Модели и методы принятия управленческих решений на примере фирмы «Компас-с»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой - разработать практические рекомендации по улучшению работы фирмы.
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время независимо от должности, каждый человек должен принимать свои управленческие решения.
Задачи:
- исследовать теоретические аспекты управленческих решений
- проанализировать деятельность организации;
- дать рекомендации и решения к данной проблеме.
Объектом исследования является компания «КОМПАС-С».
Предметом работы являются управленческие решения на предприятии, методы их принятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управленческих решений……………4
1.1 Модели и методы принятия решений………………………………..4
1.2 Управленческие решения их сущность и структура……………….11
1.3 Этапы процесса принятия управленческого решения……………..19
Глава 2. Анализ методов принятия управленческих решений в фирме «Компас-с».
2.1 Характеристики фирмы «Компас-с»………………………………23
2.2 Модели и методы в компании фирмы «Компас-с». ………….….26
2.3 Недостатки и пути их решения в компании «Компас-с»…………28
Заключение…………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Министерство  культуры РФ

ФГОУ  ВПО Пермский Государственный Институт Искусства и культуры

Факультет культурологии

Кафедра управления и экономики социально-культурной сферы 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа.

Модели  и методы принятия управленческих решений. 
 
 
 

                                                       Выполнила:

                                                       студентка гр.

                                                       Руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  аспекты управленческих решений……………4

    1. Модели и методы принятия решений………………………………..4
    2. Управленческие решения их сущность и структура……………….11
    3. Этапы процесса принятия управленческого решения……………..19

Глава 2. Анализ методов принятия управленческих решений в фирме «Компас-с». ………………………………………………………………23

2.1 Характеристики фирмы «Компас-с»………………………………23

2.2 Модели и методы в компании фирмы «Компас-с». ………….….26

 2.3 Недостатки и пути их решения в компании «Компас-с»…………28

Заключение…………………………………………………………….…31

Список использованных источников…………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

  В жизни мы принимаем десятки и  сотни решений. К решениям относятся, как малозначащий выбор одежды и  просмотр телевизионных программ, так  и выбор места работы или ВУЗа для получения образования.

  В силу неосознаваемых психологических  факторов мы зачастую уделяем непропорционально  много внимания одним решениям, пренебрегая  значимостью других. Многие решения  принимаются без должного систематического обдумывания. Однако в управлении принятие решения – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни.

Управленческие  решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.

     Цель  курсовой - разработать практические рекомендации по улучшению работы фирмы.

Актуальность  данной курсовой работы обуславливается  тем, что в настоящее время независимо от должности, каждый человек должен принимать свои управленческие решения.

     Задачи:

- исследовать  теоретические аспекты управленческих  решений

- проанализировать  деятельность организации;

- дать  рекомендации и решения  к  данной проблеме.

    Объектом исследования является компания «КОМПАС-С».

    Предметом работы являются управленческие решения на предприятии, методы их принятия. 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты управленческих решений

Модели и методы принятия решений

В процессе разрешения сложных проблем с  целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

      Методы  моделирования.

    Методы  моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

    Разработка  и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования –  довольно сложная процедура, которая  может быть представлена последовательностью основных этапов:

  1. Постановка задачи;
  2. Определение критерия эффективности анализируемой операции;
  3. Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
  4. Построение математической модели изучаемого объекта (операции);
  5. Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
  6. Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
  7. Корректировка и обновление модели.
 

    Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

    Наиболее  распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или оптимального обслуживания; модели линейного программирования.

       Модели теории игр.

    Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.

    К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия – конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов – существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение,  следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.

    Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как  слишком упрощены по сравнению с  реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.

    Модели  теории очередей или  оптимального обслуживания.

    Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при  определённом уровне потребности в  них. К ситуациям, в которых такие  модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна. Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.

       Модели линейного программирования.

    Их  применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения  дефицитных ресурсов при наличии  конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может  определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов – модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени – модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции – модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).

      Методы  экспертных оценок.

        При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок

Сущность  экспертных методов принятия решений  заключается в получении ответов  специалистов на поставленные перед  ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации  погрешностей и влияния субъективного фактора обрабатывается с помощью специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения.

Для подготовки и проведения экспертизы формируется  организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной работы экспертов. Основные задачи этой группы:

  1. постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
  2. разработка процедуры проведения экспертизы;
  3. отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
  4. проведение опроса экспертов и получение их оценок;
  5. обработка, формализация и интерпретация полученной информации.

Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике методы группового опроса: метод комиссий, метод «мозговой атаки», различные  модификации метода «Дельфи». Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

Модели  принятия решений  в организации.

В зависимости  от того, как процесс принятия решений  воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальным или организационным) можно выделить 4 метода принятия решений.

                                                     Восприятие и интерпретация

Уровень принятия решения Организационный Личностно ограниченная рациональность (Удовлетворенность  индивида) Рациональная  модель (организационная максимизация)
 
Политическая модель (Индивидуальная максимизация) Организационно  ограниченная рациональность (удовлетворенность  организации)
Индивидуальный
«Я» «МЫ»
 
 

     Рациональная модель.

Рациональная  модель предполагает выбор такой  альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации.

    Модель  ограниченной рациональности.

Модель  ограниченной рациональности  в  принятии решений предполагает, что  менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предупреждений. В зависимости от преобладания первого или второго, модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно-ограниченная рациональность. Определение проблем при этом подходе происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере в начале процесса, в известных для менеджера или организации областях.

    Анализ  данных также упрощается, сдвигаясь  с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий ее членов. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений на примере фирмы «Компас-с»