Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель настоящеЦель настоящей работы - изучить проблему формирования цели и миссии предприятия.
Перед работой стоят следующие задачи:
- изучить теоретические особенности определения миссии и целей современной организации;
- дать экономическую характеристику компании ООО «Связь Медиа Сервис»;
- проанализировать миссию и цель ООО «Связь Медиа Сервис»;
- дать рекомендации по формированию миссии и целей организации.й работы - изучить проблему формирования цели и миссии предприятия.
Перед работой стоят следующие задачи:
- изучить теоретические особенности определения миссии и целей современной организации;
- дать экономическую характеристику компании ООО «Связь Медиа Сервис»;
- проанализировать миссию и цель ООО «Связь Медиа Сервис»;
- дать рекомендации по формированию миссии и целей организации
Менеджеры и собственники предприятия должны знать, что общество требует от них принятия ответственности за планируемые и фактически совершенные действия, чтобы в свою очередь доверять и содействовать предприятиям [19, c. 28].
Связи между целями. На предприятии цели могут быть взаимосвязаны по-разному. Различаются вертикальные и горизонтальные связи между целями. Вертикальные связи между целями представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня (соотношение целей и средств). Цель более низкого уровня является средством достижения цели более высокого уровня. Вертикальные связи позволяют формировать иерархию целей в виде дерева целей.
Горизонтальное разделение целей на главные и дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали могут возникать дополнительные связи между целями, обусловленные областью принятия соответствующих решений.
Цели могут находиться по отношению одна к другой в состоянии взаимодополнения, идентичности, нейтральности, конкуренции и противоречия. Только если менеджер знает конкретную ситуацию принятия решения, он может установить характер связей между целями [12, c. 94].
Менеджеры должны уметь преобразовывать
высшие цели предприятия в операциональные
подцели-задания для
Разукрупнение целей должно проводиться по всем уровням в соответствии с действующей организационной структурой предприятия. Совокупность целей предприятия и их связей образует структуру целей предприятия, которая может быть представлена в виде дерева целей.
1.2 Характеристика миссии и формы представления организации
Миссия - определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.
Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда [17, c. 185].
Следует различать широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссии рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия.
Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.
Именно предназначение определяет
действия, которые предприятие
Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.
В узком понимании миссии - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссии понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных [13, c. 74].
Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании.
Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.
Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом.
Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды.
Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:
1) владелец предприятия;
2) ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);
3) сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;
4) поставщики. Необходимо
помочь им понять цели данного
предприятия и возможности
5) потребители. Следует
помочь им понять, на чем фокусируется
конкретное предприятие и что
именно они являются
Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой [22, c. 58].
Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что стратегия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач.
Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.
Компоненты положения о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.
1. Описание текущего положения дел на предприятии:
1.1. потребители, с которыми в настоящее время работает предприятие;
1.1. описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
1.3 описание целей предприятия;
1.4 описание философии компании;
1.5 описание общественного имиджа предприятия.
2. Описание продуктов «и/или» услуг, предлагаемых предприятием
2.1 характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);
2.2 цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
2.3 технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);
2.4 философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);
2.5 внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;
2.6 внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир [14, c. 139].
Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом стратегии, включающим все перечисленные пункты.
Ф. Котлер считает, что миссии должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе
которой вырабатывалась
2) существующий стиль
поведения и способ действия
собственников и
3) состояние среды обитания предприятия;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает предприятие.
При разработке миссии, прежде всего, целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует.
Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли.
Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы.
Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы.
Затем разрабатывается стратегическое - предназначение фирмы.
И наконец, можно приступить к разработке миссии [4, c. 49].
Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:
1) насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;
2) насколько удачно выделено
основное направление
3) указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;
4) указана ли удовлетворяемая потребность;
5) существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;
7) помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;
8) помогает ли миссия организовывать целевое управление;
9) хорошо ли определена общественная полезность фирмы [9, c. 61].
В таблице 1 приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.
Таблица 1- «Факторы, влияющие на формулирование миссии»
Традиционные факторы |
Новые факторы |
Ориентация на эффективность |
Ориентация на предвидение |
Функциональность |
Интегрированность, перекрестные функции |
Иерархичность |
Упрощенность, уполномоченность |
Местные, региональные, национальные |
Глобальные |
Автономность, вертикальная интеграция |
Связь с общей сетью |
Использование машин |
Использование информационных технологий |
Ориентированность на акционера |
Ориентированность на акционера |
Негибкость и фиксированность |
Гибкость, адаптивность и обучаемость |
Стимулы, диктуемые продуктом |
Стимулы, диктуемые потребителем |
Ориентация на цену и качество продукта |
Ориентация на добавленную стоимость и на качество |
Использование монетарных мер |
Использование времени |
Эффективность и стабильность |
Инновации и предпринимательство |
Стратегия - предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.
В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки стратегии - предназначения, в которой должны быть указаны:
1) основное направление деятельности фирмы;
2) основная категория клиентов;
3) потребности клиентов,
удовлетворяемые продукцией
4) отличительный признак,
подчеркивающий особенность
5) сторона деятельности
фирмы, которой она обращена
во внешнюю среду, благодаря
которой видно, в чем
В то же время стратегия-предназначение не должна:
1) быть зависимой от
текущего состояния фирмы,
2) быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как стратегия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
3) быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.
Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс.
Стратегическое видение необходимо руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании.
Хорошо обоснованное стратегическое видение - это обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства. Менеджер не может работать эффективно в качестве лидера или разработчика стратегии без ясной концепции своего бизнеса.
Стратегическое видение и стратегическое предназначение всегда крайне индивидуальны. Они как бы выделяют одну компанию из других, наделяя ее собственными отличительными чертами [5, c. 98].
Существуют три аспекта
в формировании стратегического
видения и обоснования