Модель стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента

1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента

1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента

1.3 Функциональная модель стратегического менеджмента

Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента

2.1 Функции и принципы стратегического менеджмента

2.2 Основные этапы стратегического менеджмента

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

- общность используемого сырья;

- единство технологии  и фазы научно-производственного  цикла (необ-работанное сырье,  полуфабрикаты, готовые изделия,  научно-техническая продукция, услуги);

- патентная защита (выпуск по зарубежным лицензиям,  на основе собственных изобретений и ноу хау без патентов) и т.д.

По каждой из этих зон целесообразно провести анализ по нескольким направлениям:

1. Удельный вес  данной зоны (сегмента) в общем  доходе (объеме продаж) фирмы и  его динамика. Этот показатель  отражает значимость данной сферы  деятельности предприятия. При этом выделяются (по аме-риканской терминологии) "звезды" (группы товаров с максимальными темпами роста продаж), "дойные коровы" (товары, приносящие основной доход при стабильном объеме реализации), "загадки" (доля в выручке невысока, но спрос остается постоянным) и "мертвые собаки" (продажа снижается, перспектив нет).

2. Удельный вес  данной группы товаров в общем  объеме реализации на рынке  и его динамика. При этом учитывается  доля покупателей, которые приобрели  товар фирмы (коэффициент проникновения на рынок), и отношение средней фирменной продажной цены к уровню рыночных цен на аналогичный товар (ценовой коэффициент). Благодаря последнему автомобильные компании России и Украины проникают на рынки Латинской Америки, Восточной Европы и других стран.

3. Стадия жизненного  цикла, на которой находится  товар. Стадия внедрения на  рынок начинается в Процессе  нововведения и заканчивается  выпуском первых промышленных  партий или образцов. На стадии  роста быстро увеличивается объем  продаж и прибыль в расчете на каждую единицу продукции (при переходе к массовому производству снижаются издержки). Фаза зрелости означает стабилизацию выручки при некотором росте общей суммы прибыли за счет дальнейшего снижения себестоимости. Наконец, спад начинается при устойчивом сокращении объема продаж в связи с переключением спроса на иные товары. Фазы жизненного цикла могут различаться на разных рынках. При спаде выручки в Москве и Санкт-Петербурге товар нередко лишь входит в моду в других регионах и государствах СНГ.

О различиях  стратегии на разных этапах цикла  дает представление табл. 5.

На первом этапе  особое значение имеет фактор времени, сокращение (без ущерба для качества) сроков разработки и освоения нововведения, интенсивная реклама нового товара, укрепление связей с поставщиками и потенциальными покупателями. После начала серийного выпуска главное - полное использование производственных мощностей, поддержание проектного, гарантируемого качества, достижение планового уровня издержек, формирование семейства изделии на базе основной модели с учетом запросов различных покупателей. Прекращение роста доходов требует смены ценовой стратегии (ориентация не на высокую цену и прибыль с каждой единицы товара, а на общую сумму прибыли за счет увеличения числа покупателей). Для стимулирования сбыта приходится идти на снижение цен, продажу в рассрочку и в кредит, оказание дополнительных льготных услуг по доставке, ремонту, оформлению (покупки и соответствующих товаров), модернизации базового образца, а при первых признаках спада - проводить уценку и распродажу остатков, ускорять внедрение на рынок новых товаров.

Таблица 5.

 
ФАЗЫ  ЦИКЛА

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

ВНЕДРЕНИЕ РОСТ ЗРЕЛОСТЬ СПАД  
СБЫТ низкий растущий высокий снижающийся  
ДОХОД минимальный (до убытка) высокий максимальный низкий (до убытка)  
КОНКУРЕНЦИЯ высокая средняя высокая максимальная  
ЦЕНА невысокая средняя снижающаяся низкая  
ТОВАР базовая модель модификация базовой  модели модернизация индивидуальные  заказы  
СТРАТЕГИЧЕС-КАЯ  ЦЕЛЬ сокращение  сроков выхода на рынок наращивание объема производства стимулирова-ние  сбыта смена ассортимента  
ОБЪЕКТОСОБО-ГО УПРАВЛЕНИЯ рынок НИР и  ОКР производство маркетинг НИР и ОКР  
           

4. Общая конкурентоспособность  и стратегическая уязвимость  данной зоны хозяйствования (степень коммерческого риска).

 

Заключение 

Стратегический  менеджмент - это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование  избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения  ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий См.: Schendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline. In Academy of Management Proceedings, 1972. .

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней  среды фирмы;

- анализ ее  внутренней обстановки;

- выбор и разработка  стратегии фирмы;

- анализ портфеля  диверсифицированной фирмы, проектирование  ее организационной структуры;

- выбор степени интеграции и систем управления;

- управление  комплексом «стратегия - структура  - контроль»;

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности;

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании;

- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Стратегия - это  формулировка миссии организации, ее намерений  и целей, политики, программы и  методов их достижения. Стратегия  в той или иной форме присуща  любой системе управления, хотя и  будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа - портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.

Выделяются три  уровня стратегических решений.

Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. В настоящее время в нашей стране недостаточно используется потенциал стратегического менеджмента. Ему уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия в наших условиях? Нам бы выжить».

Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.

В заключении хотелось бы отметить, что стратегический менеджмент как тип управления не существует в чистом виде, он тесно связан с  другими типами, и главным образом  с такими, как креативное, инновационное  управление, управление проектами и антикризисное управление. Конечно, невозможно представить себе стратегическое управление без маркетингового анализа и без маркетинга как типа управления. Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы. Таким образом, разработка стратегии стребует значительных затрат и многие фирмы зачастую по этой причине прибегают лишь к определению тактики своих действий, упуская возможности дальнейшего роста и развития. С другой стороны цена ошибки при принятии стратегически важных решений может быть очень велика. Поэтому менеджеры, принимающие данные решения должны обладать высоким профессионализмом в различных функциональных областях.

 

Список использованной литературы

1. Аакер Д.  Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 

2002.- 544с.

2. Ансофф И.  Новая корпоративная стратегия. - Спб.: Питер Ком, 

1999. - 416с.

3. Ансофф И.  Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519с.

4. Боумен К.  Основы стратегического менеджменты. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175с.

5. Веснин В.Р.  Стратегическое управление. - М.: ТК  Велби, Изд. Проспект, 2004. - 328с.

6. Виссема Х.  Стратегический менеджмент и предпринимательство. М.: Изд. «Финпресс», 2000. - 272с.

7. Виханский  О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1999. - 296с.

8. Дойль П.  Менеджмент: стратегия и тактика. - Спб.: Питер, 1999. 560с.

9. Ефремов В.С.  Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Изд. «Финпресс», 2001. - 240с.

10. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический  менеджмнт. - М.: «Экономика», 2004. - 416с.

11. Исмагилов  Р.Ф. Стратегический менеджмент. - Уфа: УГНТУ, 2003. - 70с.

12. Карлофф Б.  Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991. - 239с.

13. Кинг У., Клиланд  Д. Стратегическое планирование  и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982. - 400с.

14. Кныш М.И.  Конкурентные стратегии. - СПб.: 2000. - 284с.

15. Круглов Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Изд. РДЛ, 2003. - 464с.

16. Круглов М.И.  Стратегическое управление компанией. - М.: РДЛ, 1998. - 768с.

17. Котлер Ф.  Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер  Ком, 1999. - 896с.

18. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А.  Стратегическое планирование на предприятии, - М.: Изд. «ПРИОР», 2001. - 272с.

19. Люкшинов А.Н.  Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375с.

20. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический  менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288с.

21. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмнел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000. - 336с.

22. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический  процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.

23. Попов С.А.  Стратегический менеджмент: Видение  - важнее, чем знание: - М.: Дело, 2003. - 352с.

24. Портер М.С.  Конкуренция: -М.: Изд. «Вильямс», 2000. - 495с.

25. Соловьев В.С.  Стратегический менеджмент: - Ростов-на-Дону: Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение. - 2002. - 448с.

26. Стратегический  менеджмент (Авт. Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус и Д. Хьюстон): - М.: Проспект, 2003. - 336с.

27. Стратегическое  планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 440с.

28. Стратегия  бизнеса / Под ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 320с.

29. Томпсон А.А., Скрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 576с.

30. Тренев А.Н.  Стратегическое управление. - М.: ПРИОР, 2002. - 288с.

31. Фатхутдинов  Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999. - 416с.

Информация о работе Модель стратегического менеджмента