Мотивация как функция управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Необходимость побуждать людей работать на организацию − во все времена являлась важнейшей функцией руководителя. Однако долгое время считалось, что для эффективного выполнения этой задачи достаточно простого материального вознаграждения. В настоящее время подавляющим числом менеджеров осознаётся, что материальное вознаграждение, хотя и один из самых успешных мотивационных факторов труда работников организации, но далеко не единственный. Кроме того, во многих ситуациях этот фактор не является наиболее эффективным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Мотивация как функция управления 4
1.1. Понятие мотивации в управленческой науке
1.2. Современные теории мотивации и их применение 6
2. Содержательные теории мотивации 10
2.1. Иерархия потребностей по Маслоу 10
2.2. Теория потребностей Мак Клелланда 13
2.3. Двухфакторная теория Герцберга 15
2.4. Сопоставление различных теорий потребностей 17
3. Процессуальные теории мотивации 19
3.1. Теория ожиданий 19
3.2. Теория справедливости 22
3.3. Модель Портера − Лоулера 24
Заключение 26
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Теория управления Мотивация-11.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают. 

     2.4. Сопоставление различных  теорий потребностей

     Теория  мотивации Герцберга имеет много  общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (табл. 2.2).

Табл. 2.2

Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга

Теория Маслоу
    Теория  Герцберга
1. Самовыражение

2. Уважение

1. Мотивирующие факторы
3. Социальные потребности

3. Потребности в безопасности и уверенности в будущем

5. Физиологические потребности

2. Гигиенические факторы
 

     Однако, в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

     Основные  характеристики моделей Маслоу, Мак Клелланда и Герцберга сопоставлены в табл. 2.3. 

Таблица 2.3

Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга

Теория  Маслоу
1. 
 

2. 

3.

Потребности делятся  на первичные и вторичные и  представляют пятиуровневую иерархическую  структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры

После того как  потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

Теория  Мак Клелланда
1. 

2.

Три потребности, мотивирующие человека, − это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность)

Сегодня особенно важны эти потребности высшего  порядка, поскольку потребности  низших уровней, как правило, уже  удовлетворены

Теория  Герцберга
1.

2.

3. 
 

4.

Потребности делятся  на гигиенические факторы и мотивации

Отсутствие гигиенических факторов дает всего лишь развитие неудовлетворенности работой

Мотивации, которые  примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак Клелланда, активно воздействуют на поведение человека

Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы

 

 

3. Процессуальные теории мотивации

     Содержательные  теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

     Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера − Лоулера. 

     3.1. Теория ожиданий

     Теория  ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Кроме того, человек надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Этот принцип и определяет процесс ожидания.

     Ожидания  рассматриваются, как оценка личностью вероятности определенного события. Первоначальные ожидания события (предвкушение) зачастую психологически более значимы, чем само событие. В детстве ребенок выполняет простую работу, мечтая о похвале взрослых. Большинство людей ожидают, материальное вознаграждение или моральное, причем для части людей большую ценность имеет моральная оценка близких, а для части − то, что скажут и подумают о нем чужие люди.

     При анализе мотивации к труду  теория ожидания выделяет важность трех взаимосвязей:

    1. затраты труда − результаты;
    2. результаты − вознаграждение;
    3. валентность (удовлетворенность вознаграждением).

     Ожидания  в отношении затрат труда − результатов (3 − Р) − это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

     Если  люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.

     Ожидания  в отношении результатов − вознаграждений (Р − В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

     В этом случае, так же как и в  предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.

     Третий  фактор, определяющий мотивацию в  теории ожидания, − это валентность, или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

     Если  значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (она показана и на рис. 2.4):

Мотивация = Е − Р

Р − О
Валентность.

 

Рис. 2.4. Модель мотивации по Вруму 

     Менеджерам, которые стремятся усилить мотивацию рабочей силы, теория ожиданий предоставляет для этого различные возможности.

     Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают  по-разному. Следовательно, руководство  организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.

     Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение  между достигнутыми результатами и  вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.

     Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, чего ожидает от них руководство.

     Анализируя  эту проблему, Стерлинг Ливингстон, известный своими работами в области  теории и практики управления, отмечает: «Взаимоотношения начальников и подчиненных во многом определяются тем, чего ожидают начальники от них. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если же его ожидания не слишком велики, то и производительность, скорее всего, будет низкой. Все происходит так, как если бы был такой закон, что результативность труда подчиненных должна соответствовать ожиданиям начальника. Мощное воздействие, оказываемое ожиданиями одного человека на поведение другого, давно уже признано физиологами и бихевиористами, а с недавних пор и педагогами. Но идею о том, что ожидания руководства могут оказывать заметное воздействие на результативность работы одного человека или целой группы подчиненных, до последних лет поддерживала только узкая группа специалистов».

     Следует помнить, что работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставленной задачи.

     Экспериментальные исследования также обычно свидетельствуют в пользу теории ожиданий. 

     3.2. Теория справедливости

     Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

     Люди  могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.

     Основной  вывод теории справедливости для  практики управления состоит в том, что, до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

     Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое (из-за того, что другой человек, выполняющий аналогичную работу, получает больше), будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что, когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.

     В некоторых организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне. К сожалению, это не только трудно сделать технически, но и заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет. Кроме того, если сохранять размеры заработков сотрудников в тайне, то (как это следует из теории ожидания) организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе. 

     3.3. Модель Портера − Лоулера

     Лайман  Портер и Эдвард Лоулер разработали  комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, показанной на рис. 3.1 фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. 

 

Рис. 3.1. Модель Портера − Лоулера 

     Согласно модели Портера − Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера − Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Информация о работе Мотивация как функция управления предприятием