Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа
Целью работы является анализ и совершенствование системы мотивации персонала на предприятии ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Исследовать теоретические основы мотивации персонала на предприятии: определить сущность мотивации, ее методы;
• Изучить зарубежный и отечественный опыт используя мотивации на предприятиях;
Введение 3
1. Теоретические основы мотивации, как функции управления организацией 5
1.1. Понятия и сущность мотивации персонала 5
1.2. Методы мотивации и стимулирования 7
1.3. Отечественный и зарубежный опыт мотивации персонала 10
2. Анализ системы мотивации персонала на примере ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели функционирования 15
2.2. Исследование мотивации сотрудников предприятия ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ» 25
3. Совершенствование мотивации персонала в ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ» 32
Заключение 36
Список литературы 39
Нормативно-методическое обеспечение
системы управления персоналом — это
комплекс документов, организационно-
К числу такого рода документов в первую очередь относятся:
Так, на предприятии численность сотрудников предприятия составляет 2880 человек, в том числе рабочих – 2156 человек. На заводе действует собственный учебный центр, который организует повышение квалификации руководителей и специалистов, а также рабочих. За 2010 год прошли повышение квалификации 227 руководителей и специалистов, обучились по программе «Эффективное управление бригадой» 144 человека. Обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации прошли 83 человека. Подготовку к очередной проверке знаний обслуживающего персонала – 1325 человек
Оценка удовлетворенности сотрудников ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ» условиями труда проводилась по таким значимым параметрам, как:
В рамках оценки уровня удовлетворенности работой в целом стояла задача определить, что беспокоит, что вызывает чувство гордости, насколько привлекательно предприятие в качестве места работы, какие причины могут побудить сменить работу, что может позитивно повлиять на выполнение работы.
Наиболее всего работников предприятия беспокоят следующие факторы (рисунок 2.4):
Рисунок 2.4 – Факторы, вызывающие наибольшее беспокойство в работе
Как видно из рисунка 2.4 в основном респондентов беспокоят в работе такие факторы, как несправедливое распределение материального вознаграждения, плохие условия труда и частые сбои производственного процесса.
О том, насколько привлекательно предприятие в качестве места работы, с точки зрения самих работников, можно судить из рисунка 2.5
Рисунок 2.5 – Уровень привлекательности завода для разных возрастных категорий
Большинство работников завода считают предприятие хорошим местом работы, в особенности для молодого поколения.
Респонденты, как видно из рисунка 2.6, по разному относятся к своему месту работы.
Рисунок 2.6 - Отношение респондентов к своему предприятию
Большинство респондентов испытывают чувство удовлетворения в связи с тем, что работают на исследуемых предприятиях.
Меры, способные, по мнению работников, позитивно влиять на выполняемую работу, представлены на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 - Меры, способные оказывать позитивное влияние на выполняемую работу
Привлечение
на вакантные должности
Вместе с тем, сами работники порой не в полной мере устремлены на продвижение по служебной лестнице, полагая, что только сам руководитель должен решать этот вопрос. Компания делает огромную работу для развития и самореализации персонала. На предприятии работает программа «Кадровый резерв». Каждый сотрудник может попасть во внутреннюю базу данных, заполнив анкету и пройдя плановую оценку. Также существует программа «Мобильный персонал», сориентированная на подготовку специалистов для работы на других предприятиях холдинга. Надо лишь проявить активность и целеустремленность. Руководителям подразделений, которые по тем или иным причинам не видят в коллективе сотрудников, подходящих на ту или иную должность, также стоит обратиться к программе «Кадровый резерв».
По вопросу оценки возможностей повышения квалификации получена неоднозначная картина. С одной стороны более 20 % респондентов обучаются и повышают свою квалификацию за счет предприятия, а 21% делают это самостоятельно. С другой стороны почти треть респондентов либо затруднились ответить на этот вопрос либо не желают учиться и повышать свою квалификацию (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 - Оценка работниками возможностей повышения квалификацией
По мнению
большинства респондентов, позитивно
повлиять на качество выполняемой работы
могут в первую очередь повышение
заработной платы, улучшение условий
труда и оснащения рабочего места,
а также обучение.
Система мотивации существует практически на каждом предприятии. Однако с ее помощью многим предприятиям не удается добиться желаемых целей: повысить производительность труда, заинтересовать в результатах деятельности рядовых сотрудников и т. д. В большинстве случаев причина подобных неудач в том, что система мотивации не учитывает особенностей конкретного предприятия: либо она сделана «по учебникам», либо досталась предприятию от прошлого периода, либо заимствована у компаний-конкурентов, сумевших добиться неплохих результатов. Копируя некоторые фрагменты системы стимулирования персонала, менеджеры не задумываются о том, что система мотивации каждого предприятия должна разрабатываться с учетом его специфики и особенностей персонала.
Исходя из мировых тенденций и с учетом российской специфики, для обеспечения эффективности системы мотивации труда персонала промышленного предприятия необходимо соблюдение следующих положении:
- создание условий для
- использование
- формирование новых рыночных
ценностей труда, разделяемых
всеми участниками
- гибкое и адаптивное
На основе проведенного исследования обоснованы следующие приоритетные направления совершенствования системы мотивации персонала предприятия:
1. Доступность
для персонала принятой
2. Оперативный
информационный обмен данными
внутри предприятия о работе
персонала. Он позволит
3. Индивидуальный подход к мотивации каждого сотрудника. У различных сотрудников разные цели и желания, а значит, им необходимо предоставить разные возможности для работы и профессионального роста. Чтобы повысить мотивацию, необходимо найти индивидуальный подход к каждому подчиненному. Один из способов – делегирование полномочий, целей и задач каждому сотруднику при разработке общего плана или проекта. Другой способ – предоставить подчиненным возможность самостоятельно вырабатывать собственные стратегические задачи и планы.
4. Мотивация
знаниями. Чтобы добиться
5. Постоянный мониторинг и контроль уровня мотивации. Только рационально оценив уровень мотивации, возможно эффективно управлять персоналом. Не имея данных об уровне мотивации, не возможно улучшить этот показатель.
6. Необходимо осуществлять поиск и прием людей с внутренней мотивацией. При приеме сотрудников, менеджеры, как правило, интересуются уровнем их компетенции. Однако именно отношение к труду определяет мотивацию, которая в свою очередь оказывает основное влияние на стремление сотрудника к обучению и к качественной работе.
7. Мотивация доверием. Руководители убеждены, что контроль – их прерогатива. Но контроль может быть и мотиватором. Основная идея этого метода состоит в том, чтобы предоставить сотрудникам возможность самостоятельно принимать решения по всем вопросам, которые не требуют централизованного контроля.
8. Правильный
подход к мотивации отдельных
людей за совокупный вклад
группы. При командной работе
индивидуальные результаты
9. Мотивация
персонала его внешними
Совершенствование системы мотивации персонала предприятия подразумевает перестройку структуры мотивирующих факторов. Методы могут варьироваться от создания системы внутрикорпоративных мероприятий до изменений корпоративной культуры или структуры бизнес-процессов (расширение полномочий определенных групп сотрудников, изменение системы контроля).
Главная задача
изменений состоит в том, чтобы
новая система мотивации
1. Каждый сотрудник должен четко представлять, каких результатов работы ждет от него руководство, и осознавать значимость своего труда как ценного вклада в общие результаты деятельности предприятия.
2. За хорошую
работу работник должен
3. Каждый сотрудник
должен иметь возможность
4. Последнее
и самое сложное для
В общем, система мотивации труда на предприятии играет одну из ведущих ролей из всех внутренних факторов влияющих на развитие предприятия, организации. Самое верное стимулирования работников и удачное мотивирования к производственной деятельности дает внутренний толчок для более эффективного производства и с остальными более эффективного функционирования предприятия.
Основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования, позволяют сделать нижеследующий ряд выводов.
1. В условиях
рыночной экономики
Информация о работе Мотивация, как функция управления организацией