Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:30, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.
Введение
1. Теоретическая глава. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении
1.2 Цели формулирования миссии
1.3 Цели организации и их классификация
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
1.5 Характеристики целей организации
2. Практическая глава. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией
2.1 Разработка миссии и целей компании
2.2 Ошибки при формулировке миссии
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
- сосредоточить сотрудников организации на общей цели;
- сформулировать основу
или стандарт для
- создать или изменить климат, или культуру организации;
- обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру;
- ввести систему
формального планирования в
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
1. Общественная. Вклад
компании в местное сообщество
и решение компанией
2. Клиентская (потребительская).
Удовлетворение конкретных
3. Организационная
(административно-
4. Предпринимательская.
Выполнение условий
Особенно активно
подход четырех стратегических целей
используют российские промышленные компании
и банки, поскольку их работа в
значительной степени затрагивает
жизнь и финансовую деятельность
населения регионов, в которых
эти компании работают, и сопряжена
с нанесением вреда окружающей среде.
Многие российские компании при формулировке
миссии с учетом четырех указанных
стратегических целей, делают особенный
акцент на перечислении сфер своей
ответственности, а также целевых
групп, перед которыми эта ответственность
возникает. Таким образом, с помощью
миссии, компании сообщают местному сообществу,
какой конкретно вклад они
готовы внести в его развитие и
за какие аспекты своей
Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк.
ЮКОС - общественная цель.
Мы ответственны:
-друг перед другом
как сотрудники Компании за
качество работы и следование
нормам и принципам
-перед потребителями за качество продукции и услуг;
-перед партнерами
за выполнение своих
-перед регионами
деятельности за рост их
- перед страной
за использование природных
- перед международным
сообществом за сохранение
Альфа-Банк - клиентская цель.
Мы видим своей
основной целью предоставление каждому
клиенту полного комплекса
Все клиенты банка
- как частные лица, так и крупнейшие
корпорации - могут всегда рассчитывать
на получение первоклассных
Дорожа безупречной деловой репутацией, мы будем и впредь выполнять все обязательства перед своими клиентами.
Газпром - организационная цель.
Высшей целью экономической
стратегии ОАО "Газпром" является
повышение капитализации
Сибнефть - предпринимательская цель.
Быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.
Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос - как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":
- Определяется ли
миссия компании ее
- Отражает ли миссия компании ее ожидания, принципы и ценности ("ХОЧУ");
- Основана ли миссия
компании на потребностях
1.2 Цели формулирования миссии
Прежде чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации (рисунок 2).
Рисунок 2 - Предпосылки для формирования миссии
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
- миссия делает
ясными для сотрудников общую
цель и предназначение
- миссия способствует
тому, что сотрудники могут легче
идентифицировать себя с
- миссия способствует
установлению определенного
В-третьих, миссия создает
возможность для более
- является базой
для установления целей
- дает общий подход
к распределению ресурсов
- расширяет для
работника смысл и содержание
его деятельности и тем самым
позволяет применять более
Миссия не должна нести
в себе конкретные указания относительно
того, что, как и в какие сроки
следует делать организации. Она
задает основные направления движения
организации и отношение
Очень важно, чтобы
миссия была сформулирована предельно
ясно, чтобы она была понятна всем
субъектам, взаимодействующим с
организацией, в особенности всем
членам организации. При этом миссия
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала
Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей" (рисунок 3). Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.[4, С.121]
В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку на всех ступенях "пирамиды целей".
Проверка положений, связанных с миссией, в особенности, последствий корректного или некорректного формулирования миссии, в том числе, и с использованием предложенного подхода, очень сложна, и, вообще говоря, требует десятилетий для полноценного анализа.
Рисунок 3 - Пирамида целей
1.3 Цели организации и их классификация
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Так, маркетинг направляет
свою деятельность на создание спроса,
и поэтому его целями являются
определение потребности
Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос - общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение - совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.
Кроме того, предприятием
должна быть тщательно изучена ситуация
на уже освоенных и новых рынках.
Поэтому работу должны выполнять
специалисты по исследованию рынка,
по прогнозированию и