Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования

Автор: Alena Listerman, 10 Октября 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.
Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и в профессиональных сферах деятельности человека.
Ведущее место заняли проблемы внутри корпоративных межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, психологии персонала.
При переходе в новое столетие и тысячелетие этот вопрос приобретает остроактуальное значение, тем самым, определяется значимость и актуальность выбранной темы.
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.
А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, поскольку определение потенциала, близкого к реальности, способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Установление оптимальных взаимоотношений между подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали – важнейшая морально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.
Доказано, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………...... 5
1.1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ……………………………….… 5
1.2. Специфика формирования психологического климата в коллективе …………………………………………………………12
1.3. Стили руководства и понятие, классификация
конфликтов …………………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
 

      Таблица 1. «Методы разрешения конфликтов»

Оптимальным вариантом  разрешения конфликта является решение  проблемы, которое не приведет к  дальнейшим спорам, и будет удовлетворять  интересы всех конфликтных сторон. Для осуществления этого метода существует  следующая методика:

    1. Определить проблему по целям участников конфликта;
    2. Определить решения, которые приемлемы для обеих сторон;
    3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
    4. Создать атмосферу доверия и обмена информацией;
    5. Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя внимание, симпатию и сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

Важно помнить, что конфликт способствует обострению морально-психологической обстановки в группе, что приводит к снижению производительности труда, но при правильном его разрешении работа коллектива возобновляется и возможны также положительные его последствия:

      • В результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы;
      • Стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущем;
      • Конфликт может уменьшить синдром покорности к руководителю;
      • Может расшириться набор вариантов решения проблемы;
      • Подчиненные через конфликт могут проработать возможные проблемы еще до того, как они возникнут.

Влияние конфликта, как выяснилось, не столь губительно для психологического климата, а напротив, может оказывать на него положительное воздействие.  Однако не редко существуют случаи, когда конфликт представляется оружием разрушения на климат коллектива, а в целом – на производительность предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

      ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. 
       

Благоприятный морально-психологический климат в  коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Время проведения: 1 час. 

Задачи:

Изучение морально-психологического климата в нашей группе

Изучение методов  и приемов по гармонизации взаимоотношений  в коллективе.

Изучение поведения  в конфликте. 

Тезисы. 

Что какое морально-психологический  климат?  

Морально-психологический  климат – наиболее целостная психологическая  характеристика группы, которая связана  с особенностями отражения группой  отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение  к совместной групповой деятельности.  

От состояния  морально-психологического климата  зависит эффективность групповой  деятельности. 

Цель сегодняшней  встречи: мы попытаемся выяснить, поведение студентов 305 группы в конфликтах. 
 

1. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе. 

1. 1. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?  

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите. 

Признавайте и  принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели. 

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас. 

Будьте положительной  личностью. Избегайте критиковать  других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих. 

Учитесь терпеть  и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это  поможет вам принять их. 

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным. 

Регулярно делайте  физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие. 

Учитесь методам  расслабления. Желательно под наблюдением  специалистов. 

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите  друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение. 

2. Поведение  в конфликте 

Для проведения практической части мы выбрали тест Томаса «Поведение человека в конфликте»,  данный тест является классическим и очень доступным инструментом для диагностирования предрасположенности индивида к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.

Каждый из пяти способов реагирования описывается  в вопроснике 12 суждениями о поведении  в конфликтной ситуации. В различных  сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. В каждой паре респонденту предлагается отметить то утверждение, которое представляется ему наиболее подходящим. Оценки суммируются по пяти шкалам и сравниваются между собой для определения склонности индивида к выбору в конфликтных ситуациях характерных способов социального взаимодействия. Обработав тест, мы получили следующие результаты:

40% опрошенных  студентов относятся к стратегии  соперничества

25% опрошенных  студентов относятся к стратегии  сотрудничества

15% опрошенных  студентов относятся к стратегии приспособления

15% опрошенных  студентов относятся к стратегии  компромисса 

5% опрошенных  студентов относятся к стратегии  избегания 

Пять  стратегий поведения  в конфликте 
Соответственно двум основным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте: 
• Соперничество / Соревнование (+Настойчивость, -Сотрудничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. 
• Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы. 
• Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество) — пренебрежение собственными интересами ради интересов других. 
• Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок. 
• Сотрудничество / Кооперация (+Настойчивость, +Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, (полностью) удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон.  

Так же мы провели  психологическую сказочную загадку (М.Е.Литвак, 2000.) 

Руслан уехал  на войну. Людмила сошлась с Кощеем Бессмертным. Баба-Яга доложила об этом Руслану. Руслан неожиданно вернулся домой  и расправился с Людмилой. 

Определите степень  виновности каждого из них в процентах. Решение может выглядеть следующим  образом: Р – 20%, К – 30%, Л – 10%, Б  – 40%. 

Р – ревность, К – коварство, Л – любовь, Б – болтливость 

   Данная  загадка вызвала большой интерес в нашей группе. Студенты активно обсуждали возможные пути решения загадки, каждый студент был вовлечен в процесс и заинтересован.  

   Т.к. это  психологическая загадка, у неё  нет правильного (определенного) ответа. Результат будет зависеть от поведения  человека в межличностных конфликтах и его характера. 

   Проведя практическую часть нашей курсовой работы, мы попытались изучить морально-психологический  климат нашего коллектива и поведение  студентов 305 группы в конфликтах. Также  мы  попытались создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В данной работе был проведен теоретический  анализ понятия коллектива, понятия  и значения морально-психологического климата в коллективе, влияние  на климат индивидуальных качеств, как  членов коллектива, так и качеств руководителя; было выявлено значение межличностных отношений в группе; также были отдельно рассмотрены стили руководства, понятие конфликтов в коллективе и их значение.

     Трудовой  коллектив – это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Морально-психологический  климат – это отношения членов малой группы друг к другу, опосредованные отношением к деятельности группы в  целом, а также соотношения деятельности группы и целей более широкой социальной области. Морально-психологический климат отражает непосредственные отношения членов группы друг к другу, степень удовлетворенности этими отношениями.

      Морально-психологический  климат – это относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом зависит эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством и сплоченность, перспективность развития группы и коллектива.

      Говоря  о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся  в течение определенного времени  и имеющей возможность изменения  и развития.

      Как выяснилось по ходу работы, выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Важно учитывать, что совместимость, сплоченность, организованность и сработанность членов коллектива составляют фундаментальную основу психологической атмосферы в рабочей группе, при этом каждый член коллектива играет в нем значительную роль относительно своего характера, темперамента и способностей.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Андреева Г.М. – «Социальная психология», 2-ое издание - М, 1988г.

2. Вересов Н.Н.– «Психология управления, учебное пособие» 2001г.

3. Веснин В.Р. – «Основы менеджмента» - М., 1996г.

4. Дип С., Сесмен Л. – «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. – М.» 1995г.

5. Донцов А.И. – «Психология коллектива», М., 1984г.

6. Дроздова Т.А. – «Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника», М., 1989г.

7. Дубовская Е.М, Кричевский Р.Л. – «Психология малой группы», издательство Московского университета, 1991г.

8. Кабаченко Т.С. «Психология управления» Издательство: Педагогическое общество России, 2005г.

9. Ковалев А.Г. – «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» - М., Политиздат, 1999г.

10. Мансуров Н.С. – «Морально-психологический климат и его изучение» М., 1992г.

11. Обозов Н.Н. – «Межличностные отношения», Л., 1979г.

12. Парыгин Б.Д. – «Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения» / Под ред. Ядова В.А., Издательство «Наука». 

13. Петровский А.В. – «Личность, деятельность, коллектив» - М., 1994г.

14. Полозова Т.А. – «Межличностный конфликт в группе» - М., 1980г.

15. Уманский Л.И. – «Поэтапное развитие группы как коллектива», М., 1989г.

Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования