Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 06:12, курсовая работа
Сегодня фактически все – и практики, и теоретики – имеют свое определение понятия "мотивация" (motivation). Как правило, в определение включают одно или несколько из приведенных далее слов: "страстное желание", "необходимость", "пожелание", "цели", "намерения", "потребности", "побуждения", "мотивы", "вознаграждение". С точки зрения этимологии можно проследить связь слова "мотивация" с латинским movere, что означает "побуждать".
5. Теории мотивации
Руководители всегда осознавали, что необходимо стимулировать людей к работе на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения. Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Все они пытаются найти ответ на один вопрос, как привлечь человека к эффективному труду. Главное во всех этих теориях - выяснение того, удовлетворение каких именно потребностей побуждает человека к активным действиям.
Различные теории мотивации можно подразделить на две группы: процессуальные (психоаналитические) и содержательные.
5.1 Процессуальные мотивации.
Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, руководитель должен установить, каковы потребности работника. В этом состоит цель содержательной теории мотивации. Из этой группы я кратко остановлюсь на трёх: теории иерархии потребностей А. Маслоу, теории двух факторов Ф. Герцберга и теории потребностей Ф. Мак-Клелланда.
Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологом Абрахамом Маслоу, утверждал, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека.
1. Физиологические потребности. Самый первый, базовый уровень в иерархии – физические потребности, соответствующие врожденным первичным потребностям. Как правило, удовлетворяются деньгами. Таким образом, здесь следует исползовать материальные стимулы (заработная плата, премии). Примерами могут служить голод, жажда, сон и секс. В соответствии с теорией, как только эти потребности удовлетворены, они перестают мотивировать человека. Например, голодный человек будет стараться получить морковку, которая находится в пределах досягаемости. Однако, съев ее, человек не станет стремиться достать еще одну, и потребуется мотивация на более высоком уровне потребностей.
2. Потребность в безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом поиска безопасности. Это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.д. И все-таки, как и в случае с физиологическими потребностями, если потребность в безопасности удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором.
3. Социальные потребности. Третий, средний уровень потребностей в общем соответствует потребностям в принадлежности. Потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку со стороны окружающих, доброжелательное отношение людей. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение коллег.
4. Потребность в признании. Уровень потребности в уважении включает более высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут рассматриваться: потребность испытывать чувство собственной значимости и нужности предприятию, потребность во власти, достижениях и статусе, желание видеть уважение окружающих.
5. Потребность в самовыражении. Стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.
Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хоты бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворенны базовые – 1 и 2 ступеней.
В унисон этому звучит мысль А. Морита: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею».
В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Например, не учитываются индивидуальные особенности людей; влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; она настаивает на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу - вверх; считает, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.
Ф. Мак – Клелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребности во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней, но уже без иерархичности.
Потребность власти – это желание воздействовать на других людей. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, т.к. оно даёт возможность проявить и реализовать себя.
Потребность успеха (достижения)удовлетворяется
процессом доведения работы до успешного
завершения. Такие люди рискуют умерено,
любят брать на себя личную ответственность
за поиск решения проблемы. Поэтому
таких людей можно
Люди с потребностью в причастии заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая даёт им возможность общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является двухфакторная модель Ф. Герцберга. Автор показал, что на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем, эти состояния друг с другом не связаны, и факторы, влияющие на одно, совершенно не обязательно должны воздействовать на другое.
Эту модель он предложил во второй половине 50-х годов, выделив две группы факторов:
К первым относятся:
Эти факторы, если достаточны,
всего, лишь не дают развития чувству
неудовлетворённости у
Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа): ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей (делового и творческого роста).
Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда , когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией
Маслоу. Гигиенические факторы
Рассмотренные теории сосредотачивают внимание на факторах, которые побуждают действовать и стимулировать деятельность. Эти факторы включают мотивы, потребности и побуждения.
5.2 Процессуальные теории
Вторая группа теорий –
процессуальные теории – ориентирована
на процесс и концентрирует
Наиболее известные теории процесса:
Он считал, что помимо осознанных потребностей, людьми движет надежда на справедливое вознаграждение. Степень его желательности, удовлетворенности или неудовлетворенности им, получила название валентность. Если вознаграждение желаемо, имеет ценность, то валентность положительна; если отношение к нему негативное - валентность отрицательна; если же безразличное - нулевая.
Причем, валентность весьма субъективна, и для разных людей неодинакова. Это очень хорошо видно на примере заработной платы, ту или иную величину которой одни считают недостойной, а другие готовы трудиться ради нее с утра до ночи.
Представление людей о
том, в какой мере их действия приведут
к определенным результатам, получило
название ожидания. Оно может относиться
к возможности выполнения какой-то
работы и возможности получения
за нее справедливого
Ожидание зависит от психологии личности, ее опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности. Оно оказывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению поставленной цели. Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1.
Итоговая оценка, определяющая
степень мотивированности человека
к определенной деятельности, интегрирует
в себе оценки вероятности того,
что, во-первых, работник сможет справиться
с поставленной задачей (ожидание того,
что усилия дадут желаемые результаты);
во-вторых, его успех будет замечен
руководителем и должным
Мотивация =Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты * Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение * Ожидаемая ценность вознаграждения (валентность).
Если значение любого из этих трех факторов будет мало, то будет слабой и мотивация и низки результаты труда.
Модель мотивации по В. Вруму Действие этой теории можно рассмотреть на следующем примере:
Руководитель предложил
работнику выполнить сложную
и срочную работу. Так как работа
трудная и на ее выполнение мало
времени, ожидание результатов со стороны
работника может быть низким (0,1).
Но при этом руководитель намекнул,
что завершение задания может
означать повышение, в котором работник
очень заинтересован. В этом случае
валентность может быть высокой
(1), так как для работника
Однако поскольку руководитель не сказал, что повышение - уже решенный вопрос, а только намекнул, то реальное ожидание этого вознаграждения может быть не очень высоким (0,5). Таким образом, усилия человека, прилагаемые к выполнению данного задания, можно определить следующим образом:
Прогнозируемый стимул к работе = 0,1 * 1,0 * 0,5 = 0,05
Учитывая, что максимальный результат равен 1, можно предположить возникновение проблемы мотивации в связи с выполнением задания.
Применяя эту теорию на практике, следует иметь в виду, что наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели к получению вознаграждения.
Следует иметь в виду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному. Поэтому руководитель должен сопоставлять предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и приводить их в соответствие. Следует установить твёрдое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Дж. Адамса. Последний утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Справедливость определяется из сопоставления текущей оценки с предыдущими, а также с оценками аналогичных достижений других людей. Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он чувствует себя удовлетворенным и будет проявлять активность. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затраченные усилия.