Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования

Автор: Alena Listerman, 10 Октября 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.
Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и в профессиональных сферах деятельности человека.
Ведущее место заняли проблемы внутри корпоративных межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, психологии персонала.
При переходе в новое столетие и тысячелетие этот вопрос приобретает остроактуальное значение, тем самым, определяется значимость и актуальность выбранной темы.
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.
А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, поскольку определение потенциала, близкого к реальности, способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Установление оптимальных взаимоотношений между подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали – важнейшая морально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.
Доказано, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………...... 5
1.1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ……………………………….… 5
1.2. Специфика формирования психологического климата в коллективе …………………………………………………………12
1.3. Стили руководства и понятие, классификация
конфликтов …………………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования 
Санкт-Петербургский технический колледж
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Менеджмент». 

На тему: Морально-психологический климат в  коллективе и специфика его формирования. 
 
 
 
 
 

Руководитель: Горская Л.В.

Студентки: Сабитова Д.С., Проценко А.В. 
Группа 305 
 
Работа выполнена с оценкой:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 

 

Содержание 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      ГЛАВА 1.   МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ 
      В     КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………...... 5
       

  1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива ……………………………….… 5
  2. Специфика формирования психологического климата в коллективе …………………………………………………………12
  3. Стили руководства и понятие, классификация

конфликтов …………………………………………………………... 19 

      ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………… 26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 31 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 33

ВВЕДЕНИЕ 

      Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым  образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.

Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и в профессиональных сферах деятельности человека.

Ведущее место  заняли проблемы внутри корпоративных  межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, психологии персонала.

При переходе в  новое столетие и тысячелетие  этот вопрос приобретает остроактуальное  значение, тем самым, определяется значимость и актуальность выбранной темы.

      В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия  человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.

      А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, поскольку  определение потенциала, близкого к  реальности, способствует успешному  выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.

Установление  оптимальных взаимоотношений между  подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали –  важнейшая морально-психологическая  проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.

Доказано, что  разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%. 
 

Человек в контексте  управленческих отношений – таков  основной мотив курсовой работы.

Цель  работы – совместить основы теоретических положений психологии управления с практикой управленческой деятельности; показать их взаимосвязанность и взаимозависимость.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

      • Раскрыть теоретические положения понятия коллектива;
    • Провести теоретическое обоснование морально-психологического климата и структуры рабочего коллектива;
    • Представить и обосновать с точки зрения психологии факторы, влияющие на морально-психологический климат;
    • Раскрыть понятие и классификацию конфликтов;
    • Провести практический анализ конфликтной ситуации на предприятии;
      • Показать неразрывную связь теории и практики управления.

Цель и задачи определили структуру исследования и каждый пункт курсовой работы.

В работе отдельно рассмотрены вопросы, связанные  со структурой личности, понятием коллектива и конфликтам, которые в нем возникают.

Отдельно отмечено также   влияние личности руководителя и стиля руководства на психологический  климат рабочего коллектива.

ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ 

1.1. Понятие коллектива. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива.  

      Коллектив – это любое количество лиц, находящееся  во взаимодействии друг с другом в  виде одной непосредственной встречи  или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена.

      Коллектив является одним из видов малой  группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру  и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией.

      Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы.

      Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

      Малые группы,  в зависимости от их структуры, особенностей и рода деятельности, различают по видам (Рисунок 1).

Рисунок 1 «Виды малых групп»

      Среди высокоразвитых малых групп особо  выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, 
ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, их порядочности и уважении друг к другу.

      Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. Как группа, давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

      Психологически  развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. 
Такие отношения можно назвать коллективистскими.

          Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности.

Под нравственностью  понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

      Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.

      Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и  поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

      Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. 
В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

      Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность. Под ней  понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

      Организованность  – это способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

      Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе.

      Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

      Эффективность понимается как успешность решения  коллективом всех имеющихся у  него задач.

      Таких малых групп, которые полностью  бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим морально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

      Представленную  модель надо рассматривать скорее как  идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как-то, что отражает реальность существования малых групп.

      Эффективность работы коллектива во многом зависит  от его психологического климата.

      Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

      Он  составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Психологами установлено, что между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

      Если  психологический климат связан с  моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате.

      Морально-психологический  климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы.

      В совместной деятельности люди неизбежно  вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей.

      В совместных и взаимных действиях  людей, в их общении возникает  прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы  взаимных отношений людей друг к  другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе и специфика его формирования