Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже.
Введение
Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента
1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента
1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента
1.3 Функциональная модель стратегического менеджмента
Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента
2.1 Функции и принципы стратегического менеджмента
2.2 Основные этапы стратегического менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
- общность используемого сырья;
- единство технологии
и фазы научно-
- патентная защита
(выпуск по зарубежным
По каждой из этих зон целесообразно провести анализ по нескольким направлениям:
1. Удельный вес
данной зоны (сегмента) в общем
доходе (объеме продаж) фирмы и
его динамика. Этот показатель
отражает значимость данной
2. Удельный вес
данной группы товаров в общем
объеме реализации на рынке
и его динамика. При этом учитывается
доля покупателей, которые
3. Стадия жизненного
цикла, на которой находится
товар. Стадия внедрения на
рынок начинается в Процессе
нововведения и заканчивается
выпуском первых промышленных
партий или образцов. На стадии
роста быстро увеличивается
О различиях стратегии на разных этапах цикла дает представление табл. 5.
На первом этапе особое значение имеет фактор времени, сокращение (без ущерба для качества) сроков разработки и освоения нововведения, интенсивная реклама нового товара, укрепление связей с поставщиками и потенциальными покупателями. После начала серийного выпуска главное - полное использование производственных мощностей, поддержание проектного, гарантируемого качества, достижение планового уровня издержек, формирование семейства изделии на базе основной модели с учетом запросов различных покупателей. Прекращение роста доходов требует смены ценовой стратегии (ориентация не на высокую цену и прибыль с каждой единицы товара, а на общую сумму прибыли за счет увеличения числа покупателей). Для стимулирования сбыта приходится идти на снижение цен, продажу в рассрочку и в кредит, оказание дополнительных льготных услуг по доставке, ремонту, оформлению (покупки и соответствующих товаров), модернизации базового образца, а при первых признаках спада - проводить уценку и распродажу остатков, ускорять внедрение на рынок новых товаров.
Таблица 5.
ФАЗЫ
ЦИКЛА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ |
ВНЕДРЕНИЕ | РОСТ | ЗРЕЛОСТЬ | СПАД | |
СБЫТ | низкий | растущий | высокий | снижающийся | |
ДОХОД | минимальный (до убытка) | высокий | максимальный | низкий (до убытка) | |
КОНКУРЕНЦИЯ | высокая | средняя | высокая | максимальная | |
ЦЕНА | невысокая | средняя | снижающаяся | низкая | |
ТОВАР | базовая модель | модификация базовой модели | модернизация | индивидуальные заказы | |
СТРАТЕГИЧЕС-КАЯ ЦЕЛЬ | сокращение сроков выхода на рынок | наращивание объема производства | стимулирова-ние сбыта | смена ассортимента | |
ОБЪЕКТОСОБО-ГО УПРАВЛЕНИЯ | рынок НИР и ОКР | производство | маркетинг | НИР и ОКР | |
4. Общая конкурентоспособность и стратегическая уязвимость данной зоны хозяйствования (степень коммерческого риска).
Заключение
Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий См.: Schendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline. In Academy of Management Proceedings, 1972. .
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
диверсифицированной фирмы,
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение
нормативов поведения и
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Стратегия - это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения. Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа - портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.
Выделяются три уровня стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. В настоящее время в нашей стране недостаточно используется потенциал стратегического менеджмента. Ему уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия в наших условиях? Нам бы выжить».
Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что стратегический менеджмент как тип управления не существует в чистом виде, он тесно связан с другими типами, и главным образом с такими, как креативное, инновационное управление, управление проектами и антикризисное управление. Конечно, невозможно представить себе стратегическое управление без маркетингового анализа и без маркетинга как типа управления. Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы. Таким образом, разработка стратегии стребует значительных затрат и многие фирмы зачастую по этой причине прибегают лишь к определению тактики своих действий, упуская возможности дальнейшего роста и развития. С другой стороны цена ошибки при принятии стратегически важных решений может быть очень велика. Поэтому менеджеры, принимающие данные решения должны обладать высоким профессионализмом в различных функциональных областях.
Список использованной литературы
1. Аакер Д.
Стратегическое рыночное
2002.- 544с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб.: Питер Ком,
1999. - 416с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519с.
4. Боумен К.
Основы стратегического
5. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. - 328с.
6. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. М.: Изд. «Финпресс», 2000. - 272с.
7. Виханский
О.С. Стратегическое
8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - Спб.: Питер, 1999. 560с.
9. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Изд. «Финпресс», 2001. - 240с.
10. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмнт. - М.: «Экономика», 2004. - 416с.
11. Исмагилов
Р.Ф. Стратегический
12. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991. - 239с.
13. Кинг У., Клиланд
Д. Стратегическое
14. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: 2000. - 284с.
15. Круглов Н.Ю.,
Круглов М.И. Стратегический
16. Круглов М.И.
Стратегическое управление
17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 896с.
18. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии, - М.: Изд. «ПРИОР», 2001. - 272с.
19. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375с.
20. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288с.
21. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмнел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000. - 336с.
22. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.
23. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание: - М.: Дело, 2003. - 352с.
24. Портер М.С. Конкуренция: -М.: Изд. «Вильямс», 2000. - 495с.
25. Соловьев В.С.
Стратегический менеджмент: - Ростов-на-Дону:
Феникс, Новосибирск: Сибирское
26. Стратегический менеджмент (Авт. Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус и Д. Хьюстон): - М.: Проспект, 2003. - 336с.
27. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 440с.
28. Стратегия бизнеса / Под ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 320с.
29. Томпсон А.А., Скрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 576с.
30. Тренев А.Н. Стратегическое управление. - М.: ПРИОР, 2002. - 288с.
31. Фатхутдинов
Р.А. Стратегический