Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:07, курсовая работа
Осуществляемые в стране реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой мотивации, хотя оценка состояние дел в сфере труда – необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 5
1. Кризис трудовой мотивации и его последствия
5
2. Экономические категории системы мотивации и стимулирования труда
10
3. Концепция системы трудовой мотивации работников предприятия
16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 20
1. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда
20
2.2. Методика системы оценки труда на предприятии
25
3. Методика системы трудовой мотивации на предприятии 29
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
ЗАО «КУРСКИЙ ЗАВОД «АККУМУЛЯТОР» 33
3.1. Социально – экономическое состояние ЗАО
«Курский завод « Аккумулятор» 33
3.2. Разработка системы трудовой мотивации на ЗАО КЗА
36
3.3. Система трудовой мотивации специалиста ОТИЗ ЗАО КЗА 45
Заработная
плата – важнейшая часть
Основные формы стимулирования труда персонала предприятия представлены на рисунке 2 [26, c. 141].
Формы стимулирования труда персонала
Материальное вознаграждение: дополнительные стимулы:
Заработная плата оплата транспортных расходов
Бонусы медицинское обслуживание
Участие в прибылях помощь в обучении
Участие в акционерном капитале сбережения
Дополнительные выплаты пенсии
Отсроченные платежи отпуск выходные дни страхование
Рис. 2. Формы стимулирования труда персонала предприятия
Среди форм материального стимулирования кроме заработной платы можно отметить бонусы, которые постепенно входят в практику предприятий, заменяя ранее тринадцатую зарплату. Бонусу в отличие от зарплаты предшествует оценка, или аттестация, персонала.
Всевозрастающее
значение в формировании дохода приобретают
такие формы, как участие в
прибылях и в акционерном капитале.
Возрастающее значение нематериальных
стимулов можно объяснить не только
стремлением к социальной гармонии,
но и возможностью ухода от налогов,
которые приобретает в рыночной
экономике все более
Рассмотрение форм и систем заработной платы с точки зрения мотивации труда говорит о том, что эффективное управление материальным стимулированием должно включать исследование его мотивационных аспектов и в практике управления организацией труда, и в частности нормированием труда, и с точки зрения соответствия форм заработной платы производственным условиям, и самого уровня заработной платы [20, с. 133].
Работники очень чутко чувствуют, что они вкладывают в работу и что получают за нее. Практика показывает, что, если работники получают повременную оплату и считают, что им переплачивают, они стремятся повысить качество работы и увеличить ее объём, чтобы сократить разрыв на «входе и выходе». И наоборот, если работники считают, что оплачиваются ниже того уровня, на который они претендуют, количество и качество их работы уменьшается и ухудшается.
Что
же касается сдельной заработной платы,
то мотивационный эффект зависит
от условий ее применения. Если ужесточение
норм или снижение сдельных расценок
сводят на нет повышение затрат трудовых
усилий, это приводит к деформационному
эффекту сдельной заработной платы.
Если при сдельной заработной плате
рабочие резко повысят
Правильный выбор форм и систем заработной платы в конкретных производственных условиях, соответствие уровня заработной платы выполняемой работе играет важную роль в повышении качества труда работников.
Таким образом, системы мотивации и стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам.
2.2. Методика системы оценки труда работников на предприятии
Основа оценки работы состоит в том, чтобы сравнить содержание разных видов работ, например, по требуемым физическим условиям, уровню ответственности, навыкам.
Оценка работы включает сравнение видов работ между собой по их содержанию. Существует два основных способа, которые можно использовать для сравнения нескольких видов работ [19, c. 223]:
В – первых, можно воспользоваться интуицией. Вы можете решить, что один вид работы «важнее» других, и не углубляться в лишнее, почему это так с точки зрения факторов, относящихся к конкретному виду работ.
Применяя второй способ, можем сравнить виды работ друг с другом по некоторым базовым показателям общим для всех видов работ.
В оценке труда каждый вид работы обычно сравнивается со всеми остальными сопоставимыми видами работы по одним и тем же компенсируемым факторам. Таким образом, оцениваются одни и те же компоненты каждого вида работ, например, по уровню ответственности, условиям работы, которые сопровождают каждый вид работ.
Оценка работы дает возможность решить следующие кадровые задачи [30, с.94]:
- оценить
потенциал для продвижения и
снижения риска выдвижения
-снизить затраты на обучение;
-поддержать
у работников чувства
-организовать обратную связь работников о качестве их работы.
- уточнить
профиль должности, повысить
Для того чтобы оценка работы была эффективной на каждом конкретном предприятии, она должна отвечать следующим требованиям:
- использованные факторы должны быть понятны;
- информация,
использованная для оценки
- результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения.
Существует несколько методов оценки работ.
Метод
оценки труда – способ количественного
и качественного измерения
Ниже рассмотрена система методов оценки работ.
Самый простой метод оценки - ранжирование видов работ, который состоит из нескольких этапов [32, c. 208]:
1.
Сбор информации о характере
и виде работы. Для каждого
вида работы составляется
2.
Выбор видов работ для
3.
Создание иерархии разрядов
Таблица 1
Классификация разрядов по степени сложности и важности выполняемой работы
|Раз-|
|
| |Описание разряда |
|pяд | |
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является: самая |
| |высокая степень сложности, самостоятельности
и разнообразия. |
|6 |Требует высокого уровня образования
в области управления и опыта |
| |работы на руководящих должностях. Ответственность
за развитие |
| |предприятия и его результаты. |
| |Аналитическое мышление и навыки общения
|
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является высокая|
| |степень сложности, самостоятельности
и разнообразия. Требует |
|5 |высокого уровня специального образования
(ВУЗ), опыта работы. |
| |Аналитического мышления и навыков общения.
Высокая степень |
| |самостоятельности и инициативы. Ответственность
за развитие и |
| |результаты функции (направления) |
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является |
| |достаточно сложная работа, требующая
самостоятельности в рамках |
|4 |согласованных целей. Требует высокого
уровня общения и |
| |специального образования. Аналитическое
мышление и навыки общения.|
| |Ответственность за результаты подразделения.
Достаточный уровень |
| |самостоятельности и инициативы. |
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является работа |
|3 |средней сложности, выполняется под
общим руководством в рамках |
| |согласованных целей. Требует высокого
/ среднего уровня общего и |
| |специального образования. Ограниченный
уровень |
| |самостоятельности и инициативы. |
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является работа |
|2 |достаточно простая и в основном повторяющаяся.
Требует среднего |
| |уровня общего образования и определенной
специальной подготовки. |
| |Ответственность за собственные результаты
и развитие, а также за |
| |оборудование. Низкий уровень самостоятельности
и инициативы. |
| |Категории должностей, где в обязанность
работника является работа |
| |очень простая и повторяющаяся. Требует
среднего общего образования|
|1 |и специальной подготовки на рабочем
месте. Ограниченная |
| |ответственность за собственные результаты
и развитие, а также за |
| |оборудование. Минимальный уровень самостоятельности
|
| |и инициативы. |
Данный
метод имеет несколько
Недостаток
этого метода состоит в трудности
описания категорий или разрядов,
классификация в значительной мере
построена на субъективных суждениях.
Но все же руководители его используют,
так как затраты на его использование
более формализованных
Более
формализованный количественный метод
оценки работы - балльный метод. Он включает
определение нескольких компенсируемых
факторов, причем каждый фактор присутствует
в конкретном виде работы в разных
степенях.
Каждому фактору приписывается определенное
количество баллов. Следующим шагом следует
анализ факторов. Наиболее часто используемыми
ключевыми факторами являются – степень
ответственности, уровень квалификации
условия труда, уровень образования, степень
физического и умственного напряжения.
Естественно, что факторами могут быть
различные для разных предприятий в зависимости
от профиля их деятельности. Различным
может быть содержание каждого фактора
[19, с.226].
Поскольку
применительно к различным
При
использовании балльного метода
можно учесть даже индивидуальную разницу
в квалификации работников, так как
большинство предприятий
Следующим шагом является создание матрицы баллов. Каждый фактор оценивается в определенное число баллов, отражающее его относительную значимость (максимальное число баллов соответствует четвертому уровню), а затем производится распределение баллов между уровнями. Баллы могут распределяться как пропорционально, так и непропорционально. В результате создается матрица, показывающая, сколько баллов соответствует каждому фактору и каждому уровню важности [32, с. 226].
Таким
образом, разработанная нами матрица
баллов в сочетании с ранжированием
поможет уставить размер заработной
платы работников относительно их ответственного
отношения к труду и
2.3.
Методика системы трудовой
В зависимости от количества баллов присвоенных тому или иному критическому фактору строится факторно – критическая модель оценки сложности работ. Весомость и значимость факторов в модели определяется на основе баллов рассчитанных по матрице. Суммирование баллов по каждому фактору позволяет определить порядок их расположение в модели и весомость этих факторов.