Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования

Автор: Alena Listerman, 10 Октября 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.
Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и в профессиональных сферах деятельности человека.
Ведущее место заняли проблемы внутри корпоративных межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, психологии персонала.
При переходе в новое столетие и тысячелетие этот вопрос приобретает остроактуальное значение, тем самым, определяется значимость и актуальность выбранной темы.
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.
А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, поскольку определение потенциала, близкого к реальности, способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Установление оптимальных взаимоотношений между подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали – важнейшая морально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.
Доказано, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………...... 5
1.1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ……………………………….… 5
1.2. Специфика формирования психологического климата в коллективе …………………………………………………………12
1.3. Стили руководства и понятие, классификация
конфликтов …………………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Межличностные психологические отношения являются стороной объективных отношений, оказывающих исключительно большое влияние на поведение сотрудников.

      Система таких отношений в силу своей  внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба,  неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. В жизни ей пока, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание.

      В процессе общения, и взаимоотношений  возникают и развиваются различные морально – психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки. Сопереживания и сочувствия, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.

      Успешное  формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры особенностей проявления коллектива.

      Формой  целостности психологии коллектива является его структура, понимаемая как реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникшая в процессе совместной деятельности и общения.

      Структура коллектива, как правило, исследуется  на двух уровнях – формальном и  неформальном.

      Если  формальная структура связана с  должностным статусом членов группы, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов коллектива.

      Неформальная  структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности – адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

      Процесс формирования морально-психологического климата рабочего коллектива можно разделить на две стадии:

      На  первой стадии развития коллектива преобладает  формальная структура: работники обращаются в соответствии с должностями  поведенческими стереотипами, присматриваются  друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели, и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

      На  второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств  руководителя, складывается мнение о  коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются уже более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы.

Каждый из членов коллектива на основе параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

      Наконец, адаптация заканчивается, четко  просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

      Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную или негативную направленность.

      В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески.

      В случае негативной направленности большая  часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между  различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснения отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы отходят на второй план. Эффективность коллектива находится на низком уровне.

      Важно помнить, что благоприятный морально–психологический 
климат – это одно из важнейших условий эффективности производства, тем самым создание благоприятного психологического климата в рабочем коллективе  играет на предприятии важную роль и способствует расширению производственной деятельности.
 
 

    1.2. Специфика формирования психологического климата в коллективе 

      Между тем, далеко не везде вопросами создания благоприятного морально – психологического климата уделяют достаточно внимания.

      Нередко встречаются большие подразделения, и даже целые учреждения и предприятия, где господствует атмосфера повышенной нервной возбудимости, в результате чего происходят неоправданные столкновения между работниками, изнашивается их нервная система и вследствие чего страдает качество работы.

      Важнейшей проблемой в изучении морально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют.

      Наиболее  важными факторами воздействия, определяющими уровень психологического климата рабочего  коллектива, являются:

      • Индивидуальные особенности членов коллектива (структура личности);
      • Межличностные отношения внутри коллектива;
      • Личность руководителя и стиль руководства.
    1. Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни  коллектива, в том числе на морально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств.

     К социально-психологическим свойствам  личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата, относятся принципиальность, ответственность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, дисциплинированность, общительность, культура поведения, тактичность.

      Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и так далее.

Кроме того, важную роль играет подготовка человека к  труду, то есть его знания, умения и  навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.

Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений.

Среди психологов сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности характера, темперамента и способностей.

Ученые рассматривают  их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую  систему, которая характеризует целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент – как систему природных свойств; способности – как совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер – как систему отношений, способов поведения и особенность взаимодействия с другими людьми

В понятие темперамента входит совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Существует 4 типа темперамента: Меланхолический, Холерический, Флегматический и Сангвинистический темперамент.

Знание типа темперамента и умение определить  тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

      На  климат и эффективность работы коллектива оказывают также влияние способности участников коллектива.

      Способности – это такие психологические  особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

      Данные  психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями, и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

      И наконец, характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и, проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

      Личность  человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как  он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. 

Формирование  характера происходит в условиях включения личности в различные  по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе и так далее).

 В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива. 

  1. Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений.

      Важную роль в формировании климата коллектива играют взаимоотношения его участников.

      Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей  между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными.

     Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.

     Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали  с коллегами, 
по вертикали  с руководителем, рассматривается как важный показатель морально – психологического климата в трудовом коллективе.

     Показатели  удовлетворенности взаимоотношениями  по горизонтали тесно связаны  с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных  с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное  от работы время.

     В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.

     В сложной системе взаимоотношений  и взаимодействий в рабочем коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей.

      Главная функция общения в рабочем  коллективе – это, в первую очередь, организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.

       Можно выделить несколько важнейших показателей, которые способствуют созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе:

  • Психологическая совместимость – особенности  личности, психомоторные, эмоционально–волевые, различия восприятия, внимания и мышления.
  • Сплочённость коллектива – упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы.
  • Сработанность – показывает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной удовлетворительности совместной работой и высокого взаимодействия
  • Организованность коллектива – способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива. (Характеризует также самостоятельное распределение обязанностей между членами коллектива; определение путей и средств достижения целей; взаимный контроль исполнения.)

Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования