Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 130.22 Кб (Скачать)

Нехватка гостиничных  мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем  незагружены.

В последние два года в  Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже  несколько десятков. Среднегодовая  загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям  ставит задачу до 2010 года довести число  гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем  строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров.

Высоким развитием рынка  туризма характеризуется Южный  федеральный округ. Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных  сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах  Кавказских Минеральных Вод –  гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль.

Несмотря на то, что туристский потенциал России пока используется лишь на 20% перспективы развития туризма  в нашей стране огромны (приложение Б).

Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное  партнерство. Так, через федеральные  целевые программы (ФЦП), а также  в рамках проектов особых экономических  зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство  гостиниц, подъемников и т.п.

Наиболее перспективные  в этом отношении регионы страны - это юг, где успешно развивается  пляжный и оздоровительный туризм, Дальний Восток и Забайкалье с  их уникальными экологическими ресурсами  и возможностями для развития активных видов туризма. В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная  целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)». В программе имеется отдельный  раздел "Развитие туристско-рекреационного комплекса». Ростуризм является одним  из государственных заказчиков программы.

В рамках программы предполагается расширение действующих и строительство  новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа, где имеется значительный потенциал  для развития туризма: побережье  Каспийского моря в Республике Дагестан, горнолыжные комплексы – «Архыз»  и «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике, «Лаго-Наки» и «Оштен» в Республике Адыгея, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике. Строительство туристско-рекреационных комплексов предполагается осуществлять за счет различных источников: за счет средств бюджетов предполагается построить инфраструктурные объекты (инженерные сети), а создание туристско-рекреационных комплексов - за счет привлеченных инвестиций. За весь период реализации программы на указанные цели из федерального бюджета планируется направить более 17 млрд. рублей.

Итак, развитие международного туризма в России имеет достаточно значимые культурные, исторические, и  природные рекреационные ресурсы, востребованные зарубежными туристами. Привлечение части ежегодных  потоков международных туристов в какое-либо место России, разумеется, требует намного большего и включает:

- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных  туристов к поездке; 

- детальную программу  обслуживания этих туристов на  весь период их пребывания, включая  поддержание требуемого уровня  гостеприимства;

- четкое понимание реальных  путей поощрения туризма в  отношении различных категорий  международных посетителей; 

- крепкую организационную  структуру для координации стимулирующих  туризм усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы развития международного туризма на глобальном, региональном и локальном уровнях, позволяют сделать следующие  выводы:

1 Анализ исследованных  теоретических источников показал,  что в сфере международного  туризма происходят значительные  изменения, влияющие на мировую  экономику, и наоборот, мировая  экономика существенно влияет  на динамику развития международного  туризма: 

- кризисные явления в  мировой экономике привели к  определенной стагнации темпов  его развития к концу 2008 г.;

- для некоторых стран  международный туризм может оказаться  более прибыльным, чем внутренний  туризм;

- для получения измеримой  прибыли международный туризм  может быть успешно направлен  на достижение определенных рыночных  целей. 

- несмотря на политический  и экономический кризис, в туристском  секторе отмечается рост показателей  туристской деятельности;

- наблюдается большая  конкуренция среди регионов в  привлечении туристов.

2 Анализ состояния развития  международного туризма в России  показал, что привлечение части  ежегодных потоков международных  туристов в какое-либо место  включает:

- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных  туристов к поездке; 

- детальную программу  обслуживания этих туристов на  весь период их пребывания, включая  поддержание требуемого уровня  гостеприимства;

- четкое понимание реальных  путей поощрения туризма в  отношении различных категорий  международных посетителей; 

- крепкую организационную  структуру для координации стимулирующих  туризм усилий.

3. Россия обладает огромным  потенциалом туристских ресурсов, привлекательностью туристских  дестинаций для зарубежных гостей. История, культура, традиции многочисленных народов, природные и исторические памятники и другие туристские объекты – все еще остаются неизведанными для иностранного туриста. Кроме этого, богатейшие рекреационные ресурсы России и Краснодарского края в частности, могут стать источником хороших доходов для экономики страны и края.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна  для основного сегмента отечественных  туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом  была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные  цены и сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых  российскими туристическим организациями  услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

- быстрый возврат средств  (4 - 8 лет),

- увеличение национального  дохода без осуществления сырьевых  затрат,

- увеличение занятости  населения,

- увеличение поступления  валюты.

Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма  следующие:

Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов  при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли  в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.

Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование  и развитие материально-технической  базы туризма, отсрочку платежей по ним  на срок от 2 до 10 лет. В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный  туризм продолжает оставаться самым  доходным бизнесом в мире.

4. Туризм в начале XXI века  стал одним из ведущих направлений  социально-экономической, культурной  и политической деятельности  большинства государств и регионов  мира. Путешествия в настоящее  время перестали быть просто  удовольствием, развлечением или  роскошью, а превратились в неотъемлемую  часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, «свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны», - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные  условия России на сегодняшний день представляют собой грандиозный  ресурс для развития туризма. Именно в туризме заложена одна из точек  роста для многих российских регионов. Действительно, как показали последние  несколько лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие  и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению  уровня жизни населения, а также  увеличивает поступления в бюджеты  всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Развитие сферы туризма  в России во многом определяется государственной  политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах.

Государственная политика в  сфере туризма (туристская политика) является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации  и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Целями государственной политики в сфере туризма являются:

- развитие туризма как  необходимого условия достойной  жизни и свободного развития  человека в социальном государстве,  решающего фактора нового качества  жизни в современном обществе;

- защита прав граждан  на отдых, свободу передвижения  и иных прав при совершении  путешествий, обеспечение безопасности  туризма;

- формирование правовых  основ единого туристского рынка  в Российской Федерации;

- развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий,  создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства  и граждан Российской Федерации,  развитие международных контактов,  сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия;

- формирование представления  о Российской Федерации как  стране, благоприятной для туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12.12.95г. №1222. - Консультант Плюс: Справочные правовые

2.  Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края №292- П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы».

3.  Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». От 24 ноября 1996 г. (с изменениями № 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.). - Консультант Плюс: Справочные правовые системы

4.  Анализ основных показателей рыночной активности гостиниц России.

5.  Биржаков, М.Б. Введение в туризм.

6.  Вавилова, Е.В. Основы международного туризма.

7.  Ветитнев, А.М., Журавлева, Л.Б. Курортное дело.

8.  Гайдукевич, Л.М. Международный туризм в системе взаимодействия стран Центральной и Восточной Европы в конце ХХ - начале ХХI века.

9.  Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.

10.  Доклады Всемирной туристической организации «Барометр мирового туризма»// UNWTO Tourism Barometer. Edition, 2007, 2008, 2009

11.  Квартальнов, В.А. Иностранный туризм.

12.  Квартальнов, В.А. Туризм:

23.  Котлер, Ф., Боуэн, Дж., Мейкенз, Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм

 


Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике