Модели управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать модель управления инновациями.
Объектом исследования является инновационный процесс, предметом являются
Современные подходы и методы управления инновациями.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия управление инновациями
Проанализировать основные подходы и методы управления инновациями
Изучить отечественный и зарубежный опыт организации управления инновацией
Выбрать цель разработки модели управления инновациями и предложить модель управления инновациями.

Содержание

План работы. 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты управления инновациями. 7
1.1. Содержание понятия управление инновациями. 7
Классификации нововведений 7
1.1. Подходы и методы управления инновациями. 9
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации управления инновациями. 12
Глава 2. Разработка модели управления инновациями. 23
2.1. Концептуальные основы разработки модели. 23
Прогноз развития нанотехнологий c 2003 по 2050 гг. 23
2.2. Модель управления инновациями. 30
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) 30
Основные принципы деятельности Корпорации: 32
Заключение. 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 584.50 Кб (Скачать)

            Современная европейская модель  технопарка отличается наличием  здания, предназначенного для размещения  в нем десятков малых фирм (это  способствует формированию большого  числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг); наличием нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию), что отличает ее от американской модели.  

       Развитие  инновационной сферы  в Японии и Китае

            Своей развитой инновационной инфраструктурой известной на весь мир "город мозгов" – Цукуба (Япония). В Цукубе живет 11 500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах; находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии. Цукуба – город фундаментальных исследований.

            Опыт Японии представляет безусловный интерес по созданию инноваций. Страна добилась значительных успехов в области интеграции науки и промышленности. В выбранном ею типе трансфера технологий отражены присущие этой стране культурные традиции. Япония приступила к реорганизации системы трансфера технологий в 1998 г. после принятия законодательный акта о трансфере технологий, предусматривавшего, в частности, создание при университетах структур по трансферу технологий, одобренных правительством. После 1998 г.

       японское  правительство финансировало 27 вновь  созданных ЦТТ (согласно терминологии Японии они носят название nintei TLO), которые обеспечивают изобретателей университетов услугами по управлению и коммерциализации результатов исследований и разработок. Как только создание ЦТТ было одобрено, Правительство Японии предоставило две трети средств на эксплутационные расходы (без возмещения расходов, связанных с услугами патентного поверенного и выплат патентных пошлин) в пределах суммы, эквивалентной 300 тыс. долл. США в год сроком на пять лет. Одобренные TLO (nintei TLO) представляют собой офисы по лицензированию технологии, которые могут заниматься передачей патентных прав, которыми владеет правительство Японии, а

       также результатами исследований и разработок, созданных в национальных университетах, межуниверситетских учреждениях, опытных  и исследовательских организациях Японии и независимых административных учреждениях.

            Исследования, проведенные японскими  экспертами, показали, что средств,  предоставленных правительством, недостаточно  для того, чтобы эффективно осуществлять  свою деятельность. С целью решения этой проблемы эти организации создали новые ассоциированные коммерческие компании для оказания содействия по коммерциализации университетских результатов исследований и разработок, а также обратились к членам профессорско-преподавательского состава с просьбой инвестировать средства в эти компании. Таким образом, несколько компаний, владельцами которых являются члены профессорско-преподавательского состава, ассоциированные с университетскими ЦТТ, оказывают содействие в коммерциализации университетских технологий.

            На сегодняшний день в Китае насчитывается 53 национальных, 50 провинциальных и 30 технопарков при университетах. Политика "внешней открытости" проводиться в масштабе всего Китая. Китайские технопарки представляют собой яркое проявление официальной политики "одна страна – две системы". Заметную роль в экономическом развитии Китая играют малые и средние предприятия (МСП). Они являются одной из движущих сил экономического роста и основным каналом поглощения избыточной рабочей силы. В настоящее время число малых и средних предприятий в Китае превышает 10 миллионов, что составляет 99 % всех зарегистрированных деловых предприятий страны. МСП создают 60 % валовой промышленной продукции и дают 40 % налога на прибыль. МСП обеспечивают почти три четверти совокупной занятости, поэтому китайское правительство уделяет огромное внимание реформированию, росту и технологическим инновациям МСП.

            Проблемы, с которыми сталкиваются  китайские МСП, включают ограниченный доступ к информации, устаревшие технологии, трудности с финансированием, слабый маркетинговый потенциал и нехватку квалифицированных специалистов. Наиболее острыми проблемами являются дефицит технологических инновационных ресурсов и средств.

            Создание системы технологических  инновационных услуг для МСП  является приоритетной задачей,  как и необходимость адаптации к глобальной промышленной реструктуризации и резким изменениям на рынке. С решением этой задачи связано формирование сервисной системы для технологических инноваций МСП, а также создание благоприятной внешней среды для роста МСП

       Инновационная сфера в России

       Хозяйственные условия в России сегодня очень  сильно отличаются от условий в странах  развитого капитализма, поэтому  использование потенциала инноваций  должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику экономики  нашей страны.

       Законодательно-правовая база и основы инновационной  политики РФ

            С 1996 – 1997 гг. федеральные органы  власти начали разрабатывать  проекты правовых документов и актов, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности.

            Наиболее удачным из этих документов  была первая Концепция инновационной политики Российской Федерации, рассмотренная на заседании Правительственной комиссии по научно-технической политике 12 ноября 1997 г. Все последующие документы на эту тему, включая последнюю версию ФЗ "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", получившего президентское вето после принятия его Государственной Думой (1 декабря 1999 г.) и одобрения Советом Федерации (23 декабря 1999 г.), отличались, к сожалению, в худшую сторону.

            Происходило выхолащивание, а  зачастую и потеря сути категории  "инновация" и производных  понятий, и, как следствие, становилось невозможным определить предмет инновационной политики, ее отличие от научнотехнической политики. Искажалась не только суть инновации, но также неверно выстраивалась причинноследственная связь: первичной должна быть общественная потребность, выражаемая через механизм рынка и государственный заказ, и только из нее должны следовать средства реализации (удовлетворения соответствующих потребностей) на основе использования различных нововведений, т.е. инновационный процесс, но не наоборот.

            Следствием этого явилась неразличимость (отождествление) инновационной политики (соответственно – деятельности) и научно-технической политики (соответственно – деятельности). При единстве стратегической цели – конкурентоспособная экономика, высокое качество жизни населения и национальная безопасность – они должны различаться в стратегических задачах и способах их решения. Если у научно-технической политики и деятельности главной задачей является создание научных заделов на завтра (а еще лучше на послезавтра), то задача инновационной политики и деятельности – использовать науку (наработанный массив знаний и технологий) в интересах экономики уже сегодня.

            При объявлении стратегическим  приоритетом научной политики "задачи  внедрения" научно-техническая сфера обречена на инвестиционную непривлекательность. Наукоемкие и высокотехнологичные проекты могут

       быть (или не быть) инвестиционно-привлекательными не в силу новизны и теоретической значимости используемых (реализуемых) в них супертехнологий и научных достижений, а в силу высокого рыночного потенциал (общественной востребованности) их конечного продукта.

            Таким образом, мотивация научной  деятельности и инновационной  деятельности разная. Отсюда следует задача правильного формулирования целей, приоритетов той или иной политики и даже организации практических действий по их обеспечению.

            Существенным продвижением в  этом направлении являются "Основы  политики Российской Федерации  в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г.

            К числу важнейших позиций  этого документа, касающихся рассматриваемой темы, следует отнести следующие положения:

            • Целью государственной политики  в области развития науки и  технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов (п. 7).

            • Стимулирование научной, научно-технической  и инновационной деятельности  в субъектах Российской Федерации, содействие интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитие муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов, а также административно-территориальных образований, для которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие, создание особых научно-технологических зон (п. 17, 10).

            • Формирование национальной  инновационной системы является  важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны (п. 18).

            • Формирование национальной  инновационной системы предусматривает:

            – создание благоприятной экономической  и правовой среды;

            – построение инновационной инфраструктуры;

            – совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

            • Создание и развитие объектов  инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг (п. 20, 3).

            • Стимулирование развития малого  научно-технического и инновационного  предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов (п. 28, 1).

            "Основы политики" задали определенную  тональность в развитии правовой базы инновационных процессов, как на федеральном, так и региональном уровнях.

            В настоящее время разработана  и реализуется Федеральная целевая  научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 – 2006 г. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 605, принята новая редакция постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540).

       Приоритеты  развития инновационной  деятельности

       Инновационную деятельность, пользующуюся активной государственной поддержкой, рекомендуется сконцентрировать на следующих семи узловых приоритетах, основанных на распространении поколений пятого и освоении отдельных направлений шестого ТУ [35].

       1 Биотехнология и биомедицина  – использование достижений генной  инженерии для создания новых поколений лекарственных препаратов, селекции растений и животных с максимальными значениями полезных свойств, развития геобиотехнологий, биологических методов борьбы с сельхозвредителями и экологическими загрязнениями.

       2 Концентрация усилий в области  новейших информационных технологий  и систем на разработке нано-, био-, оптоэлектроники, фотоники и оптоинформатики, эффективных систем моделирования и программирования, создании национальных информационных систем в областях образования, науки, культуры, медицины и экологии – там, где у России имеются сильные исходные позиции.

Информация о работе Модели управления инновациями