Модель стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента

1.1 Стратегический и тактический аспекты менеджмента

1.2 Сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента

1.3 Функциональная модель стратегического менеджмента

Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента

2.1 Функции и принципы стратегического менеджмента

2.2 Основные этапы стратегического менеджмента

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента

1.1 Стратегический  и тактический аспекты менеджмента

1.2 Сущность стратегического  планирования и стратегического  менеджмента

1.3 Функциональная  модель стратегического менеджмента

Глава 2. Функции и основные этапы стратегического менеджмента

2.1 Функции и  принципы стратегического менеджмента

2.2 Основные этапы  стратегического менеджмента

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В настоящее  время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Т.о. если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

На сегодняшний  день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия  «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

Стратегический  менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Стратегический  менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

Стратегический менеджмент -- это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  бизнеса фирмы;

- анализ внешней  среды фирмы;

- анализ ее  внутренней обстановки;

- выбор и разработка  стратегии фирмы;

- анализ портфеля  диверсифицированной фирмы, проектирование  ее организационной структуры;

- выбор степени  интеграции и систем управления;

- управление  комплексом «стратегия - структура  - контроль»;

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности;

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании;

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.

В связи с  вышеизложенным можно определить основные задачи стратегического менеджмента:

- распределение  ресурсов наиболее эффективным  образом для развития организации;

- осуществление  функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;

-определение  наиболее перспективных направлений  развития организации.

Цель стратегического  менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

Основные особенности  стратегического менеджмента:

1.Ориентирован  на длительную рыночную перспективу  (5 и более лет).

2.Предполагает  взаимодействие различных хозяйственных  подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.

3.Основные принципы  стратегического менеджмента определяются  состоянием и изменениями внешней  среды.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы которая выражена в  том что, определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных этапов во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях.

В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:

- изучить стратегический  и тактический аспекты менеджмента; 

- определить сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;

- рассмотреть  функциональную модель стратегического  менеджмента; 

- определить  основные функции менеджмента  и раскрыть их содержание;

- изучит основные  этапы стратегического менеджмента.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1 Сущность и содержание стратегического менеджмента

1.1 Стратегический  и тактический аспекты менеджмента

Современное состояние  рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже  возникшие проблемы на основе предшествующего  опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной  ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система  стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 78с..

Стратегическое  управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.

Стратегии и  механизмы управления взаимно обуславливают  друг дуга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого - стратегия адаптируется к реальному механизму управления Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмнт. - М.: «Экономика», 2004. - 116с..

В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии  данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

В итоге все  наработки стратегического менеджмента  могут сводиться к полноценному обоснованию стратегического конкурентного  преимущества, которое является желательным  для данной конкретной организации  в данной перспективе, а также  к заданию соответствующих стратегических целей по его достижению.

Любая организация  представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. На входе  она получает ресурсы из внешней  среды, на выходе отдает ей созданный  в организации продукт. Исходя из этого, жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

- получение сырья  или ресурсов из внешнего окружения;

- изготовление  продукта;

- передача продукта  во внешнюю среду Соловьев  В.С. Стратегический менеджмент: - Ростов-на-Дону: Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение. - 2002. - 148с..

Ключевая роль в поддержании баланса между  этими процессами, а также в  мобилизации ресурсов организации  на их осуществление принадлежит  менеджменту. Все многообразие факторов, определяющих менеджмент, можно разделить на внешние и внутренние.

Стратегический  аспект менеджмента связан прежде всего  с внешними факторами, тактический - с внутренними. Именно это определяет особенности стратегического и  тактического менеджмента, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Особенности тактического и стратегического менеджмента

 
Характеристика Менеджмент   
  Тактический Стратегический   
Миссия Производство  продукта с целью получения дохода Выживание в  долгосрочной перспективе посредством  становления динамического баланса  с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных лиц  
Объект  внимания менеджмента Взгляд внутрь, поиск путей эффективного использования  ресурсов Взгляд вовне, поиск новых возможностей в конкурентной среде, адаптация к изменениям в  среде  
Учет  фактора времени Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу Ориентация  на долгосрочную перспективу  
Основа  построения системы управления Функции и организационные  структуры, процедуры, технология Люди, системы  информационного обеспечения, рынок  
Управление персоналом Работники - ресурс организации, исполнители работ  и функций Работники - главная  ценность и источник благополучия организации  
Критерий  эффективности управления Потребность и  рациональность использования производственного  потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и необходимые изменения в зависимости от изменения среды.  
       

1.2 Сущность стратегического  планирования и стратегического  менеджмента

Один из основателей  стратегического менеджмента - И.Ансофф - первичную концепцию стратегического менеджмента связывает со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

Приростной тип - развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного  управления.

Предпринимательский тип - целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающие победу в конкурентной борьбе.

Основные сравнительные  характеристики этих типов организации  представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение характеристик  организации

 
Характеристика  Тип поведения организации  
  Приростной  Предпринимательский  
Цели Оптимизация прибыли Оптимизация потенциала прибыли  
Пути  достижения целей Экстраполяция прошлого Взаимодействие  возможностей получения прибыли  и качества управления  
Ограничения По внешней  среде и внутренним возможностям Способность изменять среду и себя  
Система поощрения За стабильность, эффективность, прошлую деятельность За творчество, инициативу  
Проблема Повторяющаяся Неповторяющаяся, новая  
Стиль руководства Популярность, умение установить единство подходов Допущение риска, умение вдохновлять на восприятие изменений  
Организационная структура Стабильная, расширяющаяся, виды деятельности слабо увязаны Гибкая, увязана  с проблемами, виды деятельности жестко увязаны  
Решение управленческих проблем Реакция на проблемы Активный поиск, предвидение проблем  
Поиск альтернатив Ориентация  на прошлый опыт Творческий  поиск, множество альтернатив  
Отношение к риску Минимизация риска Сознательный  риск  
       

Информация о работе Модель стратегического менеджмента