Модели управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать модель управления инновациями.
Объектом исследования является инновационный процесс, предметом являются
Современные подходы и методы управления инновациями.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия управление инновациями
Проанализировать основные подходы и методы управления инновациями
Изучить отечественный и зарубежный опыт организации управления инновацией
Выбрать цель разработки модели управления инновациями и предложить модель управления инновациями.

Содержание

План работы. 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты управления инновациями. 7
1.1. Содержание понятия управление инновациями. 7
Классификации нововведений 7
1.1. Подходы и методы управления инновациями. 9
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации управления инновациями. 12
Глава 2. Разработка модели управления инновациями. 23
2.1. Концептуальные основы разработки модели. 23
Прогноз развития нанотехнологий c 2003 по 2050 гг. 23
2.2. Модель управления инновациями. 30
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) 30
Основные принципы деятельности Корпорации: 32
Заключение. 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 584.50 Кб (Скачать)

       Подход  к управлению как процессу оценивает  его в качестве системы. В ней  деятельность, направленная на достижение целей фирмы, рассматривается не как единовременное действие, а как  серия взаимосвязанных деловых  непрерывных акций, материализующих  функции управления. Ими являются: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок.

       При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать  организацию как совокупность взаимосвязанных  элементов – люди, структура, технология, - которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющихся условий внешней среды.

       Ситуационный  подход предполагает, что эффективность  различных методов управления определяется конкретной ситуацией и наилучшим  является метод, максимально соответствующий  ее условиям. Выявляются основные внутренние и внешние факторы, влияющие на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае.

       Подход, основанный на концепции жизненного цикла инновации, показался мне  наиболее интересным, давайте рассмотрим его подробнее.

       Подход, основанный на концепции жизненного цикла инновации исходят из того, что все экономические процессы протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

            Цикл означает совокупность взаимосвязанных  явлений, процессов, работ, образующих  законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

            Жизненный цикл инновации представляет  собой определенный период времени,  в течение которого инновация  обладает активной жизненной  силой и приносит производителю  и/или продавцу прибыль или  другую реальную выгоду.

            Концепция жизненного цикла инновации  играет принципиальную роль при  планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

            • концепция жизненного цикла  инновации вынуждает руководителя  хозяйствующего субъекта анализировать  хозяйственную деятельность, как  с позиции настоящего времени,  так и с точки зрения перспектив  ее развития;

            • концепция жизненного цикла  инновации обосновывает необходимость  систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

            • концепция жизненного цикла  инновации является основой анализа  и планирования инновации. При  анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного  цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

            Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия  затрагивают, прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить "стержневую", т.е. базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

            Схемы жизненного цикла различны  у инновационного продукта и  у инновационной операции (процедуры).

            Жизненный цикл нового продукта  состоит из семи стадий:

    • разработка нового продукта;
    • выход на рынок;
    • развитие рынка;
    • стабилизация рынка;
    • уменьшение рынка;
    • подъем рынка;
    • падение рынка.

             На стадии разработки нового  продукта производитель организует  инновационный процесс. На этой  стадии происходит вложение капитала.

             Стадия выхода на рынок показывает  период внедрения нового продукта на рынок.

             Стадия развития рынка связана  с ростом объема продаж продукта  на рынке.

             Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным  продуктом. 

             Стадия уменьшения рынка –  это стадия, на которой происходит  спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

             Стадия подъема рынка является  продолжением предыдущей стадии.

             Стадия падения рынка – это  резкое снижение объема продажи  продукта, т.е. падение его до  нуля.

    1. Отечественный и зарубежный опыт организации управления инновациями.
 

       Практику  совершенствования бизнес-процессов  за счет внедрения инновационных  технологий давно используют в Европе, Японии и Северной Америке. Началом бурного развития инновационного потенциала зарубежных стран является середина ХХ века. В США инновационная деятельность и инфраструктура стремительно начала развиваться с начала 50-х гг. Причинами тому являлись, во-первых, обострение конкуренции в области высоких технологий со стороны иностранных компаний, во-вторых, стремление повысить эффективность использования в коммерческих целях научных и технологических результатов, полученных в ходе освоения федеральных бюджетных ассигнований на НИОКР (в 1998 г. они превысили 75 млн. долл.). С начала 70-х гг. инновационные процессы уже охватили Францию, Бельгию, в 1983 г. – ФРГ, в 80-е гг. – Канаду, Сингапур, Австралию, Бразилию, Индию, Малайзию, Китай, Японию.

              Для сравнения в России (СССР) инновационная деятельность свое  начало получила с 1990 г.

         В организационных схемах развития  инновационной деятельности существуют  заметные отличия. Их выбор зависит в значительной мере от особенностей национальных систем нововведений.

              К настоящему времени сформировались 3 типа моделей построения технопарков:  американская (США, Великобритания); японская (Япония); смешанная (Франция, ФРГ).

            Отличительными особенностями американской  модели являются три типа научных парков: научные парки; исследовательские парки; инкубаторы (инновационные центры).

            Японская модель предполагает  строительство совершенно новых  городов – так называемых "технополисов", сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство.

            Особенностями смешанной модели  являются: наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм; наличие нескольких учредителей. Пример – научный парк "София Антиполис".

            По определению Международной  Ассоциации научных парков научный  или исследовательский парк представляет собой структуру, управляемую в соответствии с формальным соглашением о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий путем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам.

       Технопарк – организация, управляемая профессионалами, главная цель которых состоит в том, чтобы увеличить богатство ее сообщества, продвигая культуру инноваций и конкурентоспособность ее взаимосвязанных видов коммерческой деятельности и учреждений, основанных на знаниях. Чтобы реализовать эти цели, технопарк стимулирует и управляет потоком знаний и технологий среди университетов, научно-исследовательских центров, компаний и на рынке, что облегчает создание и рост инновационных компаний через инкубацию и процессы дополнительного дохода, и обеспечивает создание других ценных услуг, включая создание высококачественных мест и средств обслуживания.

            Единым направлением развития  инновационной деятельности различных стран является то, что правительства, формируя правовые условия управления интеллектуальной собственностью, созданной в государственных исследовательских организациях, стремятся к развитию соответствующей инфраструктуры, которая стимулирует процесс передачи технологий и коммерциализации исследований и разработок.

            Развитые страны, используя трансфер  технологий, стремятся изменить  как свои позиции, так и структуру своего присутствия на международном рынке, осуществляя тем самым неадминистративное влияние на структуру производства товаров и услуг национального частного сектора экономики. Для стран с переходной экономикой развитие трансфера технологий может быть шагом на пути реструктуризации экономики, способом увеличения экспортных поступлений в государственный бюджет.

            Настоятельная необходимость преодоления  инновационного разрыва между  научными исследованиями и промышленностью предопределила появление в середине XX в. первых структур по трансферу технологий, созданных с использованием средств федерального бюджета. Наиболее известными из них являются офисы по трансферу технологий Калифорнийского Университета (США, основан в 1926 г.), Германского общества Фраунгофера (Германия, основан в 1952 г.), а также Британская технологическая группа, учрежденная в 1948 г. британским правительством как национальная корпорация по коммерциализации результатов науки и техники.

                                           Инновационная система  США

            К середине прошлого столетия, ведущие американские университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Крупные университеты США, являясь федерально-значимыми научно-образовательными центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов через формирующиеся при них технопарковые структуры.

                  Вокруг университетов создаются  исследовательские парки как  форма интегрированного развития  науки, образования и бизнеса. Исследовательский парк представляет собой объединенную вокруг научного центра (исследовательского университета) научно-производственную, учебную и социально-культурную зону обеспечения непрерывного инновационного цикла.

             Суть концепции исследовательского  парка состоит в создании особой  инфраструктуры, обеспечивающей связь исследовательского центра и бизнеса, порождающей и поддерживающей на стартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия. В парках осуществляется технологический трансфер, т.е. передача новых технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство, доведение замысла до стадии выпуска продукции.

             Технопарки, образующиеся рядом  с вузами, но независимые от  них, с одной стороны, – обеспечивают коммерциализацию научных разработок, дают дополнительный заработок преподавателям, аспирантам и студентам.

             Структура каждого конкретного  парка определяется его специализацией, соответственно очерчивающей круг его деятельности. Парку предоставляется возможность пользоваться лабораториями, библиотекой и компьютерными коммуникациями университета.

             Ядром парка является инновационный  бизнес-инкубатор, в котором ученый  после тщательной экспертизы своей разработки получает возможность льготной аренды помещений и оборудования.

                                      

       Инновационная деятельность в Европе

            С начала 70-х гг. стали развиваться  первые Европейские технопарки. В то время их особенностью  являлось: наличие одного учредителя; основной вид деятельности –  сдача земли в аренду собственникам  наукоемких фирм; более короткий  срок становления, поскольку они  базировались на имеющемся опыте,  имели детально проработанные  программы и бизнес-планы; в  основном это были крупные  организации, которые имели контакты  со зрелыми фирмами.

            В настоящее время основными  направлениями развития европейских  технопарков являются юридически правильное оформление прав на идею (интеллектуальную собственность); грамотный технологический и финансовый план доведения идеи до промышленного выпуска продукции и его реализации на рынке; наличие подходящего помещения для создания опытного образца и производства продукта; наличие необходимого для работы оборудования; финансовые ресурсы для реализации рассмотренных этапов.     Однако в то время технопарки почти не уделяли внимания формированию и поддержке новых фирм, передаче технологий из науки в промышленность.

Информация о работе Модели управления инновациями