Миссия и цели предприятия (на примере ООО СтройКлиматТехника)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить проблему формирования цели и миссии предприятия.
Объект исследования - ООО "СтройКлиматТехника", выполняющее работы по вентиляции, кондиционированию, отоплению и отделке помещений.
Перед работой стоят следующие задачи:
- изучить теоретические особенности определения миссии и целей современной организации;
- проанализировать миссию и цель ООО "СтройКлиматТехника";
- дать рекомендации по формированию миссии и целей организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические особенности определения миссии и целей современной организации
1.1 Формирование цели организации
1.2 Характеристика миссии организации и формы представления
Глава 2. Анализ миссии и целей компании ООО "СтройКлиматТехника"
2.1 Экономическая характеристика ООО "СтройКлиматТехника"
2.2 Цели и миссия ООО "СтройКлиматТехника"
2.3 Анализ внешней среды ООО "СтройКлиматТехника"
Глава 3. Рекомендации по формированию миссии и целей организации
3.1 Рекомендации в области агрессивной рыночной стратегии
3.2 Обеспечение реализации миссии. Оценка и контроль
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Миссия и цели предприятия (на примере ООО СтройКлиматТехника).doc

— 212.00 Кб (Скачать)

     Кроме вышеперечисленных целей, имеющих  непосредственно важное значение для  успешной деятельности предприятия, оно  должно обязательно иметь также  высшие цели.

     К высшим целям предприятия относятся  жизненно важные, кардинальные ограничения (условия), определяемые законодательством  и общественным мнением, например:

     защита  и улучшение окружающей среды;

     применение  прогрессивных (инновационных), но не вредных  для окружающей среды технологий;

     сохранение  социально-рыночной экономической  системы для конкурентной экономики;

     обеспечение свободного демократического общественного  строя. Главная цель любого предприятия - успешное функционирование и развитие. Для этого необходимо соблюдение всех или большинства внешних условий, что на практике означает некоторые добровольные ограничения.

     Менеджеры и собственники предприятия должны знать, что общество требует от них  принятия ответственности за планируемые  и фактически совершенные действия, чтобы в свою очередь доверять и содействовать предприятиям.

     Связи между целями. На предприятии цели могут быть взаимосвязаны по-разному. Различаются вертикальные и горизонтальные связи между целями. Вертикальные связи между целями представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня (соотношение целей и средств). Цель более низкого уровня является средством достижения цели более высокого уровня. Вертикальные связи позволяют формировать иерархию целей в виде дерева целей.

     Горизонтальное разделение целей на главные и дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали могут возникать дополнительные связи между целями, обусловленные областью принятия соответствующих решений. Цели могут находиться по отношению одна к другой в состоянии взаимодополнения, идентичности, нейтральности, конкуренции и противоречия. Только если менеджер знает конкретную ситуацию принятия решения, он может установить характер связей между целями.

     Менеджеры должны уметь преобразовывать высшие цели предприятия в операциональные  подцели-задания для исполнителей, на базе которых затем формируются  программы (цели-действия, комплексы  задач). Разукрупнение целей должно проводиться по всем уровням в  соответствии с действующей организационной структурой предприятия. Совокупность целей предприятия и их связей образует структуру целей предприятия, которая может быть представлена в виде дерева целей. 

     1.2 Характеристика миссии организации и формы представления 

     Миссия - определение перечня текущих  и перспективных направлений  деятельности предприятия, выделение  приоритетов в стратегии, т.е. тех  основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут  определять образ организации в  перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

     Срок  выполнения миссии должен быть обозримым  и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

     Следует различать широкое и узкое  понимание миссии. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования. В узком понимании миссия - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.

     Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение  о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.

     Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения  о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию  бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

     владелец  предприятия;

     ключевой  менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);

     сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;

     поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного  предприятия и возможности своего воздействия;

     потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что именно они являются сосредоточием усилий.

     Если  положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных  людей, то оно выполняет свою функцию  успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.

     Особое  значение миссии для деятельности предприятия  заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для  всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.

     Компоненты  положения о миссии. Единых требований к составлению положения о  миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.

     1. Описание текущего положения  дел на предприятии;

     описание потребителей, с которыми в настоящее время работает предприятие;

     описание  предлагаемых предприятием продуктов  и услуг;

     описание  целей предприятия (куда оно хочет  прийти?);

     описание  философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой  практики компании?);

     описание  общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в  глазах общественности?).

     2. Описание продуктов и/или услуг,  предлагаемых предприятием;

     характеристика  рынка (предприятие определяет своих  основных потребителей, клиентов, пользователей);

     цели  предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

     технология (характеристика оборудования, технологических  процессов, инноваций в области  технологии);

     философия (выражение базовых взглядов и  ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);

     внутренняя  концепция, в рамках которой предприятие  описывает собственное впечатление  о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

     внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.

     Формирование  миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.

     Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

     1) история фирмы, в процессе которой  вырабатывалась философия фирмы,  формировались ее профиль и  стиль деятельности, место на  рынке и т.п.;

     2) существующий стиль поведения  и способ действия собственников  и управленческого персонала;

     3) состояние среды обитания предприятия;

     4) ресурсы, которые она может  привести в действие для достижения  своих целей;

     5) отличительные особенности, которыми  обладает предприятие.

     При разработке миссии прежде всего целесообразно  ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы. И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо.

     Качество  сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим  критериям:

     насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;

     насколько удачно выделено основное направление  деятельности фирмы;

     указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;

     указана ли удовлетворяемая потребность;

     существуют  ли отличительные признаки, позволяющие  выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;

     помогает  ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах  фирмы;

     помогает  ли миссия организовывать целевое управление;

     хорошо  ли определена общественная полезность фирмы.

     В таблице приведены факторы, влияющие на формулирование миссии. 

     Таблица 1

     Факторы, влияющие на формулирование миссии

Традиционные  факторы Новые факторы
Ориентация  на эффективность Ориентация  на предвидение
Функциональность Интегрированность, перекрестные функции
Иерархичность Упрощенность, уполномоченность
Местные, региональные, национальные Глобальные
Автономность, вертикальная интеграция Связь с общей  сетью
Использование машин Использование информационных технологий
Ориентированность на акционера Ориентированность на акционера
Негибкость  и фиксированность Гибкость, адаптивность и обучаемость
Стимулы, диктуемые продуктом Стимулы, диктуемые  потребителем
Ориентация  на цену и качество продукта Ориентация  на добавленную стоимость и на качество
Использование монетарных мер Использование времени
Эффективность и стабильность Инновации и  предпринимательство

Информация о работе Миссия и цели предприятия (на примере ООО СтройКлиматТехника)