Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:03, курсовая работа
В работе изучены теоретические основы мотивации и определены методы мотивации; освещены состояние и проблемы мотивации труда в организациях АПК Республики Беларусь; оценено состояние мотивации труда на базовом предприятии; выявлены проблемы мотивации и проведен анализ системы управления организации; установлены возможные направления развития системы мотивации труда на базовом предприятии, внесены предложения по совершенствованию материального и нематериального стимулирования работников предприятия.
Введение……………………………………………………………….………..…4
1.Теоретические основы мотивации персонала…….………………………………………………………………….....6
1.1 Сущность, значение и эволюция развития теорий мотивации…………………………………………………………….……............6
1.2 Методы стимулирования и мотивации на предприятии и необходимость усиления мотивации в сельскохозяйственных организациях РБ…..………..16
1.3 Материальные методы стимулирования и мотивации…………..…………………………………………………………….17
1.4 Нематериальные методы стимулирования и мотивации………………………………………………………………………...19
2. Анализ мотивационной структуры трудовой деятельности персонала организации………………………………………………………………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «1-я Минская птицефабрика»…………………………………………………………………...21
2.2 Оценка состояния и выявление проблем мотивации труда на предприятии……………………………………………..................................23
3. Совершенствование системы мотивации персонала в организации……....29
3.1 Пути совершенствования материального стимулирования труда в ОАО «1-я Минская птицефабрика»…………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Материальное стимулирование
является важнейшей формой стимулирования
труда в современных условиях.
Основная форма материального
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Безусловно, что ни одна система материального вознаграждения не может полностью учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях. Существуют не только экономические (материальные) способы мотивации, но имеются и не экономические, к таковым относятся моральные способы.
Моральное стимулирование предполагает создание условий для формирования профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха); присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде; признание (личное и публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.). За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.; высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова); атмосфера взаимного уважения, доверия.
Моральные стимулы различны
для разных людей в зависимости
от социально-экономических
Оригинальным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Тем не менее, этот метод внутренне ограничен, ввиду того, что:
1) в организации число должностей высокого ранга ограничено;
2) продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, обычно, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для более эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием обе группы методов.
Далее хотелось бы охарактеризовать такое важное понятие как “стимул”. Cтимул – это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Стимулирование выполняет на предприятии важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. Оно принципиально отличается от мотивирования.
Сущность данного отличия в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.
1.3. Материальные методы стимулирования и мотивации
Важнейшее социально-экономическое
значение для каждого предприятия
в условиях рыночных отношений
приобретает выбор рациональных
форм и систем оплаты труда персонала.
Неэффективная или
Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. [15, с. 225].
Кроме зарплаты есть еще одно средство мотивации – внутрифирменные льготы:
1) оплата фирмой медицинских услуг;
2) страхование на случай длительной потери трудоспособности;
3) полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
4) предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
5) предоставление права
пользования транспортом
6)отпуск;
7) членство в клубах;
8) консультирование по юридическим, финансовым и другим проблемам;
9) питание во время работы;
10) другие расходы.
Еще один вид вознаграждения
- премиальные выплаты (бонусы). При
распределении среди
Практика мотивации сотрудников фирм с помощью подарков распространена, но при условии, что подарки соответствуют своему назначению. Подарки пусть и недорогие, способны стимулировать людей. Они понимают, что руководство видит в них не безликих работников, а замечает лояльность и усердие каждого. Также фирма может либо бесплатно предоставить свои товары и услуги, либо предложить за них значительную скидку.
1.4. Нематериальное стимулирование на предприятии
Учитывая важность и большое значение материальных методов стимулирования, нужно не забывать, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное – привлекательность труда, его творческий характер. [17, с. 321].
Нематериальные стимулы отличаются многообразием, они подразделяются на три группы: социальные, моральные, творческие. По нашему мнению, используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Что касается социальных стимулов,
то они связаны с потребностью
работников в самоутверждении, с
их стремлением занимать определенное
общественное положение, с потребностями
в определенном объеме власти. Эти
стимулы характеризуются
Моральные стимулы к труду
связаны с потребностями
Личное признание - особо
отличившиеся работники отмечаются
в специальных докладах высшему
руководству организации, им гарантируется
право подписи в документах, в
разработке которых они принимали
участие, такие работники по случаю
праздников и юбилейных дат персонально
поздравляются администрацией. Публичное
признание – широкое
К моральным стимулам также относятся похвала и критика.
По моему мнению, менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажно выделить возможные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Следует обеспечить разнообразие умений и навыков.
Необходимо обогащение труда – т.е. предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Работникам нужно дать ощущение признания используемых ими навыков.
Возможность постоянно совершенствоваться – важнейший стимул, позволяющий людям многие годы творчески выполнять одну и ту же работу на одном и том же предприятии. Необходимо постоянно повышать квалификацию сотрудников и организовывать для работников контакты с людьми, у которых можно чему-либо поучиться.
На сегодняшний день можно говорить о том, что на предприятиях аграрного сектора страны наиболее остро стоит проблема материального стимулирования, увязки экономических интересов работника и предприятия. В организациях АПК в системе оплаты труда работников существуют нерешенные проблемы, из которых главные:
1) низкий уровень заработной платы;
2) недостаточно развита стимулирующая функция. [17, с. 247].
2. Анализ мотивационной структуры трудовой деятельности персонала организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «1-я Минская птицефабрика».
ОАО «1-я Минская птицефабрика»
(Открытое акционерное общество «1-я
Минская птицефабрика») – сельскохозяйственное
предприятие промышленного
ОАО «1 – я Минская птицефабрика»
зарегистрировано Минским областным
исполнительным комитетом 05.05.2010 г. в
Едином государственном реестре
юридических лиц и
Основными направлениями деятельности птицефабрики являются:
В настоящее время общая площадь сельхозугодьев птицефабрики составляет 9491 га –, в т.ч. пашни –7842 га. Поголовье КРС составляет – 5896 гол., в т.ч. коров – 1804 гол., птицы взрослой – 1723,5 тыс. гол., молодняка – 530,9 тыс. гол., перепелов – 89,7 тыс. гол., поголовье кур- бройлеров 256,3 тыс.гол. Земельный участок предоставлен ОАО «1-я Минская птицефабрика» в постоянное пользование для ведения товарного сельского хозяйства на основании решения Минского райисполкома.
Основное направление деятельности организации— мясо-яичное животноводство, которое дает порядка 75 процентов выручки.
Среднесписочная численность производственного персонала ОАО «1-я Минская птицефабрика» на 01.01.2011 г. составляла 1744человек.
Ежедневное валовое
Уровень рентабельности в 2008 составил 13,6%, в 2009 –18,9%, в 2010 – 3,3%.
Уставный фонд кооператива составляет 4 000 000 руб.
Производственные ресурсы предприятия в динамике представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Производственные ресурсы базового предприятия
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2010г., % к 2009г. |
Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел. |
222 |
214 |
204 |
95,3 |
Производственные основные средства, млн.р. |
24,932 |
27,507 |
45,721 |
166,2 |
Оборотные средства, млн.р. |
60,088 |
71,034 |
93,521 |
177,3 |
Пашня, га |
5639 |
6217 |
7842 |
147,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Как видно из таблицы 3, основные производственные фонды и оборотные средства с каждым годом увеличиваются, в частности по сравнению с 2008 годом они возросли соответственно на 166,2 и 117,3% .
2.2 Оценка состояния и выявление проблем мотивации труда на предприятии
Мотивация труда
на предприятии может носить
материальный и нематериальный
характер. Однако наиболее значимым
для работников аграрной сферы
является материальное стимулирование.
Рассмотрим систему оплаты