Модели управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать модель управления инновациями.
Объектом исследования является инновационный процесс, предметом являются
Современные подходы и методы управления инновациями.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия управление инновациями
Проанализировать основные подходы и методы управления инновациями
Изучить отечественный и зарубежный опыт организации управления инновацией
Выбрать цель разработки модели управления инновациями и предложить модель управления инновациями.

Содержание

План работы. 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты управления инновациями. 7
1.1. Содержание понятия управление инновациями. 7
Классификации нововведений 7
1.1. Подходы и методы управления инновациями. 9
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации управления инновациями. 12
Глава 2. Разработка модели управления инновациями. 23
2.1. Концептуальные основы разработки модели. 23
Прогноз развития нанотехнологий c 2003 по 2050 гг. 23
2.2. Модель управления инновациями. 30
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) 30
Основные принципы деятельности Корпорации: 32
Заключение. 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 584.50 Кб (Скачать)

РОСНАНО – масштабный государственный  проект, конечной целью  которого является перевод  страны на инновационный  путь развития и вхождение  России в число  лидеров мирового рынка нано-технологий. Сегодня в Корпорации сосредоточены одни из лучших специалистов страны, способных  наладить взаимовыгодное сотрудничество между  наукой, бизнесом и  государством. Это  – основное условие  успеха. 

А.Б. Чубайс, генеральный  директор РОСНАНО 

     Российская  корпорация нанотехнологий основана в 2007 г. федеральным законом № 139-ФЗ для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий.

     Корпорация  решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров-частных инвесторов.

     Корпорация  участвует в создании нанотехнологической инфраструктуры, такой как центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы и фонды раннего инвестирования. Для поддержки финансируемых проектов Корпорация реализует научные и образовательные программы, а также популяризирует нанотехнологические исследования и разработки. Корпорация выбирает приоритетные направления инвестирования на основе долгосрочных прогнозов развития (форсайтов), к разработке которых Корпорация привлекает ведущих российских и мировых экспертов.

     Поддерживая выход российских компаний на внешние рынки и укрепляя их взаимовыгодные международные связи, Корпорация развивает сотрудничество с ведущими мировыми нанотехнологическими центрами и организует в России ежегодный международный форум по нанотехнологиям.

     Нанотехнологии  и наноиндустрия являются в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений науки, технологий и промышленности.

     Задача  опережающего инновационного развития России, коммерциализации перспективных  разработок, а также проблема рационального использования ресурсов диктуют необходимость освоения и использования новых инструментов государственной политики.

Основы государственной  политики в сфере наноиндустрии определены в президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» от 24 апреля 2007 г.

     В соответствии с этой стратегией уже в ближайшие годы должны быть кардинально увеличены объемы производства выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий и достигнуто насыщение соответствующих рынков.

Одновременно  должна быть начата разработка новых  видов продукции нанотехнологий, которые появятся на рынке через несколько лет, и доведение этих видов продукции до промышленного производства.

К 2015 году в стране будет сформирована национальная нанотехнологическая сеть, представляющая условия для масштабного наращивания продукции наноиндустрии.

В целях  содействия реализации государственной  политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии и в соответствии с Федеральным законом «О российской корпорации нанотехнологий» создана государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее — Корпорация).

Исходя из основных задач, определяемых государственной политикой в сфере наноиндустрии и Федеральным законом «О российской корпорации нанотехнологий», Корпорация определяет свою миссию как содействие реализации государственной политики, имеющей целью вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий.

Вхождение России в число лидеров в области нанотехнологий должно быть достигнуто на следующих главных направлениях:

  1. Завоевание лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции;
  2. Признание России в мировом нанотехнологическом сообществе, в том числе в качестве международной площадки для обсуждения проблем развития наноиндустрии;
  3. Обеспечение весомого вклада в мировую «копилку» знаний («Генерация новых знаний»).

Основные  усилия и ресурсы Корпорации планируется сосредоточить на достижении главной для Корпорации цели — завоевание Россией лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции.

Однако Корпорация будет уделять должное внимание всем направлениям, учитывая взаимосвязь  между ними.

Исходя из поставленной главной цели, определяются основные задачи Корпорации — обеспечение коммерциализации разработок наноиндустрии и координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

Для достижения главной цели и решения основных задач Корпорацией используются различные обеспечивающие инструменты:

Основные  принципы деятельности Корпорации:

Реализация  государственных  интересов

В сфере  нанотехнологий Корпорация действует  в интересах Российской Федерации, является основным координатором инновационной политики, направленной на коммерциализацию перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Коммерческая  направленность

В инвестиционной сфере деятельность Корпорации направлена на достижение положительных коммерческих результатов и вовлечение частного капитала в наноиндустрию.

Эффективность

Для достижения поставленных целей Корпорация максимально  эффективно использует предоставленные  ресурсы, учитывая имеющиеся ограничения  и избегая неоправданных затрат.

Региональное  развитие

Корпорация  содействует развитию инновационных  процессов в сфере нанотехнологий во всех регионах Российской Федерации, имеющих и/или активно создающих условия для такой деятельности.

Публичность и открытость

Корпорация  открыта для взаимодействия с любыми российскими и зарубежными структурами для достижения поставленных целей. Корпорация информирует всех участников инновационного процесса и общественность о своей текущей деятельности и ее результатах.

Координация совместной деятельности

Корпорация  координирует свою деятельность с другими институтами развития и участниками инновационного процесса в области нанотехнологий. 

Снижение  рисков и устранение рыночных барьеров

  • Корпорация стремится снизить научные, технологические, рыночные риски для всех участников инновационного процесса в области нанотехнологий.
  • Корпорация может полностью или частично принять на себя риски, связанные с развитием нанотехнологий в наиболее важных направлениях инновационного процесса.
  • Корпорация создает необходимые условия для расширения числа участников инновационного процесса, и она не будет конкурировать с коммерческими институтами.

Стратегия деятельности Корпорации в реализации миссии и поставленных целей включает в себя следующие структурные составляющие:

  1. Научное прогнозирование (форсайт) — формирование стратегических целей, способов их достижения для участников инновационного процесса.
  2. Инфраструктурные программы - создание и развитие инфраструктуры, необходимой для генерации научных знаний, подготовки кадров и коммерциализации технологий, информационное обеспечение инновационных процессов.
  3. Инвестиционная деятельность (инвестиционные проекты) — отбор, экспертиза и финансирование проектов и программ, соответствующих целям дорожных карт, принципы и организация управления проектами.
  4. Образовательные проекты (развитие системы образования и подготовки кадров) — содействие развитию системы подготовки кадров для инновационной деятельности, включая научные, технологические и управленческие кадры, с учетом необходимости междисциплинарного обучения и подготовки.
  5. Популяризация и общественные коммуникации - повышение общественной информированности о процессах, происходящих в наноиндустрии, формирование доверительного отношения к продукции наноиндустрии, повышение привлекательности наноотрасли как сферы инвестирования.
  6. Развитие рыночных условий и отношений (раскрытие рынков) — формирование условий и содействие развитию (расширению) рынков сбыта нанотехнологической продукции и интеллектуальных продуктов наноиндустрии с целью обеспечения притока частных инвестиций. Содействие продвижению российской нанотехнологической продукции на мировые рынки.
  7. Обеспечение безопасности нанотехнологий и продукции наноиндустрии  — активное и опережающее проведение работ, связанных с выявлением и учетом всех факторов безопасности научных исследований, выпуска и использования (применения) продукции наноиндустрии.
  8. Сертификация, стандартизация и метрологическое обеспечение  — содействие формированию систем стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения наноиндустрии.
  9. Участие в совершенствовании законодательства  — выявление направлений совершенствования законодательной базы инновационных процессов в наноиндустрии, проведение мероприятий, направленных на снижение (устранение) имеющихся законодательных барьеров и противоречий.
  10. Международное сотрудничество — развитие международного взаимодействия в научной, коммерческой и инвестиционной сфере, продвижение российской нанопродукции на международные рынки, участие Корпорации в деятельности международных организаций, формирование позитивного образа России как одного из основных участников мирового инновационного процесса;
  11. Создание международной площадки для обсуждения проблем и перспектив развития наноиндустрии — создание и развитие условий в России для обсуждения глобальных научных, технических и экологических проблем наноиндустрии, проведения соответствующих мероприятий на постоянной основе.

Роль и  место Корпорации в структуре  национальной нанотехнологической

сети и системе  инновационного развития Российской Федерации

     Корпорация  является базовым институтом развития инновационных процессов в области  наноиндустрии наряду с другими  институтами по диверсификации экономики, в том числе Инвестиционным фондом Российской Федерации, Государственной  корпорацией «Банк развития и  внешнеэкономической деятельности», открытым акционерным обществом  «Особые экономические зоны», Российской венчурной компанией и др.

     Корпорация  участвует в создании национальной нанотехнологической сети. Партнерами Корпорации по созданию национальной нанотехнологической сети являются, прежде всего, головная научная организация  – Российский научный центр «Курчатовский  институт», осуществляющая научную  координацию деятельности в сфере  нанотехнологий в Российской Федерации, крупные отраслевые и региональные специализированные научно-технологическиекомплексы и промышленные центры, Российская академия наук, научно-образовательные  центры, созданные на базе ведущих  университетов страны, упомянутые выше институты инновационного развития. Корпорация предоставляет всем институтам развития и участникам национальной нанотехнологической сети доступ к  участию в проектах и к результатам  выполнениясвоих инвестиционных проектов, инфраструктурных и образовательных  программ.

     Таким образом мы выяснили, что нанотехнологии являются одним из приоритетных направлений  инновационной деятельности и  государство  производит инвестиционную и правовую политику в этой сфере.   
 
 
 
 
 

 

Дерево  целей корпорации «Роснанотех»

Заключение.

     Управление  инновациями – это сложный, комплексный  процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера  в равной степени и знаний и  таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов  и услуг.

     Управление  это опирается на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских  способностей. Необходимо свести воедино  все аспекты жизнедеятельности  предприятия, и свести успешно, с  тем, чтобы можно было вывести  на рынок нечто новое.

     Совсем  немногого можно добиться, используя  шаблонные шаги и решения, и, наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным  подходам к ведению инновационного бизнеса.

     Инновационный менеджмент – все еще слишком  сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому  мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо  более позитивных результатов, чем  тот, который станет досконально  следовать догмам.

     За  долгое время инновационной деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые  помогают менеджеру в принятии тех  или иных решений, связанных с  управлением инновациями.

     Эти методики весьма обширны и многочисленны, они могут многое объяснить и  помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения  все еще принимает человек.

     Не  следует недооценивать значение инноваций в нашей жизни, без  них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше  и эффективнее мы научимся управлять  инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.

Список  литературы

  1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008.
  2. Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. – М.:ЮНИТИ, 1999.
  3. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1998.
  4. Коротков Э.В. Концепция менеджмента. – М.: ДеКа, 1997.
  5. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы. – М.: Политиздат, 1998.
  6. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации».
  7. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  8. Морозов Ю.П. Инновационный менежмент. – М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2000ю
  9. Мескон М.Х, Альберт М., Хидоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
  10. .В. Быковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. Организация и финансирование инноваций : учебное пособие – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006

Информация о работе Модели управления инновациями