Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже.
Введение
Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента
1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента
1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента
1.3 Функциональная модель стратегического менеджмента
Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента
2.1 Функции и принципы стратегического менеджмента
2.2 Основные этапы стратегического менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента
1.1 Стратегический
и тактический аспекты
1.2 Сущность стратегического
планирования и
1.3 Функциональная
модель стратегического
Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента
2.1 Функции и
принципы стратегического
2.2 Основные этапы стратегического менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Т.о. если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.
На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.
Стратегический менеджмент -- это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
диверсифицированной фирмы,
- выбор степени
интеграции и систем
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение
нормативов поведения и
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование
стратегии, структуры,
В связи с вышеизложенным можно определить основные задачи стратегического менеджмента:
- распределение
ресурсов наиболее эффективным
образом для развития
- осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
-определение
наиболее перспективных
Цель стратегического
менеджмента сводиться к
Основные особенности стратегического менеджмента:
1.Ориентирован
на длительную рыночную
2.Предполагает
взаимодействие различных
3.Основные принципы
стратегического менеджмента
Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы которая выражена в том что, определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных этапов во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях.
В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический
и тактический аспекты
- определить сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;
- рассмотреть
функциональную модель
- определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
- изучит основные
этапы стратегического
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Сущность и содержание стратегического менеджмента
1.1 Стратегический
и тактический аспекты
Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.
В таких условиях
становится невозможным осуществлять
управление путем реакции на уже
возникшие проблемы на основе предшествующего
опыта или его экстраполяции.
Для своевременной и
Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 78с..
Стратегическое управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.
Стратегии и механизмы управления взаимно обуславливают друг дуга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого - стратегия адаптируется к реальному механизму управления Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмнт. - М.: «Экономика», 2004. - 116с..
В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.
В итоге все
наработки стратегического
Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе отдает ей созданный в организации продукт. Исходя из этого, жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
- получение сырья
или ресурсов из внешнего
- изготовление продукта;
- передача продукта
во внешнюю среду Соловьев
В.С. Стратегический
Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Все многообразие факторов, определяющих менеджмент, можно разделить на внешние и внутренние.
Стратегический аспект менеджмента связан прежде всего с внешними факторами, тактический - с внутренними. Именно это определяет особенности стратегического и тактического менеджмента, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Особенности тактического и стратегического менеджмента
Характеристика | Менеджмент | ||
Тактический | Стратегический | ||
Миссия | Производство продукта с целью получения дохода | Выживание в
долгосрочной перспективе посредством
становления динамического |
|
Объект внимания менеджмента | Взгляд внутрь, поиск путей эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне, поиск новых возможностей в конкурентной среде, адаптация к изменениям в среде | |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу | |
Основа построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, технология | Люди, системы информационного обеспечения, рынок | |
Управление персоналом | Работники - ресурс организации, исполнители работ и функций | Работники - главная ценность и источник благополучия организации | |
Критерий эффективности управления | Потребность и
рациональность использования |
Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и необходимые изменения в зависимости от изменения среды. | |
1.2 Сущность стратегического
планирования и
Один из основателей стратегического менеджмента - И.Ансофф - первичную концепцию стратегического менеджмента связывает со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.
Приростной тип - развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного управления.
Предпринимательский тип - целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающие победу в конкурентной борьбе.
Основные сравнительные характеристики этих типов организации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение характеристик организации
Характеристика | Тип поведения организации | ||
Приростной | Предпринимательский | ||
Цели | Оптимизация прибыли | Оптимизация потенциала прибыли | |
Пути достижения целей | Экстраполяция прошлого | Взаимодействие возможностей получения прибыли и качества управления | |
Ограничения | По внешней среде и внутренним возможностям | Способность изменять среду и себя | |
Система поощрения | За стабильность, эффективность, прошлую деятельность | За творчество, инициативу | |
Проблема | Повторяющаяся | Неповторяющаяся, новая | |
Стиль руководства | Популярность, умение установить единство подходов | Допущение риска, умение вдохновлять на восприятие изменений | |
Организационная структура | Стабильная, расширяющаяся, виды деятельности слабо увязаны | Гибкая, увязана с проблемами, виды деятельности жестко увязаны | |
Решение управленческих проблем | Реакция на проблемы | Активный поиск, предвидение проблем | |
Поиск альтернатив | Ориентация на прошлый опыт | Творческий поиск, множество альтернатив | |
Отношение к риску | Минимизация риска | Сознательный риск | |