Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:22, контрольная работа
Актуальность. Одним из ведущих вопросов управленческой деятельности является учет закономерностей человеческого поведения при осуществлении определенных планов управления, так как из всех организационных ресурсов (финансовых, материальных и пр.) именно человеческий потенциал является основным ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности деятельности организации. В связи с этим мотивация персонала является неотъемлемой и важнейшей составляющей управления и тем более в управлении персоналом.
Введение
1. Сущность понятия мотивации персонала и ее составляющие
2. Методы мотивации персонала
3. Методика изучения мотивации персонала
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
(ФГОУ ВПО СибАГС)
Кафедра Управление персоналом
Курсовая работа по дисциплине:
«Система работы с персоналом в организации»
Мотивация персонала в организации
Выполнила:
Проверила:
Новосибирск 2006
Оглавление:
Введение
1. Сущность понятия мотивации персонала и ее составляющие
2. Методы мотивации персонала
3. Методика изучения мотивации персонала
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность. Одним из ведущих вопросов управленческой деятельности является учет закономерностей человеческого поведения при осуществлении определенных планов управления, так как из всех организационных ресурсов (финансовых, материальных и пр.) именно человеческий потенциал является основным ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности деятельности организации. В связи с этим мотивация персонала является неотъемлемой и важнейшей составляющей управления и тем более в управлении персоналом.
Одной из задач, стоящих перед службой персонала, - разработка мотивационных инструментов, применение которых позволит достичь поставленных целей. Понимание роли мотивационного механизма, овладение методикой диагностики, прогнозирования и планирование позволяет менеджеру осуществлять грамотное и полноценное стимулирование.
Мотивация персонала — один из важнейших и трудно изменяемых факторов, который следует учитывать при приеме на работу и при последующем построении системы руководства.
В каждой организации осуществляется воздействие на сотрудников для достижения главной цели компании и представляет собой совокупность методов стимулирования и вознаграждения сотрудников. На практике система мотивации реализуется через программы мотивации, которые включают в себя различные методы мотивации сотрудников, т.е. конкретные способы воздействия на сотрудников.
Мотивированный сотрудник более продуктивно трудится, лучше использует свои способности, новые возможности и технические средства, и тем самым затрачивает меньше энергии, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной работе всей организации. Поэтому современному менеджеру необходимы знания об особенностях мотивации и стимулирования подчиненных, теории и практики целенаправленного повышения эффективности деятельности.
Проблема мотивации персонала одна из центральных в управлении персоналом. Разработка этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Неудивительно, что мотивации посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен и др.).
Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты мотивации персонала в организации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические источники по проблеме мотивация персонала;
определить понятие мотивации;
изучить методы мотивации персонала;
рассмотреть методику изучения мотивации;
подобрать инструментарий для исследования.
Объект: система управления персоналом в организации.
Предметом исследования являются мотивация персонала в организации.
Методы исследования: интервью, анкетный опрос, тестирование, анализ документов.
Практическая значимость: выводы и рекомендации, разработанные по результатам проведённого исследования могут найти применение при совершенствовании или формировании системы мотивации персонала в организации.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Если задача в том, чтобы предприятие двигалось
вперед, главное – мотивировать сотрудников.
Ли Яккока, предприниматель
Для достижения организацией поставленных целей необходимо, чтобы каждый работник выполнял свою работу. Чтобы каждый работник стремился получить максимально возможный результат, необходимо наличие у него мотивации. Мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности и технические средства, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной работе всей организации.
В современных социально-экономических условиях возрастает роль и значение человеческого фактора, и поэтому нельзя не учитывать закономерностей человеческого поведения и связанной с этим мотивации.
Из выше изложенного следует, что мотивация является важным элементом, обеспечивающим выполнение работы, соответственно возникает вопрос: Что такое мотивация?[1]
Понятие «мотива» трактуется далеко не однозначно и употребляется для обозначения разных явлений: инстинктивных импульсов, биологических влечений, интересов, желаний, стремлений, идеалов, ценностных ориентаций и др. Под мотивом понимаются определенные побуждения к действиям.
Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.[2]
Сотрудники не всегда осознают, почему они поступают так, а не иначе. Но, несмотря на это, их поведение всегда определяется теми или иными мотивами. Итак, по своему существу термин «мотив» служит для обозначения побудительной силы, повода к действию.[3]
Также используется термин «мотивация». Обычно под ним понимают совокупность побудительных сил человеческой деятельности как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком.
Мотивация – совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.[4]
В другом источнике - мотивация – понятие, используемое для объяснения повседневных поведенческих действий, направленных на конечную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек. Это относится и к конкретному руководителю, участвующему в управлении.[2]
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Другой автор утверждает, что мотивация – сложное гипотетическое построение, предназначенное для объяснения и предсказания поведения человека. Мотивация – это внутренние силы, побуждающие работника к действиям, необходимым для выполнения работы, которые проявляются в поведении, в частности его характеристиках, как усилия, старание, настойчивость, добросовестность и инициатива. Мотивацию человека в организации можно представить в виде трех составляющих: потребности быть членом организации, желания выполнять свою работу и стремление к достижению лучших результатов в работе. Каждая из этих составляющих подчиняется определенной закономерности и по-разному проявляется в организации.[5]
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации.[6]
Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. (Рис. 1)
Рис. 1. Модель мотивации
Рассмотрим более подробно приведенные в схеме составляющие мотивации.
Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).
Потребность - это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.).
Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.
Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель
здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого
человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнений дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей.
Основными функциями мотивации являются:[7]
• побуждение к действию,
• направление деятельности,
•контроль и поддержание поведения.
Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человек действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованный. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:
Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.
Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.