Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:22, контрольная работа
Актуальность. Одним из ведущих вопросов управленческой деятельности является учет закономерностей человеческого поведения при осуществлении определенных планов управления, так как из всех организационных ресурсов (финансовых, материальных и пр.) именно человеческий потенциал является основным ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности деятельности организации. В связи с этим мотивация персонала является неотъемлемой и важнейшей составляющей управления и тем более в управлении персоналом.
Введение
1. Сущность понятия мотивации персонала и ее составляющие
2. Методы мотивации персонала
3. Методика изучения мотивации персонала
Заключение
Список литературы
Приложение
25% идет в резервный фонд на покрытие возможного перерасхода затрат на рабочую силу;
75% распределяется между руководством предприятия (25%) и рабочими (50%).
В целом по всей компаниям, использующим эту систему, процент доплат колеблется в пределах от 5 до 20 %.
Система “РАККЕРА”. По этой системе выплата премий за снижение издержек производства формально зависит от того, получила ли компания прибыль за истекший промежуток времени или нет. Объем премиального фонда определяется в виде доли от условно-чистой продукции. 25% общей суммы фонда отчисляется в резерв на покрытие возможного в будущем превышения издержек на рабочую силу. Остальная часть делится между работниками и администрацией. Там, где несколько бригад трудятся над выполнением одного задания, из этих бригад создаются единые советы по премиям, куда входят и работники вспомогательных служб, непосредственно участвующие в данной работе.
Участие в прибылях. Наиболее распространенной формой коллективного поощрения является так называемая система ”УЧАСТИЯ В ПРИБЫЛЯХ”. Сущность системы “участия в прибылях” заключается в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируется премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат ставится в зависимость от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Выплаты рабочим и служащим (в том числе и представителям высшей администрации) в порядке “участия в прибылях” не облагаются налогом. Таким образом, предприниматели поощряются государством к распространению этой системы. Во многих случаях “участие в прибылях” предусматривает выплату всей или части премии в виде акций.
В системе “участия в прибылях” премии начисляются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятий: повышение производительности труда и снижение издержек производства. Начисляются премии, как правило, пропорционально заработной плате каждого работника с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, а также склонность к сотрудничеству, верность фирме и т.п.
Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. Эта задача отнюдь не проста, так как ситуация в каждой фирме уникальна и, следовательно, премиальная система должна быть уникальной для каждого случая. Она также зависит от специализации персонала. Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему производственным рабочим на фирмах с динамичным производственным процессом, ориентированным, главным образом, на работу под заказ.
Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако, существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации:
премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;
премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа;
должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности;
работники должны чувствовать, что премия зависит дополнительных, а не нормативных усилий;
дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Чтобы достичь желаемых результатов необходимо правильно разрабатывать и применять методы мотивации в организации.
Итак, в данном пункте были рассмотрены методы мотивации персонала, а именно экономические, которые удовлетворяют материальные интересы работников, и неэкономические, обусловленные публичным признанием заслуг работников со всеми вытекающими отсюда последствиями, обогащением работы, участием в делах фирмы и др.
Для того, чтобы правильно, то есть эффективно мотивировать сотрудников необходимо оценить и изучить ее, а на основе этого выбрать наилучшую систему мотивации. В данной работе рассматриваются такие методы как анализ документов, интервью, анкетирование и тестирование.
Анализ документов
При приеме нового сотрудника руководитель и кадровый работник знакомятся с его резюме, в котором указаны пол, возраст и образовательный уровень специалиста. Уже на этапе знакомства с резюме кандидата можно прогнозировать наличие у него определенных потребностей и интересов и, следовательно, выстраивать, ориентированную на него систему мотиваторов в случае позитивного решения вопроса о приеме на работу.
Возраст как фактор мотивации
Возьмем за основу анализа три возрастные группы персонала и построим прогноз возможных мотиваторов для каждой из них.
Первую группу кандидатов в возрасте от 16-17 до 22-23 лет составляют студенты, практиканты, стажеры в период профессионального обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении, а также на рабочем месте.
Вторая группа кандидатов в возрасте от 23-24 до 35 лет — молодые специалисты после окончания учебных заведений, в начале профессиональной карьеры.
Третья группа кандидатов в возрасте от 36 до 60 лет - зрелые и опытные профессионалы.
Пол как фактор мотивации
Считается, что в профессиональной сфере половой фактор не имеет ведущего значения,[9] и тем не менее с некоторой вероятностью можно прогнозировать определенные различия в мотивации мужчин и женщин в компании.
Молодые мужчины и женщины предпочтут работать в гетерогенной команде, преимущественно состоящей из своих сверстников. Таким образом, работа в команде коллег своего возраста будет иметь для них мотивационное значение.
Зрелые мужчины чаще заинтересованы в карьере и заработной плате, женщины — в стабильности, позитивной атмосфере и возможности соблюдать своевременное окончание рабочего дня. Данные факторы также следует иметь в виду при построении мотивационной схемы для работников этой возрастной категории и половой принадлежности.
Образование как фактор мотивации
Если на работу в компанию приходит молодой специалист в возрасте до 35 лет, его потребность в постдипломном образовании будет высока.
Кроме того, если в резюме мы увидим, что сотрудник регулярно получал дополнительное образование на профессиональных семинарах и бизнес-тренингах, то скорее всего это человек с индивидуальной потребностью в обучении и повышении своего профессионального уровня. Таких сотрудников становится все больше и больше. Россия приближается к мировым стандартам постдипломного обучения, при которых в США до 9О % персонала проходят регулярные семинары и тренинги, а в Европе — до 60-7О % работающего персонала.[10]
Кроме резюме необходимо также проанализировать такие документы, как положение о премирование, если такое имеется в организации, штатное расписание, из которого можно сделать выводы об уровне оплаты и другие документы касающиеся мотивации персонала.
Интервью как метод выявления потребностей сотрудников
Интервью — это беседа руководителя или кадрового работника с конкретным сотрудником (или кандидатом) с целью выявления его интересов и потребностей.
В начале беседы необходимо установить коммуникативный контакт с человеком, с которым проводится интервью. Обычно общение начинается с доброжелательного приветствия и объяснения цели беседы. Важно, чтобы в начале разговора была установлена доверительная атмосфера общения и сотрудник открыто ответил на вопросы.
Для анализа будет использоваться стандартизованное интервью с сотрудником компании и будут обсуждаться такие вопросы:
• Довольны ли вы работой в нашей компании?
• Что вам больше всего нравится в нашей компании?
• Какие условия своей работы вы оценили бы позитивно?
• Как вы планируете свою карьеру?
• Какие перспективы роста были бы для вас привлекательными?
• Какие цели вы определили для себя в следующем году?
• Какие новые проекты и задачи вас привлекают?
• Что бы вам хотелось улучшить?
• Какие условия работы вам не нравятся и почему?
• Какие меры по изменению негативных условий работы вы могли бы предложить?
Подобные вопросы будут заданы при индивидуальном интервью.
В конце интервью необходимо поблагодарить сотрудников за общение. Кроме того, важно обозначить конкретные сроки, в течение которых сотрудник может ждать улучшения мотивационной среды компании (подразделения).
Для фиксации получаемой информации в ходе интервью необходимо вести запись беседы в записной книжке. В случае искренней и действительно доверительной атмосферы общения можно записывать разговор на диктофон.
Данный метод будет использоваться как дополнительный после проведения анкетирования необходимо уточнить и проверить различные моменты.
Проведение анкетирования с целью выявления мотивационного профиля сотрудников
Анкетирование — это опрос сотрудников при помощи специального бланка-анкеты, на котором сформулированы вопросы по выявлению их интересов и потребностей (Приложения 1).
Анкетирование будет выборочным, то есть определенная категория сотрудников. Анкета именная, для того чтобы понять какие именно мотивы у различных сотрудников.
Анкетирования будет проводится по обязательным правилам.
Во-первых, проявление открытости и доверия сотрудников при анкетировании зависит от того, как представил цели опроса анкетер. Также как в случае интервью, неправильно говорить о целях, которые важны непосредственно для отдела персонала. Необходимо правильно формулировать цели анкетирования.
Во-вторых, нежелательно отдавать анкеты сотрудникам для заполнения их дома. Чтобы получить максимально возможное число возвращенных анкет, желательно собрать их через 15-ЗО минут после раздачи, тогда будет обеспечен полный и оперативный сбор всех выданных анкет.
Рекомендуется также, чтобы каждый сотрудник заполнил анкету в присутствии анкетера. Если же анкетер выдал в подразделении (отделе, цехе) анкеты, с тем чтобы забрать их через полчаса-час, он может получить не индивидуальные, а общие ответы, которые люди договорились сформулировать после группового обсуждения. Замечено также, что если анкеты выдаются на дом, либо их заполняют всей семьей сотрудника, либо он поручает заполнить анкету супруге (супругу) или ребенку? Естественно, в этих двух случаях результаты анализа анкетирования будут неинформативными.
Анализ результатов анкетирования обычно проводится в процентном выражении.
Итак, преимущество анкетирования по сравнению с методом интервью заключается в оперативном сборе большого массива информации по выявлению мнений и позиций всех сотрудников или определенной группы относительно существующей или разрабатываемой системы мотивации.
В качестве недостатка анкетирования можно выделить тот факт, что при помощи этого метода удается собрать лишь поверхностную информацию о существующей или желаемой системе мотивации персонала. Поэтому, анкетирование будет проводиться вместе с такими методами, как интервью и тестирование.
Тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту.
Потребности сотрудника, кроме таких факторов, как воспитание, возраст, пол, образование и жизненный путь, определяются также его характером (психотипом). Выделяют следующие психотипы: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник, их можно выявить и оценить при помощи наблюдения. Однако для получения более достоверной оценки, особенно в случае разработки индивидуальных мотиваторов для ценных сотрудников компании и топ-менеджеров, рекомендуется применять соответствующие тесты (Приложение 2).
Предлагаемые тесты состоят из списка конкретных вопросов, при оценке которых используются определенные шкалы значений, обеспечивающие объективность получаемой информации о сотруднике. Вопросы объединены в разделы. Например, в тесте, направленном на оценку темперамента, имеются десять пронумерованных разделов.
К каждому тесту прикладывается протокол, в котором сотрудник фиксирует свои ответы, а также ключи, по которым следует обрабатывать результаты тестирования и формулировать оценки.
Позитивной стороной данного теста является то, что они позволяют получить оценку смешанных психотипов. Тест по оценке темперамента дает процентную оценку присутствия разных темпераментных качеств в характере сотрудника.
При тестировании сотруднику выдаются бланки вопросов и протоколов тестов. Тестирование проводится с обязательным присутствием кадрового работника, чтобы вопросы, непонятные для сотрудника, были сразу же прояснены.
Тестирование проходит в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы сотрудник отвечал без спешки, но и без слишком длительного, затянутого размышления.
Преимущества тестирования по сравнению с такими методами выявления и оценки интересов и потребностей сотрудников, как интервьюирование и анкетирование, заключаются в том, что этот метод позволяет оперативно, в сжатые сроки, собрать объективную информацию о сотруднике.