
Б — У меня почти всегда веселое, жизнерадостное настроение, которое обычно передается окружающим.
В — У меня обычно ровное настроение, меня трудно вывести из равновесия.
Г — У меня часто плохое настроение, я редко улыбаюсь и редко шучу.
2.
А — Я — активный человек, но не совершаю резких движений и жестов.
Б — Мои движения, жесты и речь замедленные, обычно я говорю тихим голосом.
В — Я быстро двигаюсь, имею торопливую речь, иногда начинаю суетиться.
Г — Мои движения, жесты и речь — замедленные, я — сдержанный человек, у меня ровный и сильный голос.
3.
А — При неудачах я обычно продолжаю работать, упорно двигаясь к цели, но искать новые подходы не люблю.
Б — При неудачах я бросаю работу или начинаю искать другие подходы.
В — При неудачах долго переживаю, волнуюсь, не могу продолжать работу.
Г — Быстро забываю о неудачах и продолжаю работу.
4.
А — Я быстро утомляюсь, люблю мечтать и фантазировать.
Б — Могу долго и напряженно работать, стараюсь все доделать до конца.
В — Предпочитаю работу, в которой можно достичь успеха.
Г — Я берусь за выполнение любой работы, часто проявляю инициативу.
5.
А — Обычно я бурно реагирую на замечания, спорю, оправдываюсь.
Б — Замечания выслушиваю спокойно, спорить не люблю, но могу повторить одну и ту же ошибку.
В — Внимательно выслушиваю замечания, ошибки сразу же исправляю.
Г — Тяжело воспринимаю любые замечания, нервничаю, переживаю, но спорить не люблю.
6.
А — Перед тем как приступить к делу, продумываю все заранее, тщательно планирую и рассчитываю.
Б — При возникновении затруднений в работе легко перестраиваюсь на достижение других целей.
В — Обычно сразу приступаю к делу, не задумываясь, что будет потом.
Г — Перед началом работы испытываю колебания и нерешительность, при неудаче могу все бросить.
7.
А — Долго раздумываю и размышляю перед тем, как принять решение.
Б — Попав в трудное положение, способен на импульсивный, необдуманный поступок.
В — Из-за своей медлительности часто затрудняюсь найти выход из положения.
Г — Обычно я быстро нахожу выход из затруднительного положения.