Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:31, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена и тем, что проблема мотивации является центральной в психологии обучения в целом и в процессе овладения иностранным языком, в частности. Использование мотивации позволяет выявить внутренние резервы личности для ее развития, обучения и воспитания, т.к. через мотивацию можно влиять как на продуктивность деятельности, так и на развитие самой личности. Мотивация как наиболее гибкое образование подвержена изменениям в зависимости от социальной и экономической ситуации. Это делает проблему мотивации актуальной и требует постоянного ее изучения.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала…7
Сущность понятий мотивация, мотивационный процесс, стимулирование………………………………………………………………7
Теории содержания мотивации……………………………………………11
Методы мотивирования персонала…………………………………………15
2. Анализ системы мотивации труда на ЧПУП «Скидельагропродукт» филиал «Скидельская птицефабрика»………………………………………………….20
2.1 Характеристика деятельности предприятия « Скидельская птицефабрика»………………………………………………………………….20
2.2 Анализ качественного и количественного состава персонала на предприятии «Скидельская птицефабрика»…………………………………25
2.3 Механизм мотивации работников на предприятии «Скидельская птицефабрика»………………………………………………………………….29
3. Направления развития системы мотивации труда на ЧПУП «Скидельагропродукт» филиал «Скидельская птицефабрика»………………33
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………….42
Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины, побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение
Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.
Таким
образом, под мотивом понимается
состояние предположенности, готовности
и склонности действовать определенным
образом.
Рисунок
1.2 – Трудовая мотивация
В структуру мотива входят (см. рисунок 1.2):
Мотивы человека достаточно подвижны и разнообразны, но его поведение определяют, в основном, лишь некоторые, наиболее значимые из них, совокупность которых называется мотивационным ядром.
В мотивационное ядро, обычно определяющее трудовое поведение входят:
- мотивы обеспечения, которые связаны с совокупностью материальных средств, необходимых для обеспечения благополучия работника и его семьи; эти мотивы отражаются в материальной заинтересованности работника, в его ориентации на заработок;
- мотивы призвания, которые состоят в стремлении работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности;
- мотивы престижа, которые выражаются в стремлении работников реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности[2,с.132].
Для
успешного руководства
Процесс мотивации работника может быть представлен в виде схемы (рисунок 1.3).
Особое место в этом процессе занимает мотив, который, с одной стороны, является связующим звеном между потребностями человека и его поведением, а, с другой стороны, является его внутренним побудителем к действию.
Работник
Рисунок 1.3 – Процесс мотивации
При этом в специальной литературе по вопросам управления персоналом и мотивации трудовой деятельности разделяются понятия мотивации и стимулирования.
Под мотивацией трудовой деятельности будем понимать совокупность движущих сил, побуждающих человека к труду. Стимулирование принципиально отличается от мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Стимулирование труда может быть эффективным, если его организация отвечает целому ряду требования. К их числу относятся:
1.2
Теории содержания
мотивации
Традиционно, в трудах исследователей мотивации работников различные мотивационные теории подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют работника действовать определенным образом. Эти теории связаны с изучением потребностей человека и их учетом в процессе стимулирования его деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей А.Маслоу, теория потребностей Д.Мак.Клелланда, теория потребностей Ч.Альдерфера, теория мотивации Ф.Герцберга
Первым психологом, который обратил внимание руководителей на влияние потребностей на мотивацию персонала, был Абрахам Маслоу, опубликовавший в 1943 г. работу "Теория человеческой мотивации".
Маслоу разделил потребности на 5 категорий:
-физиологические, удовлетворяя которые человек может выжить, это потребности в еде, одежде, жилище;
-безопасности и уверенности в будущем, включающие потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем;
-социальные, т.е. потребности ощущать себя членом какой-либо общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;
-уважения - это потребность в признании личных качеств или достижений;
-самовыражения,
т.е. потребность в реализации своих потенциальных
возможностей, в росте как личности[1,с.72].
Согласно
Маслоу эти потребности можно
расположить в виде иерархической
структуры (см. рисунок 1.4).
Рисунок
1.4 – Иерархия потребностей
по А. Маслоу
Поскольку с развитием человека потребности высших уровней постоянно расширяются, то они никогда не могут быть полностью удовлетворены, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Мак-Клелланд выделил три вида потребностей высших уровней:
Потребности власти - потребность в навыках влияния и установления контроля над поступками других людей, в воздействии на ход событий. Люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач;
Потребность причастности означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказания помощи другим. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты[1,с.74].
Альдерфер выделил три уровня потребностей:
По
сравнению с Маслоу Альдерфер
делает меньший упор на строгую иерархичность
порядка удовлетворения потребностей,
т.е. потребности разных уровней
могут в одинаковой степени и
одновременно влиять на поведение людей.
И если потребности высоких уровней
не могут быть удовлетворены, то это
может компенсироваться удовлетворением
потребностей более низкого уровня.
Данное положение очень важно
для руководителей, стремящихся
мотивировать своих сотрудников: если
выполняемая работа не позволяет
удовлетворить потребности
Согласно Герцбергу, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
- гигиенические факторы (условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии). Положительное проявление этих факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой людей;
- факторы мотивации (работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования). В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для эффективного использования теории Герцберга руководителю необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Наиболее, известными процессуальными теориями мотивации являются: теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
- руководителя, который
при определенных условиях
- сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
- сотрудника и
руководителя, допускающих, что при
определенном улучшении
- сотрудника, который
сопоставляет размер
Таким образом в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя
из теории ожиданий можно сделать
вывод, что работник должен иметь
такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие
поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность
Информация о работе Мотивация и ее роль в современном менеджменте