Автор: Alena Listerman, 10 Октября 2010 в 14:19, курсовая работа
Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.
Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и в профессиональных сферах деятельности человека.
Ведущее место заняли проблемы внутри корпоративных межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, психологии персонала.
При переходе в новое столетие и тысячелетие этот вопрос приобретает остроактуальное значение, тем самым, определяется значимость и актуальность выбранной темы.
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.
А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, поскольку определение потенциала, близкого к реальности, способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Установление оптимальных взаимоотношений между подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали – важнейшая морально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.
Доказано, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………...... 5
1.1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ……………………………….… 5
1.2. Специфика формирования психологического климата в коллективе …………………………………………………………12
1.3. Стили руководства и понятие, классификация
конфликтов …………………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….
Таблица 1. «Методы разрешения конфликтов»
Оптимальным вариантом разрешения конфликта является решение проблемы, которое не приведет к дальнейшим спорам, и будет удовлетворять интересы всех конфликтных сторон. Для осуществления этого метода существует следующая методика:
Важно помнить,
что конфликт способствует обострению
морально-психологической
Влияние конфликта,
как выяснилось, не столь губительно для
психологического климата, а напротив,
может оказывать на него положительное
воздействие. Однако не редко существуют
случаи, когда конфликт представляется
оружием разрушения на климат коллектива,
а в целом – на производительность предприятия.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ.
Благоприятный
морально-психологический
Время проведения:
1 час.
Задачи:
Изучение морально-
Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Изучение поведения
в конфликте.
Тезисы.
Что какое морально-
Морально-психологический
климат – наиболее целостная психологическая
характеристика группы, которая связана
с особенностями отражения
От состояния
морально-психологического климата
зависит эффективность
Цель сегодняшней
встречи: мы попытаемся выяснить, поведение
студентов 305 группы в конфликтах.
1. Изучение методов
и приемов по гармонизации взаимоотношений
в коллективе.
1. 1. Что можно сделать
для создания благоприятного морально-психологического
климата в коллективе?
Учитесь планировать.
Наличие большого количества планов
одновременно часто приводит к путанице,
забывчивости и чувству, что незаконченные
проекты висят над головой. Уделите планам
некоторое время, когда это будет возможно,
и поработайте над ними до тех пор, когда
это будет возможно, и поработайте над
ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и
принимайте ограничения. Многие из нас
ставят себе совершеннейшие и недостижимые
цели. Но человек не может быть совершенным,
поэтому часто возникает чувство несостоятельности
или несоответствия вне зависимости от
того, насколько хорошо мы выполнили что-либо.
Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда
необходимо убежать от жизненных проблем
и развлечься. Найдите занятие, которое
было бы увлекательным и приятным для
вас.
Будьте положительной
личностью. Избегайте критиковать
других. Учитесь хвалить других за
те вещи, которые вам в них нравятся.
Сосредоточьтесь на положительных качествах
окружающих.
Учитесь терпеть
и прощать. Нетерпимость к другим
приводит к расстройствам и гневу.
Попытайтесь действительно
Избегайте ненужной
конкуренции. В жизни много очень ситуаций,
когда мы не можем избежать конкуренции.
Но слишком большое стремление к выигрыванию
в слишком многих областях жизни создает
напряжение и тревогу, делает человека
излишне агрессивным.
Регулярно делайте
физические упражнения. Лучше следовать
той программе, которая доставляет вам
удовольствие.
Учитесь методам
расслабления. Желательно под наблюдением
специалистов.
Рассказывайте
о своих неприятностях. Найдите
друга, консультанта, психотерапевта,
психолога, с которым вы можете быть
откровенны. Это снимет ваше напряжение.
2. Поведение
в конфликте
Для проведения практической части мы выбрали тест Томаса «Поведение человека в конфликте», данный тест является классическим и очень доступным инструментом для диагностирования предрасположенности индивида к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.
Каждый из пяти способов реагирования описывается в вопроснике 12 суждениями о поведении в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. В каждой паре респонденту предлагается отметить то утверждение, которое представляется ему наиболее подходящим. Оценки суммируются по пяти шкалам и сравниваются между собой для определения склонности индивида к выбору в конфликтных ситуациях характерных способов социального взаимодействия. Обработав тест, мы получили следующие результаты:
40% опрошенных
студентов относятся к
25% опрошенных
студентов относятся к
15% опрошенных
студентов относятся к
15% опрошенных
студентов относятся к
5% опрошенных
студентов относятся к
Пять
стратегий поведения
в конфликте
Соответственно двум основным стилям
поведения выделяются следующие способы
реагирования в конфликте:
• Соперничество / Соревнование (+Настойчивость,
-Сотрудничество) — неэффективный, однако
часто применяемый стиль поведения в конфликтах,
выражающийся в стремлении добиться своих
интересов, не принимая во внимание интересы
других.
• Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество)
— уход от конфликта, подразумевающий
как уклонение от сотрудничества, так
и отказ отстаивать собственные интересы.
• Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество)
— пренебрежение собственными интересами
ради интересов других.
• Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество)
— соглашение между конфликтующими сторонами,
достигаемое путем взаимных уступок.
• Сотрудничество / Кооперация (+Настойчивость,
+Сотрудничество) — альтернативное решение
конфликта, (полностью) удовлетворяющее
интересам всех конфликтующих сторон.
Так же мы провели
психологическую сказочную
Руслан уехал
на войну. Людмила сошлась с Кощеем
Бессмертным. Баба-Яга доложила об этом
Руслану. Руслан неожиданно вернулся домой
и расправился с Людмилой.
Определите степень
виновности каждого из них в процентах.
Решение может выглядеть
Р – ревность, К
– коварство, Л – любовь, Б – болтливость
Данная
загадка вызвала большой
Т.к. это
психологическая загадка, у неё
нет правильного (определенного) ответа.
Результат будет зависеть от поведения
человека в межличностных конфликтах
и его характера.
Проведя
практическую часть нашей курсовой
работы, мы попытались изучить морально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен теоретический анализ понятия коллектива, понятия и значения морально-психологического климата в коллективе, влияние на климат индивидуальных качеств, как членов коллектива, так и качеств руководителя; было выявлено значение межличностных отношений в группе; также были отдельно рассмотрены стили руководства, понятие конфликтов в коллективе и их значение.
Трудовой коллектив – это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Морально-психологический климат – это отношения членов малой группы друг к другу, опосредованные отношением к деятельности группы в целом, а также соотношения деятельности группы и целей более широкой социальной области. Морально-психологический климат отражает непосредственные отношения членов группы друг к другу, степень удовлетворенности этими отношениями.
Морально-
Говоря
о психологическом климате, необходимо
учитывать, что речь идет об относительно
устойчивой системе отношений, сложившейся
в течение определенного
Как
выяснилось по ходу работы, выполнение
трудовых функций зависит не только от
организационно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. – «Социальная психология», 2-ое издание - М, 1988г.
2. Вересов Н.Н.– «Психология управления, учебное пособие» 2001г.
3. Веснин В.Р. – «Основы менеджмента» - М., 1996г.
4. Дип С., Сесмен Л. – «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. – М.» 1995г.
5. Донцов А.И. – «Психология коллектива», М., 1984г.
6. Дроздова Т.А. – «Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника», М., 1989г.
7. Дубовская Е.М, Кричевский Р.Л. – «Психология малой группы», издательство Московского университета, 1991г.
8. Кабаченко Т.С. «Психология управления» Издательство: Педагогическое общество России, 2005г.
9. Ковалев А.Г. – «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» - М., Политиздат, 1999г.
10. Мансуров Н.С. – «Морально-психологический климат и его изучение» М., 1992г.
11. Обозов Н.Н. – «Межличностные отношения», Л., 1979г.
12. Парыгин Б.Д. – «Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения» / Под ред. Ядова В.А., Издательство «Наука».
13. Петровский А.В. – «Личность, деятельность, коллектив» - М., 1994г.
14. Полозова Т.А. – «Межличностный конфликт в группе» - М., 1980г.
15. Уманский Л.И. – «Поэтапное развитие группы как коллектива», М., 1989г.
Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования