Миссии и цели современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящеЦель настоящей работы - изучить проблему формирования цели и миссии предприятия.
Перед работой стоят следующие задачи:
- изучить теоретические особенности определения миссии и целей современной организации;
- дать экономическую характеристику компании ООО «Связь Медиа Сервис»;
- проанализировать миссию и цель ООО «Связь Медиа Сервис»;
- дать рекомендации по формированию миссии и целей организации.й работы - изучить проблему формирования цели и миссии предприятия.
Перед работой стоят следующие задачи:
- изучить теоретические особенности определения миссии и целей современной организации;
- дать экономическую характеристику компании ООО «Связь Медиа Сервис»;
- проанализировать миссию и цель ООО «Связь Медиа Сервис»;
- дать рекомендации по формированию миссии и целей организации

Работа содержит 1 файл

курсовая работа на тему МИССИИ И ЦЕЛи СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 60.44 Кб (Скачать)

Менеджеры и собственники предприятия должны знать, что общество требует от них принятия ответственности  за планируемые и фактически совершенные  действия, чтобы в свою очередь  доверять и содействовать предприятиям [19, c. 28].

Связи между целями. На предприятии  цели могут быть взаимосвязаны по-разному. Различаются вертикальные и горизонтальные связи между целями. Вертикальные связи между целями представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня (соотношение целей и средств). Цель более низкого уровня является средством достижения цели более высокого уровня. Вертикальные связи позволяют формировать иерархию целей в виде дерева целей.

Горизонтальное разделение целей на главные и дополнительные основано на субъективных оценках лиц, принимающих решения. Как по горизонтали, так и по вертикали могут возникать  дополнительные связи между целями, обусловленные областью принятия соответствующих  решений.

Цели могут находиться по отношению одна к другой в состоянии  взаимодополнения, идентичности, нейтральности, конкуренции и противоречия. Только если менеджер знает конкретную ситуацию принятия решения, он может установить характер связей между целями [12, c. 94].

Менеджеры должны уметь преобразовывать  высшие цели предприятия в операциональные  подцели-задания для исполнителей, на базе которых затем формируются  программы (цели-действия, комплексы задач).

Разукрупнение целей должно проводиться по всем уровням в  соответствии с действующей организационной  структурой предприятия. Совокупность целей предприятия и их связей образует структуру целей предприятия, которая может быть представлена в виде дерева целей.

 

1.2 Характеристика  миссии и формы представления организации

 

Миссия - определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда [17,  c. 185].

Следует различать широкое  и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссии рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия.

Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.

Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия  предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника.

Что касается второй части  миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.

В узком понимании миссии - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссии понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных [13, c. 74].

Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании.

Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.

Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом.

Зачастую положение о  миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды.

Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

1)  владелец предприятия;

2) ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в  бизнесе);

3)  сотрудники. Нужно помочь  им понять цели и задачи  предприятия и их роль в  достижении этих целей;

4) поставщики. Необходимо  помочь им понять цели данного  предприятия и возможности своего  воздействия;

5) потребители. Следует  помочь им понять, на чем фокусируется  конкретное предприятие и что  именно они являются сосредоточием  усилий.

Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой [22, c. 58].

Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что стратегия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач.

 Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.

Компоненты положения  о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.

1. Описание текущего положения дел на предприятии:

1.1. потребители, с которыми в настоящее время работает предприятие;

1.1. описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;

1.3 описание целей предприятия;

1.4 описание философии компании;

1.5 описание общественного имиджа предприятия.

2. Описание продуктов «и/или» услуг, предлагаемых предприятием

2.1 характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);

2.2 цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

2.3 технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);

2.4 философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);

2.5 внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

2.6 внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир [14, c. 139].

Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом стратегии, включающим все перечисленные пункты.

Ф. Котлер считает, что миссии должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе  которой вырабатывалась философия  фирмы, формировались ее профиль  и стиль деятельности, место на  рынке и т.п.;

2) существующий стиль  поведения и способ действия  собственников и управленческого  персонала;

3) состояние среды обитания  предприятия;

4) ресурсы, которые она  может привести в действие  для достижения своих целей;

5) отличительные особенности,  которыми обладает предприятие.

При разработке миссии, прежде всего, целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует.

Для вновь создаваемой  фирмы такую же работу следует  выполнить относительно перспективных  фирм данной отрасли.

Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы.

 Далее следует окончательно  выяснить основное направление  деятельности, определить общий  характер поведения фирмы. 

Затем разрабатывается стратегическое - предназначение фирмы.

 И наконец, можно  приступить к разработке миссии [4, c. 49].

Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:

1) насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;

2) насколько удачно выделено  основное направление деятельности  фирмы; 

3) указана ли категория  клиентов (потребителей) фирмы; 

4) указана ли удовлетворяемая  потребность; 

5) существуют ли отличительные  признаки, позволяющие выделять  данную фирму среди других  фирм данной отрасли; 

7) помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;

8) помогает ли миссия организовывать целевое управление;

9) хорошо ли определена  общественная полезность фирмы [9, c. 61].

В таблице 1 приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.

 

Таблица 1- «Факторы, влияющие на формулирование миссии»

 

Традиционные  факторы

Новые факторы

Ориентация на эффективность

Ориентация на предвидение

Функциональность

Интегрированность, перекрестные функции

Иерархичность

Упрощенность, уполномоченность

Местные, региональные, национальные

Глобальные

Автономность, вертикальная интеграция

Связь с общей сетью

Использование машин

Использование информационных технологий

Ориентированность на акционера

Ориентированность на акционера

Негибкость и фиксированность

Гибкость, адаптивность и  обучаемость

Стимулы, диктуемые продуктом

Стимулы, диктуемые потребителем

Ориентация на цену и качество продукта

Ориентация на добавленную  стоимость и на качество

Использование монетарных мер

Использование времени

Эффективность и стабильность

Инновации и предпринимательство


 

Стратегия - предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.

В связи с этим выдвигается  ряд конкретных требований к содержанию формулировки стратегии - предназначения, в которой должны быть указаны:

1) основное направление  деятельности фирмы; 

2) основная категория  клиентов;

3) потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы; 

4) отличительный признак,  подчеркивающий особенность фирмы,  позволяющий заинтересованным лицам  выделять эту фирму среди других;

5) сторона деятельности  фирмы, которой она обращена  во внешнюю среду, благодаря  которой видно, в чем общественная  полезность фирмы [23, c. 151].

В то же время стратегия-предназначение не должна:

1) быть зависимой от  текущего состояния фирмы, форм  и методов ее работы, поскольку  в целом стратегическое - предназначение  выражает устремленность в будущее; 

2) быть обращенной во  внутреннюю среду фирмы, на  внутренние проблемы, например, повышение  прибыли: прибыль как стратегия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;

3) быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.

Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация  собирается заниматься и каков долгосрочный курс.

Стратегическое видение  необходимо руководству компании, чтобы  снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании.

Хорошо обоснованное стратегическое видение - это обязательное условие  для обеспечения эффективного стратегического  лидерства. Менеджер не может работать эффективно в качестве лидера или разработчика стратегии без ясной концепции своего бизнеса.

Стратегическое видение  и стратегическое предназначение всегда крайне индивидуальны. Они как бы выделяют одну компанию из других, наделяя ее собственными отличительными чертами [5, c. 98].

Существуют три аспекта  в формировании стратегического  видения и обоснования стратегии  компании: первый - понимание, в каких  сферах бизнеса работает компания; второй - объяснение стратегического  видения и стратегии компании; третий - своевременное решение о  том, когда изменять стратегический курс и стратегию компании.

Информация о работе Миссии и цели современной организации