Модели и методы управления запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Содержание

Введение
Глава 1.Материальные потоки в организации. Производственные запасы и их влияние на эффективность производства
Глава 2.Функции логистики
Глава 3.Управление запасами на предприятиях на примере ЗАО «СМУ-7»
Глава 4.Модели и методы управления запасами
Вывод

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 51.64 Кб (Скачать)

Ки=М 1/М1’

Также при оценке и анализе эффективности использования  могут быть рассчитаны такие показатели как:

- Коэффициент  оборачиваемости материальных затрат:

Комз = Выручка / среднегодовую стоимость материальных затрат

- Период оборота  показывает за сколько дней совершают один оборот средства, инвестированные в материальные запасы.

Период оборота  материальных затрат = 360 * среднегодовая  стоимость материальных затрат ∕  выручка от продаж

Коэффициент оборачиваемости  материальных затрат и период их оборота  могут быть рассчитаны и на основании  показателя себестоимости:

Также при оценке и анализе эффективности использования  материально-производственных запасов  рассчитывается экономия или перерасход материальных ресурсов, которые характеризуются  показателями абсолютной экономии (перерасхода) и относительной экономии (перерасхода) материальных ресурсов.

Абсолютная экономия (перерасход) материальных ресурсов определяется:

Эабс = МЗ1 – МЗо

Относительная экономия (перерасход) материальных ресурсов определяется:

Эотн = МЗ1 – Мзо * In

где: In – индекс выручки = N1 / N0. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Функции  логистики

Фундаментальными  понятиями логистики являются логистические  операции и функции. Логистическая  операция - это любое элементарное действие или совокупность действий, приводящее к преобразованию, параметров материального и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи.

Декомпозиция  логистического процесса до конкретного  набора операций является сложной и  трудоемкой задачей, которая решается обычно на уровне отдельной фирмы.

Логистические операции выполняются в основном силами операционных звеньев менеджмента  в соответствующих функциональных подразделениях компании и ее партнеров. Целесообразность, выделения логистической операции должна диктоваться практической возможностью и необходимостью учета затрат ресурсов на ее выполнение.

Логистическую функцию образует обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности  управления логистическим процессом.

Логистические функции зависят от отраслевой и  продуктовой; специализации, корпоративной  и логистической стратегии, организационной  структуры управления фирмой, логистической  инфраструктурой, корпоративной информационной системы. Обособление логистических  функций напрямую связано с выделением на предприятии структурных подразделений  службы логистики, отвечающих за управление закупками, складированием, транспортировкой, упаковкой, грузопереработкой и т. п.

В логистике  для управления потоком предусматривается  выполнение таких функций, как планирование, оперативное регулирование, контроль и анализ.

В общем виде каждую функцию управления можно  охарактеризовать следующим образом.

Функция планирования предусматривает решение задач, связанных с установлением оптимальной  траектории движения потока,; формированием самого потока, установлением его интенсивности, разработкой расписания (графика) следования потока и др.

Функция оперативного регулирования представляет реализацию на практике запланированного режима движения потока, включая диспетчеризацию  перемещаемых объектов, выработку и  ввод в действие управляющих воздействий. К последним можно отнести следующие мероприятия:

• ускорение  продвижения материальных ресурсов от поставщиков;

• изменение  траектории движения потока и его  конечной точки;

• замена одних  материальных ресурсов другими;

• использование  резервов оптово-торговых предприятий;

• страхование  поставок за счет запасов;

• включение  в товарный оборот излишних и ненужных данному предприятию материальных ресурсов;

• управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами через  региональные коммерческие центры и  товарные биржи;

• дробление  материального потока на мелкие партии поставки;

• изменение  частоты поставок;

• поставки материальных ресурсов высокой степени технологической готовности;

• вовлечение в  хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов;

• и т. д.

Функция анализа  включает комплекс задач, предусматривающих  установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и  затраченными средствами, выявление  влияния различных факторов на фактическое  значение параметров потока, расчет эффективности  управления и функционирования системы  в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

Функция контроля устанавливает соответствие фактических  параметров движения потока заданным.

В современной  логистике, как на макро-, так и на микроуровне, различают, как уже говорилось, две группы функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции  связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К таким функциям относятся управление:

• движением  сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

• движением  комплектующих от поставщиков или  пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам;

• уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного  процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады;

• движением  готовой продукции с оптовых  складов на различные рынки сбыта;

• оперативной  организацией потоков конечной продукции к потребителям.

• Данные функции  управления конкретными операциями практически в полном объеме выполнялись  и выполняются в рамка традиционного  управления. Методы контроля состояния управляемых объектов, генерирования управляющих воздействий и техника, их реализации остаются теми же, что используются уже в течение многих лет независимо от появления и применения концепции, логистики.

Поэтому для  следования концепции логистики  оперативные функции управления должны быть дополнены координационными Функции логистической координации:

• анализ рынков, на которых действует предприятие;

• выявление  и анализ потребностей в материальных ресурса; для различных производственных подразделений;

• выявление  динамики потребностей в материальных ресурса в зависимости от протекания производственного процесса;

• прогнозирование динамики рыночной ситуации;

• сбор и анализ информации о фактическом состоянии  и потенциальных изменениях в  потребностях имеющейся клиентуры;

• анализ и прогнозирование  возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

Следовательно, для логистического управления характерно то, что важнейшее значение приобретает  целеполагание, выработка критериев  эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязка конкретных операций, выполняемых предприятием (фирмой), с запросами рыночного окружения.

Перечень функций  логистики остается неизменным для  различных вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных  и иных возможностей предприятия (фирмы). Однако характер этих функций, интенсивность, относительная значимость и степень  взаимовлияния могут существенно  варьироваться в зависимости  от видов поступающих заказов  и способов их удовлетворения. В  этой связи необходимо рассмотреть  производственно-распределительные  процессы. Обычно их делят на три  категории:

1) повторяющиеся  (циклические) производственные процессы;

2) процессы с  малым разнообразием номенклатуры  выпускаемых изделий и с большими  объемами выпуска (поставки) каждого наименования;

3) процессы с  высоким разнообразием номенклатуры  выпускаемых изделий и с малыми  объемами выпуска (поставки) каждого наименования.

Примером процесса первого типа является производство и распределение подшипников, электромоторов, проверенных временем и устоявшихся  медицинских препаратов, расфасованных по емкостям напитков и т. п.

В случае, когда  речь идет о поставке стандартизованных  товаров с выбором из постоянного  ассортимента, используется узкоспециализированное и высокопроизводительное оборудование. Сборка изделий производится с использованием сборочных конвейеров. Поставщики сырья, материалов и комплектующих, как  правило, являются постоянными. Персонал также обычно является постоянным, обладает большим опытом и высокой квалификацией.

Тогда функции  анализа рынка сводятся к приведению клиентуры и поставщиков во взаимное соответствие с возможностями фирмы. Все виды запасов могут быть минимизированы. Должностные инструкции персонала  всех видов и уровней в основном будут оставаться неизменными. Оперативные  функции логистики в этом случае сводятся, как правило, к традиционным задачам управления и слежения за производством, перемещения грузоединиц с помощью различного рода конвейеров и автоматизированных транспортных средств, контроля различных директивных дат и времени выполнения операций. Пребывание изделия в производственно-сбытовой системе - очень недолгое.

В процессах  второго типа речь идет о поставке изделий с некоторым разнообразием  их номенклатуры и значительным объемом  выпуска каждого наименования. Например, производство и поставка различных  моделей автомобильных двигателей для комплектации разных вариантов  собираемого автомобиля. Здесь применяется  не узкоспециализированное, а специальное  технологическое оборудование типа переналаживаемых производственных линий. Персонал имеет более широкую, чем  в предыдущем случае, квалификацию. Используются типовые формы наряд-заказов и рабочих инструкций. В этих условиях координационные функции логистики сводятся к определению очередности и объемов запуска заказов, контролю за их выполнением, анализу условий сохранения и расширения круга клиентуры и к контролю за их выполнением, организацией и управлением связей с поставщиками материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения выпускаемой номенклатуры.

Оперативные функции  логистики в этом случае формируются  исходя из того, что все запасы и  незавершенное производство не могут  быть сведены к минимуму. Однако их объемы по отношению к выходу и поставляемым объемам заказов  невелики. Время пребывания изделия  в производственной системе больше, чем в предыдущем случае, хотя в  абсолютном значении и не очень велико. Скорость движения материального потока от входа к выходу достаточно велика.

Наконец, в процессах  третьего типа речь идет о позаказном изготовлении и поставке изделий  любого наименования. Разумеется, имеются  в виду изделия, входящие в специализацию  данной производственно-сбытовой системы. Объемы каждого заказа могут быть очень малы. Они могут быть мелкосерийными или даже индивидуального характера. Показательным примером является поставка штампов и пресс-форм для их последующего использования по функциональному  назначению. В этих условиях используется универсальное, а не специализированное оборудование. Персонал обладает широкой  квалификацией. Объемы запасов и  незавершенного производства велики по отношению к выходу. Время пребывания изделия в производственно-сбытовой системе также велико, а скорость движения материального потока от входа  к выходу очень небольшая.

Для выполнения каждого заказа требуются своя документация и свои должностные инструкции.

Координационные функции логистики, определяющие анализ рынка, формирование портфеля заказов, установление оперативных связей в  сфере производства и распределения, прогнозирующие поступление заказов  и др., приобретают особо важное значение.

Информация о работе Модели и методы управления запасами