Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе с тем развитие
информационных технологий и общее
снижение цен на туристские поездки
относительно доходов населения
способствуют увеличению числа туристов
и во многом способствуют происходящему
в настоящее время процессу глобализации.
Как известно, вместе с глобализацией
приходит единообразие. Поэтому все
большее число людей
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
При проведении государственной
политики в сфере туризма национальные
туристские администрации большинства
стран учитывают прогноз
С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:
- повышение общей
- обеспечение мер безопасности
и своевременного обеспечения
туристов необходимой
- повышение роли
- усиление роли государственно-
- необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
Итак, анализ исследованных теоретических источников показал, что в сфере международного туризма происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно влияет на динамику развития международного туризма:
- кризисные явления в мировой экономике привели к определенной стагнации темпов его развития к концу 2008 г.;
- для некоторых стран
международный туризм может
- для получения измеримой
прибыли международный туризм
может быть успешно направлен
на достижение определенных
- несмотря на политический
и экономический кризис, в туристском
секторе отмечается рост
- наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов.
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
Преимуществ у нашей страны немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1-е место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу площади (4-е место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6-е). Неплохо на общем фоне обстоят дела с железнодорожным транспортом (30-е), ценами на топливо (30-е) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35-е).
Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов — тут у страны лишь 120-е место, 104-е место страна получила за въездной режим, по качеству дорог Россия заняла 103-е место из 124. В целом соотношение конкурентных преимуществ и недостатков России на внутреннем и въездном туристских направлениях показано на таблице 4.
Таблица 4 - Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях
Конкурентные преимущества |
Конкурентные слабости |
Политическая стабильность |
Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.) |
Стабильность национальной валюты |
Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса |
Наличие богатейших культурных и природных ресурсов |
Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны |
Наличие новых туристских
продуктов, удовлетворяющих потребность
в путешествиях в более отдаленные,
менее известные и |
Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру |
Рост доходов граждан на душу населения |
Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ |
Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках | |
Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов | |
Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности | |
Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев | |
Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров | |
Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта |
Российские туроператоры в первую очередь жалуются на нехватку гостиничных мест, подходящих для иностранцев.
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.
Объем платных услуг, оказываемых
населению гостиницами и
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Известно, что наша страна
насчитывает огромное количество культурных
и природных
Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Статистика въезда иностранных туристов в Россию в период с 2004 по 2008 гг. отражена в таблице.
Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года.
Таблица 5 - Въезд иностранных туристов в Россию в 2008-2004 гг. (к-во чел.)
№ |
Страна |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
1 |
Германия |
332822 |
345708 |
328583 |
313547 |
351099 |
2 |
США |
185888 |
172356 |
224970 |
156737 |
181721 |
3 |
Италия |
143493 |
129950 |
116000 |
125310 |
125397 |
4 |
Великобритания |
142016 |
130608 |
124169 |
118996 |
115622 |
5 |
Финляндия |
141017 |
153139 |
148153 |
175557 |
242816 |
6 |
Китай |
127155 |
129749 |
157361 |
204192 |
283839 |
7 |
Испания |
105655 |
79497 |
53943 |
60180 |
51395 |
8 |
Франция |
103223 |
112762 |
102513 |
109305 |
141113 |
9 |
Украина |
80021 |
49131 |
24165 |
62155 |
84320 |
10 |
Латвия |
66754 |
64280 |
49396 |
119938 |
50501 |
11 |
Литва |
58383 |
47253 |
42662 |
70445 |
40652 |
12 |
Южная Корея |
47343 |
48825 |
42951 |
43304 |
44397 |
13 |
Эстония |
45749 |
46602 |
65385 |
64662 |
74165 |
14 |
Япония |
44435 |
45083 |
59581 |
50842 |
56780 |
15 |
Канада |
44238 |
26660 |
23547 |
13483 |
17432 |
16 |
Нидерланды |
35376 |
33659 |
29014 |
32696 |
33101 |
17 |
Норвегия |
34270 |
26136 |
23729 |
21215 |
23672 |
18 |
Польша |
32919 |
42932 |
234073 |
133096 |
353986 |
19 |
Израиль |
32725 |
31250 |
27133 |
30397 |
26924 |
20 |
Австралия |
26087 |
26184 |
19478 |
14684 |
14189 |
21 |
Швеция |
24918 |
26000 |
30967 |
45813 |
31892 |
22 |
Австрия |
24789 |
29835 |
24370 |
29095 |
32404 |
23 |
Швейцария |
23827 |
27134 |
27415 |
21343 |
24369 |
24 |
Греция |
23036 |
21742 |
16942 |
17558 |
18735 |
25 |
Дания |
19662 |
20640 |
18731 |
17066 |
21131 |
26 |
Бельгия |
18472 |
22707 |
19263 |
19945 |
17475 |
Всего въехало с целью туризма |
2295074 +3,7% |
2213597 -9% |
2433018 +2% |
2384626 -16,6% |
2860802 -9,2% |
Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике