Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Однако, учитывая укрепление
рубля и сложившуюся в столице
ситуацию, при которой средняя
цена за номер в гостиницах Москвы
существенно выше стоимости номера
аналогичной категории в
В 2008 году россияне совершили 11,3 млн. поездок на отдых за границу, это на 17,7% больше чем в 2007. Рост неплохой, однако в 2007 году этот показатель был выше – 20,8% (Таблица 6) .
Лидеры все те же: Турция,
Китай, Египет и Финляндия по-прежнему
возглавляют рейтинг
Сохранился и состав первой
десятки самых популярных направлений,
хотя некоторые перестановки в ней
все же есть. Италия поднялась с
шестого места на пятое, Испания,
наоборот, опустилась с шестого на
седьмое. Но обе страны дали неплохую
прибавку: Италия 19%, Испания 14,6%. Греция,
прибавив сразу 43%, поднялась, тем не
менее, только на одну ступеньку –
с восьмого на седьмое место, чуть-чуть
недотянув в абсолютных цифрах до
Испании. А вот Германии, практически
повторившей «греческий»
Лишь две страны из первой десятки ухудшили свои позиции. Таиланд с его политическими проблемами опустился с девятой строчки на десятую, а Украина просто упала – с пятой позиции на девятую. При этом Таиланд все-таки прибавил 11,5% и должен, наверное, с грустью вспоминать свои прежние результаты: 104% в 2006 году и 60,4% в 2007. Украина тоже выросла на 24,4%, но ее рваная динамика (если верить данным Росстата) мало поддается анализу.
Во вторую десятку прорвались Австрия, Израиль и Великобритания, потеснив Польшу, Эстонию и Сербию с Черногорией. Великобритания прибавила немногим более 10%, Австрия выросла хорошо – на 33%. Но особенно впечатляют результаты Израиля, поднявшегося с тридцатой на девятнадцатую позицию благодаря росту почти в 118%. Здесь будет уместно в очередной раз напомнить, что данные официальной российской статистики в сфере туризма почти всегда расходятся с цифрами, публикуемыми другими странами. Не сходятся наши цифры и с израильскими, хотя значительный рост въезда из России констатируют обе стороны. По данным Израиля, в стране побывали 356 тыс. российских туристов (плюс 85% по сравнению с 2007 годом), правда, этот показатель учитывает и экскурсантов, которые прибывают на один день из Египта или с Кипра.
Из «хорошистов» рейтинга назовем Швейцарию (44%), Венгрию (41,8%), Францию (34,3%), Чехию (27,5%), Черногорию (27,2%). Более заметный рост продемонстрировали США (71,6%), а также экзотические направления - Иордания (65,7%), Мальдивы (63%).
Ну а рекордсмены по темпу роста затаились в конце рейтинга популярности. Доминиканская республика, занимающая 35 позицию, подскочила на 143,2%. А победила в этом виртуальном турнире стоящая на 37-й строке Индонезия с ее безмятежным и манящим островом Бали: плюс 479,6%! .
Таблица 6 Выезд российских граждан, за границу в 2008 г. с целью туризма (тыс. поездок)
№ |
№ в 2007 году |
Страна |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
1 |
1 |
Турция |
2212,8 |
1923,4 |
1475,6 |
1562,6 |
2 |
2 |
Китай |
2059,3 |
1651,7 |
1307 |
1151,6 |
3 |
3 |
Египет |
1426,7 |
1255,4 |
902,8 |
695,7 |
4 |
4 |
Финляндия |
666,9 |
657,1 |
562,6 |
391,3 |
5 |
6 |
Италия |
398,1 |
334,1 |
245,8 |
205,6 |
6 |
7 |
Испания |
365,4 |
318,6 |
246,1 |
218,7 |
7 |
8 |
Греция |
349,2 |
244 |
198,8 |
146,3 |
8 |
10 |
Германия |
330,3 |
231,3 |
225,7 |
231,1 |
9 |
5 |
Украина |
309,8 |
249,1 |
511,7 |
292,2 |
10 |
9 |
Таиланд |
258,8 |
232,2 |
144,8 |
70,9 |
11 |
14 |
Франция |
229,2 |
170,7 |
138,6 |
174 |
12 |
11 |
ОАЭ |
228,1 |
207,2 |
173,9 |
166,7 |
13 |
12 |
Чехия |
227 |
178 |
136,2 |
124,9 |
14 |
13 |
Болгария |
207,5 |
173,1 |
148,3 |
121,2 |
15 |
15 |
Кипр |
172,4 |
150,5 |
113,1 |
108,1 |
16 |
16 |
Тунис |
149,0 |
129,7 |
93 |
90,5 |
17 |
17 |
Хорватия |
119,3 |
116,4 |
73,6 |
58,1 |
18 |
22 |
Австрия |
102,1 |
76,7 |
53,4 |
50,5 |
19 |
30 |
Израиль |
98,7 |
45,3 |
23,7 |
27,7 |
20 |
21 |
Великобритания |
87,3 |
79,2 |
60,7 |
72,3 |
21 |
20 |
Черногория |
84,6 |
66,5 |
65,8 |
33,1 |
22 |
24 |
Швейцария |
83 |
57,6 |
44,4 |
41,3 |
23 |
23 |
Литва |
77,8 |
63,8 |
44,6 |
44,1 |
24 |
19 |
Эстония |
76,8 |
27 |
71,1 |
19,3 |
25 |
25 |
Индия |
64,4 |
53,3 |
39,6 |
35,2 |
26 |
28 |
США |
56,3 |
32,8 |
25,2 |
21,1 |
42 |
Норвегия |
20,7 |
18,9 |
17,7 |
15,9 | |
43 |
Мальта |
18,8 |
17,7 |
15,5 |
13,8 | |
44 |
Иордания |
16,4 |
9,9 |
4,9 |
3,5 | |
Всего выехало с целью туризма |
11,3 |
9,4 |
7,8 |
6,8 |
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
- культурно-познавательный
туризм, охватывающий 10% общего международного
потока туристов и
- активные виды туризма,
такие как спортивный и
- специализированный туризм,
подразумевающий такие его
- круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
- деловой туризм, охватывающий
так называемую индустрию MICE (деловые
встречи, событийные
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма:
- культурно-познавательный,
- деловой,
- а также специализированный
туризм (круизный, событийный, экологический,
сельский, охота и рыбалка, активный,
в том числе в перспективе
горнолыжный, экстремальный (
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
Первые места по развитию
въездного туризма в России держат
Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По
данным Российского союза
Тот факт, что исторический
центр Ярославля недавно был
включен в список объектов Всемирного
наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь
в Ярославль иностранных
Поток туристов по городам Золотого кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура.
В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3 звезд и 4 звезды. Так, в начале года в центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4звезды гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4 звезды гостиница на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4 звезды на 100 номеров каждая.
В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3 звезды, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4 звезды в Тверской области.
В 2004 г. и первой половине 2005 г. было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.
Несмотря на большой туристический
потенциал Пскова, данная сфера в
городе развита недостаточно. В городе
действует 9 гостиниц, рассчитанных на
1200 мест. Большинство туристических
маршрутов предусматривает
В последние годы началось
строительство нескольких современных
отелей, однако, они небольшие –
до 50 мест. Строительство гостиницы
на берегу реки Великой, в центре города,
которая по проекту должна стать
самой крупной и самой
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день)
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.
Процесс формирования, становления
и развития туристской отрасли, в
качестве значимой отрасли территориальной
специализации, в настоящее время
не возможен без реальной государственной
поддержки, и, прежде всего, в области
рекламно-информационного
Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.
Основная цель СЗФО состоит
в формировании конкурентоспособной
туристско-рекреационной
World Economic Forum (WFE) вычислил конкурентоспособность 124 стран мира в сфере туризма и отдыха. В 2006 г. в России были опрошены представители 553 компаний. По данным Российского союза туриндустрии, за девять месяцев 2006 г. в Россию въехало более 2 млн. иностранных туристов и 95% из них выбрали туристический маршрут Москва — Петербург — Золотое кольцо.
Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.
Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике