Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 130.22 Кб (Скачать)

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее  снижение цен на туристские поездки  относительно доходов населения  способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему  в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией  приходит единообразие. Поэтому все  большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые  гарантируют избыток развлечений  и хорошую погоду. В настоящее  время существует большое число  курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых  или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения  туристов с местным населением и  культурой принимающей страны, и  вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.

В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны  с высоким уровнем сервиса  и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время  и в ближайшем будущем будут  являться предпочтительными при  выборе туристских поездок.

Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся  укреплением позиций массового  туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует  постоянных активных действий со стороны  стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов  туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого  соотношения их цены и качества.

При проведении государственной  политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства  стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной  туристской организацией (ЮНВТО) –  крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением  ООН и насчитывающей в своем  составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020»  увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое .

С целью увеличения международных  туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие  перед странами на ближайшее десятилетие:

- повышение общей ответственности  и роли координации со стороны  правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

- обеспечение мер безопасности  и своевременного обеспечения  туристов необходимой информацией;

- повышение роли государственной  политики в сфере туризма;

- усиление роли государственно-частных  партнерств;

- необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Итак, анализ исследованных  теоретических источников показал, что в сфере международного туризма  происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно  влияет на динамику развития международного туризма:

- кризисные явления в  мировой экономике привели к  определенной стагнации темпов  его развития к концу 2008 г.;

- для некоторых стран  международный туризм может оказаться  более прибыльным, чем внутренний  туризм;

- для получения измеримой  прибыли международный туризм  может быть успешно направлен  на достижение определенных рыночных  целей. 

- несмотря на политический  и экономический кризис, в туристском  секторе отмечается рост показателей  туристской деятельности;

- наблюдается большая  конкуренция среди регионов в  привлечении туристов.

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ  В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Место и роль международного  туризма в экономике страны

Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных  цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных  цепочек. Резко увеличился объем  инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны  иностранных, так и со стороны  отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в  регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря  этому получили всемирную известность  не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в  целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона  и гарантию того, что через несколько  лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Преимуществ у нашей страны немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1-е место), хорошее  школьное образование, число врачей на единицу площади (4-е место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6-е). Неплохо на общем фоне обстоят  дела с железнодорожным транспортом (30-е), ценами на топливо (30-е) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35-е).

Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов — тут у страны лишь 120-е место, 104-е место страна получила за въездной режим, по качеству дорог  Россия заняла 103-е место из 124. В целом соотношение конкурентных преимуществ и недостатков России на внутреннем и въездном туристских направлениях показано на таблице 4.

Таблица 4 - Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях

Конкурентные преимущества

Конкурентные слабости

Политическая стабильность

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность  в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные  места

Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной  аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан  на душу населения

Сохранение негативных стереотипов  восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

 

Недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках

 

Недостаточно высокий  уровень личной безопасности туристов

 

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

 

Завышенные тарифы для  иностранных туристов на услуги государственных  музеев

 

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии  из-за дефицита квалифицированных кадров

 

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с  использованием автотранспорта


Российские туроператоры в первую очередь жалуются на нехватку гостиничных мест, подходящих для  иностранцев.

В настоящее время в  стране насчитывается более 6 тысяч  гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С  учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее  количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность  российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных  организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам  Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП  нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих  мест в туризме составило 1% от общей  занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал  в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского  показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории  и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее  время действуют 103 музея-заповедника  и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой  территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в  список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные  комплексы, туристский транспорт и  др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Статистика въезда иностранных туристов в Россию в период с 2004 по 2008 гг. отражена в таблице.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года.

Таблица 5 - Въезд иностранных  туристов в Россию в 2008-2004 гг. (к-во чел.)

Страна

2008

2007

2006

2005

2004

1

Германия

332822

345708

328583

313547

351099

2

США

185888

172356

224970

156737

181721

3

Италия

143493

129950

116000

125310

125397

4

Великобритания

142016

130608

124169

118996

115622

5

Финляндия

141017

153139

148153

175557

242816

6

Китай

127155

129749

157361

204192

283839

7

Испания

105655

79497

53943

60180

51395

8

Франция

103223

112762

102513

109305

141113

9

Украина

80021

49131

24165

62155

84320

10

Латвия

66754

64280

49396

119938

50501

11

Литва

58383

47253

42662

70445

40652

12

Южная Корея

47343

48825

42951

43304

44397

13

Эстония

45749

46602

65385

64662

74165

14

Япония

44435

45083

59581

50842

56780

15

Канада

44238

26660

23547

13483

17432

16

Нидерланды

35376

33659

29014

32696

33101

17

Норвегия

34270

26136

23729

21215

23672

18

Польша

32919

42932

234073

133096

353986

19

Израиль

32725

31250

27133

30397

26924

20

Австралия

26087

26184

19478

14684

14189

21

Швеция

24918

26000

30967

45813

31892

22

Австрия

24789

29835

24370

29095

32404

23

Швейцария

23827

27134

27415

21343

24369

24

Греция

23036

21742

16942

17558

18735

25

Дания

19662

20640

18731

17066

21131

26

Бельгия

18472

22707

19263

19945

17475

 

Всего въехало с целью  туризма

2295074

+3,7%

2213597

-9%

2433018

+2%

2384626

-16,6%

2860802

-9,2%

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике