Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже.
Введение
Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента
1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента
1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента
1.3 Функциональная модель стратегического менеджмента
Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента
2.1 Функции и принципы стратегического менеджмента
2.2 Основные этапы стратегического менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Кроме двух типов организационного поведения И.Ансофф различает два типа менеджмента: стратегический и оперативный (тактический). Характеристика этих типов приведена в таблице 3.
Таблица 3
Сопоставление типов менеджмента по И.Ансоффу
Аспекты | Тип менеджмента | ||
Оперативный | Стратегический | ||
Культура | Ориентация на производство, маркетинг, конкуренцию | Ориентация на стратегию, гибкость, создание потребителей | |
Менеджер | Умение получать прибыль, достигать целей, контролировать | Предприниматель, «проводник» новшеств, лидер | |
Система управления | Долгосрочное планирование, контроль деятельности | Стратегическое планирование и управление, стратегический контроль | |
Информация | Тенденции спроса и предложения | Новые проблемы и возможности | |
Структура | Функциональная, дивизионная, стабильная | Матричная, динамичная | |
Власть | Сосредоточена на производстве и маркетинге | Сосредоточена на НИОКР, стратегическом планировании | |
Из сопоставления схем таблиц 2 и 3 следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление - приростного. Данная зависимость в виде матрицы представлена таблицей 4.
Таблица 4
Матрица: организационный тип поведения / вид управления
Тип поведения | Вид управления | ||
Стратегическое | Оперативное | ||
Предпринимательский | + | - | |
Приростной | - | + | |
На основе исследований
И.Ансоффа можно сделать
- в 1-й половине
XX в. стратегическое и
- во 2-й половине
столетия компании все в
- организации,
соответствующие различным
История развития менеджмента - это история успеха нововведений. Успешные модели управления довольно быстро от компаний-инноваторов распространялись на широкий круг других организаций.
Предшественником
стратегического планирования была
система долгосрочного
Основным методом долгосрочного планирования являлась экстраполяция тенденций и факторов, определявших специфику развития организаций в прошлом, с определенной их корректировкой для будущего.
Развитие долгосрочного планирования в США и Западной Европы в 70-х гг. привело к системе стратегического планирования. Это была реакция компаний на существенное изменение внешней среды, которое проявлялось в насыщении соответствующих рынков. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. Это был переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации».
Характерная черта открытой организации - это профессиональный стратегический анализ изменения внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.
Наряду с учетом тенденций внешней среды стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, использование экспертных процедур и оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив стратегического развития и т.д Томпсон А.А., Скрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 57с..
В конце 70-х гг.
- одновременно с ростом числа организаций,
использующих стратегическое планирование,
- все более четко стали
В результате сложного сочетания определяющих факторов к началу 80-х гг. на Западе сложилась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Среди факторов, определяющих переход, обычно выделяют следующие:
- объективный
существенный рост
- новое понимание стратегии;
- новые методы
решения стратегических
Сущность стратегического менеджмента. По мнению одного из основателей стратегического менеджмента - Г.Минцберга - существенное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом прежде всего характеризуется следующими моментами.
Во-первых, стратегическое планирование (strategic planning) не является стратегическим мышлением (strategic thinking), и поэтому успешные стратегии - это всегда удачное стратегическое видение (vision).
Во-вторых, стратегическое
планирование фактически сводилось
к стратегическому
Стратегическое управление как стратегическое мышление и видение - это прежде всего синтез. В стратегическом синтезе важнейшую роль играют интуиция и креативность (творческое мышление). Ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее - к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего - к настоящему и снова к будущему» (рис.1).
Рис.1 Стратегический менеджмент и планирование
1.3 Функциональная
модель стратегического
Модель стратегического менеджмента, представленная на рис.2, является синтезом известных подходов, подтвердивших на практике свою эффективность
Рис.2 Модель стратегического менеджмента
Модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью. Модель также показывает, что стратегическое управление является циклической профессиональной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации Круглов Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Изд. РДЛ, 2003. - 158с..
В целом модель отражает 8 основных этапов стратегического менеджмента. Эти этапы представляют следующую пошаговую процедуру действий универсального замкнутого стратегического цикла.
1. Проведение
диагностики внешней среды
2. Системный
стратегический анализ
3. Установление
миссии организации, дерева
4. Разработка стратегий основных подсистем организации (бизнесов, структурных подразделений, функциональных подсистем и т.д.).
5. Установление
полной системы стратегических
приоритетов (целевых, по
6. Сведения всех стратегий в единую общую стратегию. Формирование целостной и всесторонней программы конкретных действий на заданную стратегическую перспективу.
7. Реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. системы тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений).
8. Стратегический
контроллинг в качестве
В рамках данной модели стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и динамичного процесса. Для реализации его высокопрофессиональная и рационально специализированная управленческая деятельность оптимальным образом распределяется по всей структуре организации.
В представленном
контексте весь стратегический менеджмент
сводится к процессу управления стратегическими
изменениями, а эффективность
Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента
2.1 Функции и
принципы стратегического
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 188с.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375с..
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
Основные принципы и тенденции стратегического управления.
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.