Мотивация деятельности работников в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности мотивации деятельности человека в организации.
Из поставленной цели вытекают конкретные задачи:
дать понятие мотивации деятельности человека в организации;
раскрыть методы мотивации трудовой деятельности;
изучить теории мотивации;
проанализировать мотивацию деятельности на примере ОПХ «Байкальское».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации деятельности работника организации……………………………………………………….…..4
1.1 Понятие, методы, типы и правила мотивации………………………………4
1.2. Теории мотивации……………………………………………………………8
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика ОПХ «Байкальское»……………………………………………………………………14
2.1. Природно – климатические условия и организационная структура предприятия……………………………………………………………………...14
2.2. Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования………..17
Глава 3. Развитие системы мотивации труда работников организации…….24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

     Существует  несколько содержательных теорий, и  выделяемиые в них группы потребностей схожи друг с другом, поэтому рассмотрим подробно одну из них - теория иерархии потребностей Маслоу.

     Концепция иерархии потребностей, разработанная  Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

  • Люди постоянно ощущают какие-то потребности, определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
  • Группы потребностей находятся в иерархическом расположение по отношению друг к другу.
  • Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  • Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
  • Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения. Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.
  • Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

     Маслоу выделяет пять групп потребностей:

        1. Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п.). Для управления людьми, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.
        2. Потребности безопасности связаны с желанием людей находится в стабильном и безопасном состоянии. Для управления людьми, находящихся под влиянием этих потребностей, следует создавать надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.
        3. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дает групповая форма организации труда, напоминание о том, что их ценят коллеги по работе.
        4. Потребности признания и самоутверждения (желание людей быть компетентными, способными, уверенными в себе, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это). При управлении такими людьми полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.
        5. Потребности самовыражения (стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков). При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

     Теория  иерархического построения потребностей Маслоу не объясняет природу тех или иных потребностей. Основная задача этой теории – показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

     3. Процессуальные теории мотивации:  суть этого подхода в том,  что мотивация возникает и  может изменяться в процессе  какого-либо действия (труда), она  инициируется этим процессом,  ожиданиями индивида, изменением  ситуации. Эта группа теорий утверждает, что, помимо потребностей, человеком  движут различного рода субъективные  оценки (вероятность достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным  им), цели, возможность участия в  делах организации (участие в  получении части прибыли, участие  в собственности, участие в  предпринимательской деятельности, участие в управлении организацией). Самая общая концепция мотивации  сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное  вознаграждение за их решение,  соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

     Рассмотрим  процессуальные теории на примере теории ожидания В. Врума.

     Теория  ожидания дает ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором.

     Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: усилие, исполнение и результат.

     Основными понятиями теории ожидания являются: результат, валентность и ожидание.

     Результат в теории ожидания рассматривается  на двух уровнях:

  1. Собственно результаты выполнения работы. Они состоят в качестве произведенного продукта, величине затраченного времени.
  2. Те последствия для человека, которые вытекают из результатов первого уровня. Они связаны с возможным вознаграждением или наказанием, которые последуют со стороны руководства и окружения на основе оценки ими результатов первого уровня.

     Валентность отражает то, в какой степени для  человека желателен каждый конкретный результат. Если результат высоко ценится  человеком, то он имеет положительную  валентность, если отрицается человеком  – отрицательную, валентность равна  нулю, если человек безразличен к  этому результату. Валентность сильно разнится у отдельных людей. Для  положительной валентности обобщенного  результата совсем не обязательно иметь  положительную валентность каждого  конкретного результата.

     Ожидание  отражает представление человека о  том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Оценка ожидания варьируется в диапазоне  от 0 до 1. Если человек считает, что  исполнение и результаты не зависят  от его усилий – ожидание равно 0, полностью зависят от его усилий – 1.

     Выделяют  две группы ожиданий:

  1. ожидания, связывающие усилия и исполнение работы отражают представление человека о том, насколько его усилия определяют выполнение работы (т.е. результаты первого уровня);
  2. ожидания, связывающие исполнение работы и результаты, наступающие за этим, отражают то, насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания, определенной реакции коллектива и т.п. с уровнем исполнения своей работы.

     В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько  он заинтересован или не заинтересован  выполнять ее. При выборе альтернативы человек думает о том, если он будет  соответствующим образом исполнять  работу, приведет ли это к определенному  результату первого уровня. В этом случае у него формируется ожидание результата первого уровня. Кроме  этого, человек отвечает на вопрос о  том, что он получит в результате успешного выполнения работы. Это уже выработка ожидания результатов второго уровня. И, наконец, он решает для себя, насколько ценным будет для него этот результат, т.е. он оценивает валентность результата второго уровня. В зависимости от того, к какой окончательной оценке человек придет, будет формироваться его мотивация на выполнение работы.

     Чтобы оценить и измерить к труду, Врум «вывел» следующую формулу:

     мотивация = ОРР × ОВР × З, где ОРР — ожидаемые результаты работы; ОВР — ожидаемое вознаграждение за работу; З — значимость результатов работы для человека (валентность).

     Человек выбирает ту альтернативу, где будет  выше мотивация.

     Используя различные приемы, менеджер для успешного  управления подчиненными должен построить  управление организацией таким образом, чтобы работник был уверен, что, работая  на достижение организационных целей, он тем самым создает условия  для наилучшего достижения результатов  второго уровня. 
 
 

Глава 2. Организационно – экономическая  характеристика ОПХ «Байкальское».

2.1. Природно – климатические условия и организационная структура предприятия.

         Совхоз «Байкальский» был организован  в марте 1961 года на базе шести  колхозов. В него вошли села  Брянск, Тресково, Таракановка, Нюки, Елань, Береговая, Закалтус, Тимлью, Большая речка.

         В 1978 году «Байкальский» был  переименован в ОПХ «Байкальское»  с подчинением Бурятской сельскохозяйственной  опытной станции, которая позднее  преобразовалась в Бурятский  научно-исследовательский институт  сельского хозяйства. С переходом  ОПХ «Байкальское» в науку  резко повысилась культура производства как в растениеводстве, так и в животноводстве.

         С 1983 года руководит хозяйством  Шолен Николай Иванович. С этого времени и до 1990 года хозяйство развивалось расширено, увеличивая ежегодно экономические показатели. Так, в растениеводство были внедрены интенсивные технологии выращивания зерновых и кормовых культур и, особенно, картофеля и кормовых корнеплодов.

     ОПХ «Байкальское» является государственным  предприятием, оно разложено в  центральной части Кабанского района вдоль Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали.  Центром ОПХ является село Кабанск, расположенное в 120км  от города Улан-Удэ в 7км от ближайшей станции Тимлюй.

     ФГУСП ОПХ «Байкальское» состоит из 5 отделений:

  1. Отделение в селе Кабанск;
  2. Отделение, расположенное  в селе Нюки, где находится животноводческая ферма по откорму молодняка, зерносклады;
  3. Отделение в селе Елань, где расположены молочно-товарная ферма, конеферма, пасека;
  4. Отделение в селе Закалтус, где находится звероферма, зерносклады, молочно-товарная ферма;
  5. Отделение в селе Тимлюй, где находится молочно-товарная ферма.

     С 1991г. 4-е отделение и с 1995г. 3-е  отделение переведены на хозяйственный  расчет, они имеют отдельные самостоятельные  балансы, расчетные счета и уставы. В 2003г. Все отделения были реорганизованы в опытно-производственные подразделения (ОПП).

         В хозяйстве имеется свой строительный  цех со столяркой и пилорамой.  Он занимается строительством  нового жилья и ремонтом существующего,  а также ремонтом и реконструкцией  животноводческих помещений и  других объектов.

         ОПХ «Байкальское» расположено  в Прибайкальской лесостепной  зоне Бурятии. На природно -  климатических условиях Прибайкалья заметно влияет озеро Байкал. Здесь климат отличается меньшей континентальностью, менее холодной зимой и умеренно прохладным летом по сравнению с центральной частью республики. Средняя годовая температура – 0,9 градуса Цельсия, средняя температура января – 20 градусов и июля - +17,1 градуса, продолжительность безморозного периода – 111 дней, , а наибольшая длина 133 дня. Средняя высота снежного покрова – 23 см, среднегодовое количество осадков – 412 мм с колебаниями по годам 613 и 247 мм, в виде снега выподает 73 мм и в виде дождя – 339 мм, в том числе в июле, августе и сентябре.

     Землепользование  ОПХ «Байкальское» состоит из нескольких частей:

     1) восточная часть земельного фонда  представлена отрогами хребта  Хамар-Дабан и долиной реки Селенга;

     2) центральная часть расположена  в южной части  Кабанского района  и представлена отрогами хребта Хамар-Дабан и второй  надпойменной  террасой Реки Селенга.

       Рельеф второй террасы волнисто- равнинный. Западная часть ОПХ   представлена надпойменной террасой  реки Селенга и Прибайкальской  низменностью. Обширные площади  занимают закочкоренные, заболоченные понижения.

     На  территории ОПХ «Байкальское» в  северной части протекает река Селенга, в которую впадает много притоков, берущих начало в отрогах хребта. Это речки Тимлюйка, Вилюйка и др. Кроме рек и ручейков есть еще озера: Долгое и Никиткино. Грунтовые воды залегают на глубину 3-6 метров в восточной части хозяйства. Воды горных рек используются в хозяйстве как водопой для скота.

     По  растительному  покрову территория хозяйства относится к лугово-лесной зоне, в сочетании с лесостепью и лугами поймы реки Селенги в  западной части  территории с осоковыми  болотами. Леса в основном смешанные  сосново-березовые и лиственно-березовые. Луга притеррасной поймы состоят  из нескольких остепененных растительных группировок.

Информация о работе Мотивация деятельности работников в организации