Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 130.22 Кб (Скачать)

Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице  ситуацию, при которой средняя  цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах  Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться  в ближайшие 2-3 года. С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

В 2008 году россияне совершили 11,3 млн. поездок на отдых за границу, это на 17,7% больше чем в 2007. Рост неплохой, однако в 2007 году этот показатель был выше – 20,8% (Таблица 6) .

Лидеры все те же: Турция, Китай, Египет и Финляндия по-прежнему возглавляют рейтинг предпочтений россиян. А вот динамика спроса заметно  изменилась. В последние два года Египет, отставая в абсолютных цифрах, заметно опережал Турцию по темпам роста. Например, в 2006 г. Египет прибавил 29,8%, а Турция потеряла 5,6%. В 2007 показатели конкурентов были 39% (Египет) и 30% (Турция). В 2008-м Турция пусть не намного, но обошла основного конкурента, прибавив 15% против египетских 13,6%. Соответственно стихли и разговоры о том, что Египет в ближайшие годы может обогнать Турцию по показателям посещаемости россиянами.

Сохранился и состав первой десятки самых популярных направлений, хотя некоторые перестановки в ней  все же есть. Италия поднялась с  шестого места на пятое, Испания, наоборот, опустилась с шестого на седьмое. Но обе страны дали неплохую прибавку: Италия 19%, Испания 14,6%. Греция, прибавив сразу 43%, поднялась, тем не менее, только на одну ступеньку –  с восьмого на седьмое место, чуть-чуть недотянув в абсолютных цифрах до Испании. А вот Германии, практически  повторившей «греческий» показатель – 42,8%, это позволило подняться  сразу на две позиции – с  десятого места на восьмое.

Лишь две страны из первой десятки ухудшили свои позиции. Таиланд  с его политическими проблемами опустился с девятой строчки  на десятую, а Украина просто упала  – с пятой позиции на девятую. При этом Таиланд все-таки прибавил 11,5% и должен, наверное, с грустью  вспоминать свои прежние результаты: 104% в 2006 году и 60,4% в 2007. Украина тоже выросла на 24,4%, но ее рваная динамика (если верить данным Росстата) мало поддается  анализу.

Во вторую десятку прорвались Австрия, Израиль и Великобритания, потеснив Польшу, Эстонию и Сербию с Черногорией. Великобритания прибавила  немногим более 10%, Австрия выросла  хорошо – на 33%. Но особенно впечатляют результаты Израиля, поднявшегося с  тридцатой на девятнадцатую позицию  благодаря росту почти в 118%. Здесь  будет уместно в очередной  раз напомнить, что данные официальной  российской статистики в сфере туризма  почти всегда расходятся с цифрами, публикуемыми другими странами. Не сходятся наши цифры и с израильскими, хотя значительный рост въезда из России констатируют обе стороны. По данным Израиля, в стране побывали 356 тыс. российских туристов (плюс 85% по сравнению с 2007 годом), правда, этот показатель учитывает и экскурсантов, которые прибывают на один день из Египта или с Кипра.

Из «хорошистов» рейтинга назовем Швейцарию (44%), Венгрию (41,8%), Францию (34,3%), Чехию (27,5%), Черногорию (27,2%). Более заметный рост продемонстрировали США (71,6%), а также экзотические направления - Иордания (65,7%), Мальдивы (63%).

Ну а рекордсмены по темпу роста затаились в конце  рейтинга популярности. Доминиканская  республика, занимающая 35 позицию, подскочила на 143,2%. А победила в этом виртуальном  турнире стоящая на 37-й строке Индонезия с ее безмятежным и  манящим островом Бали: плюс 479,6%! .

 

 

Таблица 6 Выезд российских граждан, за границу в 2008 г. с целью  туризма (тыс. поездок)

№ в 2007 году

Страна

2008

2007

2006

2005

1

1

Турция

2212,8

1923,4

1475,6

1562,6

2

2

Китай

2059,3

1651,7

1307

1151,6

3

3

Египет

1426,7

1255,4

902,8

695,7

4

4

Финляндия

666,9

657,1

562,6

391,3

5

6

Италия

398,1

334,1

245,8

205,6

6

7

Испания

365,4

318,6

246,1

218,7

7

8

Греция

349,2

244

198,8

146,3

8

10

Германия

330,3

231,3

225,7

231,1

9

5

Украина

309,8

249,1

511,7

292,2

10

9

Таиланд

258,8

232,2

144,8

70,9

11

14

Франция

229,2

170,7

138,6

174

12

11

ОАЭ

228,1

207,2

173,9

166,7

13

12

Чехия

227

178

136,2

124,9

14

13

Болгария

207,5

173,1

148,3

121,2

15

15

Кипр

172,4

150,5

113,1

108,1

16

16

Тунис

149,0

129,7

93

90,5

17

17

Хорватия

119,3

116,4

73,6

58,1

18

22

Австрия

102,1

76,7

53,4

50,5

19

30

Израиль

98,7

45,3

23,7

27,7

20

21

Великобритания

87,3

79,2

60,7

72,3

21

20

Черногория

84,6

66,5

65,8

33,1

22

24

Швейцария

83

57,6

44,4

41,3

23

23

Литва

77,8

63,8

44,6

44,1

24

19

Эстония

76,8

27

71,1

19,3

25

25

Индия

64,4

53,3

39,6

35,2

26

28

США

56,3

32,8

25,2

21,1

42

 

Норвегия

20,7

18,9

17,7

15,9

43

 

Мальта

18,8

17,7

15,5

13,8

44

 

Иордания

16,4

9,9

4,9

3,5

   

Всего выехало с целью  туризма

11,3

9,4

7,8

6,8


В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом  туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

- культурно-познавательный  туризм, охватывающий 10% общего международного  потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских  расходов;

- активные виды туризма,  такие как спортивный и приключенческий,  приобретающие все более широкую  популярность в мире;

- специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности  как экологический, научный, учебный,  событийный, лечебно-оздоровительный  и др.;

- круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

- деловой туризм, охватывающий  так называемую индустрию MICE (деловые  встречи, событийные мероприятия,  конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского  продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие  виды туризма:

- культурно-познавательный,

- деловой, 

- а также специализированный  туризм (круизный, событийный, экологический,  сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России

Первые места по развитию въездного туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической  индустрии, равным со столицами потенциалом  по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера  Байкал. Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России. Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля — $39,6 млн.

Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был  включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.

Поток туристов по городам  Золотого кольца имеет серьезную  тенденцию к увеличению. Такие  города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных  туристов и огромный туристический  потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для  его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса  и неразвитая транспортная инфраструктура.

В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО  отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих  категории 3 звезд и 4 звезды. Так, в  начале года в центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4звезды гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.

В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4 звезды гостиница  на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4 звезды на 100 номеров каждая.

В августе 2005 года открылась  гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в Переславле-Залесском.

Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3 звезды, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4 звезды в Тверской области.

В 2004 г. и первой половине 2005 г. было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной  недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.

Несмотря на большой туристический  потенциал Пскова, данная сфера в  городе развита недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1200 мест. Большинство туристических  маршрутов предусматривает однодневное  посещение Пскова. Это связано  с недостаточной комфортностью  гостиничных номеров и неразвитостью  сопутствующего сервиса.

В последние годы началось строительство нескольких современных  отелей, однако, они небольшие –  до 50 мест. Строительство гостиницы  на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать  самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина  – недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство  приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство  компанией «Старые кварталы»  гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы.

Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в  стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость  одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных  туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя  продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета  туристов из регионов России. Таким  образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного  иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день)

Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился  инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.

Процесс формирования, становления  и развития туристской отрасли, в  качестве значимой отрасли территориальной  специализации, в настоящее время  не возможен без реальной государственной  поддержки, и, прежде всего, в области  рекламно-информационного продвижения  и нормативно-правовой базы. Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые  пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов.

Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.

Основная цель СЗФО состоит  в формировании конкурентоспособной  туристско-рекреационной отрасли  в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад  в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных  бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

World Economic Forum (WFE) вычислил конкурентоспособность 124 стран мира в сфере туризма и отдыха. В 2006 г. в России были опрошены представители 553 компаний. По данным Российского союза туриндустрии, за девять месяцев 2006 г. в Россию въехало более 2 млн. иностранных туристов и 95% из них выбрали туристический маршрут Москва — Петербург — Золотое кольцо.

Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов  мира по туристской привлекательности  и остается одним из самых привлекательных  туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма  Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают  в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике