Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:07, курсовая работа
Осуществляемые в стране реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой мотивации, хотя оценка состояние дел в сфере труда – необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 5
1. Кризис трудовой мотивации и его последствия
5
2. Экономические категории системы мотивации и стимулирования труда
10
3. Концепция системы трудовой мотивации работников предприятия
16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 20
1. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда
20
2.2. Методика системы оценки труда на предприятии
25
3. Методика системы трудовой мотивации на предприятии 29
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
ЗАО «КУРСКИЙ ЗАВОД «АККУМУЛЯТОР» 33
3.1. Социально – экономическое состояние ЗАО
«Курский завод « Аккумулятор» 33
3.2. Разработка системы трудовой мотивации на ЗАО КЗА
36
3.3. Система трудовой мотивации специалиста ОТИЗ ЗАО КЗА 45
Таблица 7
Разряды по степени сложности и важности выполнения работ ЗАО КЗА
|Описание
разряда |Должности |
|1 |2 |
|Самая высокая степень сложности, |Разряд
6 |
|самостоятельности и разнообразия. Требует
|Генеральный директор, |
|высокого уровня образования в области
|директор по экономике и |
|управления и опыта работы на руководящих
|финансам, начальник |
|должностях. Ответственность за развитие
|юридического отдела, |
|предприятия и его результаты. |главный
бухгалтер, |
| |главный инженер |
|Высокая степень сложности, |Разряд 5 |
|самостоятельности и разнообразия. Требует
|Начальник ПДО, |
|высокого уровня специального образования
|начальник планово – |
|(ВУЗ), опыта работы. Аналитического |экономического
отдела, |
|мышления и навыков общения. Высокая |начальник
отдела |
|степень самостоятельности и инициативы.
|кадров, |
|Ответственность за развитие и результаты
|начальник отдела сбыта, |
|функции (направления) |начальник ОМТС,
|
| |начальник ОТИЗ, ФО, ТО, |
| |ОВЭС, |
|Достаточно сложная работа, требующая
|Разряд 4 |
|самостоятельности в рамках согласованных
| |
|целей. Требует высокого уровня общения
и | |
|специального образования. Аналитическое
|Заместители начальников |
|мышление и навыки общения. |отделов, начальники
|
|Ответственность за результаты |цехов
по производству |
|подразделения. | |
|Достаточный уровень самостоятельности
и | |
|инициативы. | |
Продолжение таблицы 7
|1
|2 |
|Работа средней сложности, выполняется
под |Разряд 3 |
|общим руководством в рамках согласованных
|Специалисты по |
|целей. Требует высокого / среднего уровня
|экономике, продажам, |
|общего и специального образования. |бухгалтерскому
учету, |
|Ограниченный уровень самостоятельности
и |маркетингу; мастера |
|инициативы. | |
|Работа достаточно простая и в основном
|Разряд 2 |
|повторяющаяся. Требует среднего уровня
|Секретари, бригадиры, |
|общего образования и определенной |служба
охраны |
|специальной подготовки. Ответственность
за| |
|собственные результаты и развитие, а
также| |
|за оборудование. Низкий уровень | |
|самостоятельности и инициативы. | |
|Работа очень простая и повторяющаяся.
|Разряд 1 |
|Требует среднего общего образования
и |Рабочие – сдельщики, |
|специальной подготовки на рабочем месте.
|рабочие – повременщики, |
|Ограниченная ответственность за |уборщики,
охрана, |
|собственные результаты и развитие, а
также|водители, ученики |
|за оборудование. Минимальный уровень
| |
|самостоятельности и инициативы. | |
Для разработки сетки соотношений в оплате труда необходимо выявить, какие критические факторы наиболее значимы, а какие наименее значимы. С этой целью применим бальный метод оценки работы работников ЗАО КЗА.
Разработанная нами матрица показывает, какое количество балов соответствует субфактору и каждому уровню важности.
Баллы распределены таким образом, чтобы можно было определить значимость и весомость того или иного фактора, т.е. как пропорционально – минимум 25% от максимального числа баллов по каждому фактору, низкий уровень – 50%, средний – 75%, так и непропорционально – минимум – 10%, низкий уровень – 35% и средний – 60% от максимального числа баллов по каждому фактору.
Самому
наиболее важному субфактору присваивается
максимальное число баллов и таким
образом можно определить значение
каждого фактора и его
Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8
Матрица баллов ЗАО КЗА управленческих и инженерных работников
|Критические
факторы |Уровни |
| |минимальный |низкий|средний|Высокий|
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1.Степень специализации: | | | | |
|Однородная узкоспециализированная;
|10 |20 |30 |40 |
|Разнородная по отдельным разделам | |
| | |
|определенной сферы; |15 |30 |45 |60 |
|Разнородная по всему кругу задач | | |
| |
|подразделения |25 |50 |75 |100 |
|2. Степень самостоятельности | | | | |
|выполнения работ: | | | | |
|Выполнение работы: под |20 |40 |60 |80 |
|непосре3дственным руководством | | | |
|
|начальника; | | | | |
|В полном соответствии с инструкцией|28
|56 |85 |115 |
|или под общим руководством; | | | | |
|Полностью самостоятельно |40 |80 |120 |160 |
|3.Степень ответственности: | | | | |
|Ответственность: только за свою |28 |54
|68 |90 |
|работу; |48 |96 |120 |160 |
|За работу группы |60 |120 |150 |200 |
|За весь коллектив подразделения | | | |
|
|Степень новизны: | | | | |
|Работа: регулярно (в течение | | | | |
|квартала) повторяемая; |28 |55 |85 |120 |
|Нерегулярно повторяемая; |42 |85 |125 |180 |
|Вновь начинаемая |70 |140 |210 |300 |
|Степень творчества: | | | | |
|Труд: технический; |45 |90 |135 |180 |
|Формально – логический; |65 |125 |190 |250 |
|Творческий |90 |180 |270 |360 |
|Итого | | | |1960 |
Так как численность работников ЗАО КЗА значительна (около 4000 человек), то матрица баллов будет разделена на две: одна для управленческих и инженерных работников, другая для рабочих. Результаты расчетом для рабочих представлены в таблице 9.
Таблица 9
Матрица баллов ЗАО КЗА рабочих
|Критические
факторы |Уровни |
| |минимальный|Низкий |средний|Высокий|
|Физическая нагрузка: труд | | | | |
|простой ручной; |5 |5 |8 |10 |
|механический; |6 |9 |12 |15 |
|автоматизированный |13 |25 |37 |50 |
|Умственная нагрузка: Труд | | | | |
|Технический; |5 |7 |13 |13 |
|Формально – логический; |7 |10 |15 |20 |
|Творческий |20 |35 |50 |65 |
|Навыки и сноровка: | | | | |
|Владеет лишь основными операциями; |8
|12 |20 |25 |
|Свободно владеет всеми операциями |30
|60 |90 |120 |
|4.Обучение навыкам профессиональное|
| | | |
|обучение, опыт работы: | | | | |
|Имеет лишь основы профессиональных |10
|18 |27 |36 |
|знаний; | | | | |
|Знаний достаточно для выполняемой |13
|23 |35 |45 |
|работы, но запас незначителен; |45 |90 |135
|180 |
|Владеет профессией в совершенстве | |
| | |
|5.Воздействие окружающей среды: | | | | |
|Условие труда: хорошие; |12 |22 |35 |45 |
|Удовлетворительные; |17 |33 |50 |67 |
|Неудовлетворительны |55 |110 |165 |220 |
|Производительность труда и качество|
| | | |
|труда: Низкие |23 |45 |66 |87 |
|Средние |38 |75 |110 |145 |
|Высокие |48 |90 |135 |175 |
|Очень высоки |75 |150 |220 |290 |
|Итого | | | |1725 |
На основе матрицы баллов разработаем факторно – критическую модель оценки сложности выполнения работ. Данная модель также будет разбита на две: для управленческих и инженерных работников и для рабочих. Эта модель позволит определить коэффициент сложности выполнения работ (см. формулу 2).
Результаты расчетов представлены в таблице 10 и 11.
Таблица 10
Факторно – критическая модель оценки сложности управленческих и инженерных работ
|Фактор
сложности |Весомость |
|работ |фактора | |фактора |
|Степень |0,10 |Работа: однородная |0,4 |
|специализации | |узкоспециализированная;
| |
| | |Разнородная по отдельным |0,6 |
| | |разделам определенной сферы; |1,0 |
| | |Разнородная по всему кругу | |
| | |задач подразделения | |
|Степень |0,20 |Выполнение работы: под | |
|самостоятельности| |непосредственным
руководством|0,5 |
|выполнения работ | |начальника; | |
| | |В полном соответствии с |0,7 |
| | |инструкцией или под общим | |
| | |руководством; |1,0 |
| | |Полностью самостоятельно | |
|Степень |0,25 |Ответственность: только
за |0,45 |
|ответственности | |свою работу; | |
|(в зависимости от| |За работу группы |0,8
|
|уровня | |(подразделения); |1,0 |
|руководства) | |За весь коллектив | |
|Степень новизны |0,30 |Работа: регулярно
(в течение |0,40 |
| | | | |
| | |квартала) повторяемая; |0,60 |
| | |Нерегулярно повторяемая; |1,0 |
| | |Вновь начинаемая | |
|Степень |0,33 |Труд: технический; |0,5 |
|творчества | |Формально – логический;
|0,7 |
| | |Творческий |1,0 |
|Производительност|0,38 |Низкие |0,4 |
|ь труда и | |Средние |0,5 |
|качество труда | |Высокие |0,65 |
| | |Очень высокие |0,8 |
Значение каждого субфактора определяется в процентах от максимального балла по каждому их факторов. Например, для степени специализации: 1) однородная узкоспециализированная – 40 / 100% = 0,4;
2)
разнородная по отдельным
0,6;
3) разнородная по всему кругу задач подразделения – 100 / 100% = 1,0
Таблица 11
Факторно – критическая модель оценки сложности для рабочих
|Фактор
сложности |Весомость |
|работ |фактора | |фактора |
|Физическая |0,1 |Труд: простой ручной; |0,2
|
|нагрузка | |Механический; |0,30 |
| | |Автоматизированный |0,35 |
|Умственная |0,20 |Труд: технический; |0,2
|
|нагрузка | |Формально – логический; |0,3
|
|(ответственность, | |Творческий |0,35 |
|внимание) | | | |
|Навыки и сноровка |0,25 |Владеет лишь основными
|0,2 |
| | |операциями; |0,35 |
| | |Свободно владеет всеми | |
| | |операциями | |
|Обучение навыкам, |0,30 |Имеет лишь основы
|0,2 |
|профессиональное | |профессиональных
знаний; | |
|обучение, опыт | |Знаний достаточно для
|0,25 |
|работы | |выполняемой работы, но запас
| |
| | |незначителен; |0,35 |
| | |Владеет профессией в | |
| | |совершенстве | |
|Воздействие |0,33 |Условие труда: хорошие;
|0,2 |
|окружающей среды | |Удовлетворительные;
|0,3 |
| | |неудовлетворительные |0,35 |
|Производительность|0,38 |Низкие |0,3 |
|труда и качество | |Средние |0,5 |
|труда | |Высокие |0,6 |
| | |Очень высокие |0,7 |
На основании полученных таблиц составляется сетка соотношений в оплате труда работников ЗАО КЗА путем умножения весомости фактора на его значимость. Диапазон сетки рассчитан таким образом, чтобы работники стремились повысить свою производительность и качество труда, свой профессионализм.
Результаты представлены в таблице 12
Таблица 12
Сетка соотношений в оплате труда работников разных квалификационных групп (К) ЗОА КЗА
|разряды
|Квалификационные группы
| | |
| | |
| | |
|вилка | |
|значений | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
| |0,5-0,59 |0,55-0,67|0,65-0,78|0,75-0,
| |Кср=0,54 | | | |Кср=1,10 | |
| | |Кср=0,61 |Кср=0,715|Кср=0,79 | |Кср=1,44 |
|1 |X |X | | | | |
|2 | |X |X | | | |
|3 | | |X |X | | |
|4 | | | |X |X | |
|5 | | | | |X |X |
|6 | | | | | |X |
Для стимулирования работников к повышению производительности труда в данной системе применяются повышающие и понижающие коэффициенты.
В таблице 13 представлены повышающие и понижающие коэффициенты, разработанные с учетом интересов предприятия для каждого работника.
Таблица 13
Повышающие и понижающие коэффициенты
|№
|Наименование показателей |
|п./п.| |енты |
| |Повышающие показатели | |
|1 |Перевыполнение производственного
задания |0,3 |
|2 |Отсутствие брака выпускаемой продукции
|0,15 |
|3 |Оказание практической помощи молодым
рабочим |0,1 |
Продолжение таблицы 13
|1
|2 |3 |
|4 |Освоение новой техники и новых технологических
процессов|0,15 |
|5 |Экономия сырья и материалов |0,3 |
|6 |Проявление инициативы в выполнении
общих задач |0,2 – |
| |подразделения и полученной работы,
высокий |0,5 |
| |профессионализм и эффективность труда
| |
|7 |Увеличение прибыли |0,3 |
| | | |
| |Понижающие коэффициенты | |
|1 |Несвоевременное выполнение обязанностей,
предусмотренных|0,3 |
| |должностными инструкциями | |
|2 |Нарушение правил безопасности |0,2 –
|
| | |0,4 |
|3 |Нарушение производственной и трудовой
дисциплины |0,5 |
|4 |Неэффективное использование оборудования,
инструментов |0,1 |
|5 |Отсутствие инициативы, инертности
в работе |0,2 – |
| | |0,5 |
|6 |Необеспечение сохранности выпускаемой
продукции и |0,2 |
| |материальных ценностей | |
|7 | Другие нарушения, отрицательно сказывающиеся
на |0,15 |
| |результатах работы подразделения |
|
Разработанная матрица баллов показывает, какое количество балов соответствует фактору и каждому уровню важности в разрядах, что помогает определить рейтинг важности факторов в факторно – критической модели оценки сложности выполнения работ.
Построенная модель оценки показывает связь личного вклада работников и их ответственности к труду, что непосредственно отражается на их заработке, так как выполнение той или иной работы включает их в определённую «вилку» соотношений в оплате труда.
Таким
образом, данная система мотивации
труда позволяет поставить